Смекни!
smekni.com

История социологии 3 (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный университет
им. А. М. Горького

Исторический факультет

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

«История социологии»

Выполнила: студентка 1-3 курса,

г. Нижний Тагил

Специальность:

Историко-архивоведение

Хвостова Александра Андреевна

Проверил:

ассистент

Черноухов Константин Анатольевич

Екатеринбург

2011

ПЛАН

Введение

1. Социально-философские предпосылки социологии как науки и основные этапы ее развития

2. Возникновение социологии и развитие социологического знания

3. Современный этап развития социологии

4. Особенности развития советской и российской социологической науки

Заключение

Список литературы

Введение

Социология — это отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабах, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Любая наука имеет свою историю становления и развития, социология не является исключением. Цель реферата раскрыть особенности становления и развития социологического знания. Цель достигается через ряд задач: раскрыть социально-философские предпосылки возникновения социологии; дать характеристику начальному этапу развития социологии; рассмотреть современный этап развития социологии; дать характеристику советской и российской социологии.

Возникновение социологии как отдельной науки предпо­лагало появление понятия «общество» и разработку теории общества благодаря познанию естественных основ социаль­ного порядка. Можно даже сказать, что вообще социология как самостоятельная наука обязана своим возникновением изобретению понятия «общество», т. е. его разработке в те­оретическом плане и повсеместном словоупотреблении.

Социология — это определенный ответ на вопрос о социальном порядке, который направил в одно русло последующий анализ, но не был единственно возможным. После появления этой специфической новой науки существовали и другие подходы к социальным проблемам, которые не считали себя «социологией». В настоящее время объем того, что охватывает социология, значительно вырос и включает многие до сих пор альтернативные подходы, которые обозначаются как направления или парадигмы.

Становление социологии как самостоятельной науки происходило на фоне длительного развития, последствия которого оказывают влияние и сегодня.

1. Социально-философские предпосылки социологии как науки и основные этапы ее развития

Возникновение социологии как отдельной науки предпо­лагало появление понятия «общество» и разработку теории общества благодаря познанию естественных основ социаль­ного порядка. Можно даже сказать, что вообще социология как самостоятельная наука обязана своим возникновением изобретению понятия «общество», т. е. его разработке в те­оретическом плане и повсеместном словоупотреблении.[1]

Социология возникла на основе идей Просвещения и как реакция на Французскую революцию. Таким образом, она является продуктом определенного времени и общества, од­нако впоследствии сама стала воздействовать на социальную действительность. Она была связана с духовными и полити­ческими течениями своего временно социальное мышле­ние не обязательно должно было выражаться только в социо­логии. Это подтверждает целый ряд мыслителей, ученых, реформаторов общества, которые интенсивно занимались социальными вопросами, но ни в коей мере не считали себя социологами. Здесь следует упомянуть лишь двоих из них: Алексиса Токвиля, современника и соотечественника Огюста Конта, произведения которого «Демократия в Америке» и «Старое государство и революция» представляют интерес и сегодня, в то время как произведения Конта по сравнению с ними выглядят несколько архаично, и — Карла Маркса, ис­торический материализм которого стал величайшим вызовом для социологии.

В XIX в. со словом «социология» связывали совершенно определенное интеллектуальное обоснование, которое, од­нако, не являлось единственным способом постановки воп­роса о социальном порядке и его развитии. Сам вопрос «Как возможен социальный порядок?» представляет собой не на­чало, а итог развития размышлений о социальном.

Социология — это определенный ответ на вопрос о соци­альном порядке, который направил в одно русло последую­щий анализ, но не был единственно возможным. После по­явления этой специфической новой науки существовали и другие подходы к социальным проблемам, которые не счита­ли себя «социологией». В настоящее время объем того, что охватывает социология, значительно вырос и включает мно­гие до сих пор альтернативные подходы, которые обознача­ются как направления или парадигмы.

Становление социологии как самостоятельной науки про­исходило на фоне длительного развития, последствия кото­рого оказывают влияние и сегодня. Это развитие было обус­ловлено четырьмя предпосылками:

1) идеей естественного общественного порядка, который обладает собственной рациональностью' и поэтому не может быть подчинен государству как политически-ин­ституциональному порядку, а противостоит ему и счи­тается отдельным от него;

2) развитием рыночной экономики, носителем которой
является не государство, а гражданское общество;

3) идеей историзма как основой интереса к смыслу и на­правленности исторического процесса;

4) разработкой современной концепции науки и научного прогресса.

Все основоположники наук, возникших в XVII-XIX вв., были выдающимися философами. Общепринято считать основоположниками социологии трех великих философов: Карла Маркса, Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. В выпущенном недавно в Англии большом толковом социологическом словаре их назвали «троицей главных классических социологов». Хотя К. Маркс и М. Вебер не считали социологию наукой отдельной от социальной философии, то они сформулировали ее основополагающие положения.

1. Античность – становление представлений об обществе (Платон, Аристотель); рассмотрение вопросов общей социологии.

2. Средние века и Возрождение – отсутствие ярких представлений об обществе, полное господство религии и церковных догм.

3. Новое время – рассмотрение вопросов взаимодействия общества и государства, возникновение географического направления в социологии (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс).

4. 19 век – появление социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Э. