Смекни!
smekni.com

Семья и домашнее хозяйство (стр. 1 из 2)

Начать разговор о домашнем хозяйстве следует с разграничения двух понятий - семьи и домашнее хозяйство

Семья – древнейшее образование на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории человечества семьи были залогом стабильности в обществе. Семья – это первичная ячейка общества. Поэтому психологический комфорт и материальная стабильность в домашнем хозяйстве являются одними из важнейших инструментов поддержания приемлемого уровня жизни в условиях мирового финансового кризиса. Семья является сложным объектом для исследования, и каждая из наук, исследующая ее, создает свой набор определений и моделей. Поэтому при употреблении термина «семья» необходимо разграничение тех аспектов, которые вкладываются различными науками, парадигмами, школами, моделями. В экономическом анализе семьи сложились две традиции анализа: на микроуровне и макроуровне. Микроуровень определял анализ отдельной семьи, макроуровень – совокупность всех семей в обществе.

. ·Домашнее хозяйство (домохозяйство) это субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельного хозяйства индивида или группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.

К домашним хозяйствам относят не только семьи, но и отдельных индивидов. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получают доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и другие ресурсы. Продавая ресурсы, домашние хозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения.

Целью деятельности домашних хозяйств является потребление, т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Как потребители, население является независимым агентом, поскольку принимает решение самостоятельно и уровень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

Основную функцию домашнего хозяйства следует определить как производство, реализация и сохранение человеческого капитала, который, в свою очередь, понимается как совокупность знаний, практических навыков и трудовых усилий человека. Представим деятельность домашнего хозяйства по формированию человеческого капитала с помощью схемы (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Структура деятельности домашнего хозяйства по формированию человеческого капитала

В поведении домохозяйств выделяют характеристики экономического субъекта, «оптимизирующего рационализатора», но это не всегда возможно, и домохозяйства ведут себя в соответствии с другими принципами поведения, среди которых в рамках институционального анализа выделяются, в частности, следующие.

1. Ориентация на среднее мнение. Этот принцип поведения доминирует в ситуации неопределенности, когда отдельно взятое домохозяйство, не зная будущих результатов осуществляемых сегодня действий, ведет себя так же, как и остальные домохозяйства, т.е. как бы ориентируется на тех, кто, возможно, обладает более глубоким знанием, например, финансового рынка.

2. «Жизнерадостность». Следование принципу «жизнерадостности» (animal spirit) означает, по Дж. М. Кейнсу, что домохозяйство поступает так или иначе на основе «спонтанного оптимизма», «природного желания действовать»

3. Привычки. Они представляют собой правила поведения, которых придерживаются домохозяйства в своей деятельности. Следование таким правилам может быть эффективным с точки зрения экономии на издержках поиска и обработки информации об еще более эффективных правилах.

4. Обычаи. Под этим термином понимают вид социального принуждения, которое

5. ·Роль рутины в функционировании домашнего хозяйства

·· Рассматривая функционирование фирмы, мы отметили роль, которую играют рутины в снижении информационных издержек и издержек мониторинга и предупреждения оппортунизма. В отличие от фирмы, в функционировании которой рутины занимают важное, но не центральное место, деятельность домашнего хозяйства носит преимущественно рутинный характер. И причина здесь вовсе не в экономии на трансакционных издержках, так как в рамках домашнего хозяйства вес взаимоотношения локализованы, легко поддаются контролю, существует возможность для применения социальных санкции. Объяснений основополагающей роли рутин несколько.

· Во-первых, человеку свойственна потребность в создании вокруг себя предсказуемой среды. Действуя на рынке или в сфере гражданского соглашения, человек постоянно подвергается стрессам изменяющихся обстоятельств, будь то рыночная конъюнктура или политическая нестабильность. Создание семьи и домашнего хозяйства позволяет индивиду организовать часть своей повседневной жизни с помощью рутины, т. е. в соответствии с принципами непрерывности и предсказуемости. «Обычная повседневная жизнь, с поправкой на контекст и на индивидуальные качества человека, развертывается в рамках рутин, обеспечивающих автономию и предсказуемость действий».

· Именно в рамках защищенного рутиной пространства впервые возникает норма доверия. Энтони Гидденс связывает возникновение у ребенка доверия к окружающим с действиями родителей, которые заботятся о ребенке, создавая защищенное от внешней среды пространство, о котором ребенок чувствует себя комфортно. В этом пространстве ребенок способен полностью контролировать свои действия, на результат которых практически не влияют внешние факторы.

· Во-вторых, в условиях, когда есть множество правил игры (соглашений: рыночного, индустриального, гражданского и др.), без которых не обойтись во взаимодействии с окружающими, у человека возникает потребность в существовании сферы, где он мог бы оставаться самим собой. Иными словами, у индивида «существует потребность создавать для себя такую среду повседневной жизни, в которой его связи общения с другими людьми и природой содействуют достижению и сохранению его личностной идентичности». Эта потребность реализуется через разграничение двух сфер, частной и публичной жизни. Сфера частной жизни, к которой и относятся семья и домашнее хозяйство, отграничена от сферы публичной жизни легальными гарантиями невмешательства в частную жизнь и рутинами. Рутины, созданные самим индивидом и под его потребности, и очерчивают то пространство, где он остается самим собой.

· Центральное место, которое занимает в семье и домашнем хозяйстве рутина, возможно, объясняет господствующее в российском обществе понимание семьи как «защитного барьера». Так, большинство россиян выбирает в качестве основной ассоциации с семьей вариант «Мой дом -- моя крепость». Результаты социологического опроса подтверждают данную тенденцию: больше всего респондентов, 33% от их общего количества, избрали именно этот вариант при ответе на вопрос: «Что значит для вас семья?», еще 19% остановились на варианте: «Место, где можно укрыться от чужих».

· Защитная функция семьи, предсказуемость и подконтрольность взаимоотношений в ее рамках в условиях радикальных изменений, происходящих на макросоциальном уровне, приобретают особое значение. Именно этими факторами можно объяснить чрезвычайно высокий уровень доверия к институту семьи, характерный для современного российского общества: среди институтов, вызывающих наибольшее доверие, респонденты называют семью (71% респондентов), друзей (45%) и только на третьей позиции идет первый из деперсонифицированных институтов - церковь (24%). Высокий уровень доверия к семье в российском социуме связан с тем, что подконтрольность и предсказуемость ситуации достижимы лишь в рамках семейных рутин и не распространяются за пределы семейно-родственных связей.

· Наконец, рутины нужны для экономии внимания как ограниченного ресурса, позволяя человеку сконцентрироваться лишь на наиболее важных аспектах ею повседневной деятельности. «Скорее внимание, а не информация является редким ресурсом». Рутина относится к сфере бессознательного, точнее, внесознательного. Следовательно, необходим перенос акцента в анализе рутин на их связь с установками, находящимися на предшествующей сознанию ступени развития психики. Формирование рутин создаст предпосылки для экономии индивидом таких важнейших для социальной деятельности ресурсов, как внимание и информация. Во многих случаях «внимание замешается установкой», что позволяет индивиду сконцентрироваться на важнейших для него на данный момент событиях. Заметим, что именно с превращением части норм, регулирующих повседневную жизнь индивидов, связано сто одно объяснение «эффекта исторической обусловленности развития». Попытки революционного изменения институтов сталкиваются с необходимостью пересмотра большого числа рутин, а так как в силу ограниченности когнитивных способностей человек не может одновременно пересматривать все рутины, то он ограничивается лишь некоторыми, требующими под давлением обстоятельств самого безотлагательного пересмотра. Отсюда задержки в реакции домашних хозяйств на происходящие институциональные реформы - они просто не успевают реагировать, придавая изменению институтов инерционный характер.

Типы домашних хозяйств

Следует заметить, что универсальной модели домашнего хозяйства не существует, так как характеристики институциональной среды, в которой это домохозяйство находится, оказывают влияние на его структуру. В этой связи разделяют три идеальных типа домашнего хозяйства (не существующих в чистом виде): домашнее хозяйство в командной экономике, домашнее хозяйство в рыночной экономике и домашнее хозяйство в переходной экономике.

·Домашнее хозяйство в командной экономике

·· Воспроизводство человеческого капитала в командной экономике сталкивается с целым рядом проблем. Несмотря на стабильный характер внешней среды, повседневная жизнь домашнего хозяйства осложняется дефицитом потребительских товаров и услуг. Домашнее хозяйство сталкивается с необходимостью превращать рутинную в иной ситуации процедуру покупки продуктов или одежды в занимающий много времени, сил и психических эмоций процесс. Кроме того, государство представляет лишь минимальные гарантии защиты частной сферы, оставляя за собой право вмешиваться в нее при возникновении необходимости. Вообще вряд ли можно говорить о существовании защищенной государством сферы частной жизни и рамках командной экономики. Отсюда особенно интенсивная потребность в экспансии семьи и домашнего хозяйства - только эти организации способны защитить личное пространство индивида. В этой связи Владимир Шляпентох говорит о приватизации общественной жизни в России образца 60-70-х годов - социальные связи преимущественно принимали форму семейно-родственных и «блатных», предполагавших включение в структуру домашнего хозяйства полезных для приобретения дефицитных товаров и услуг людей.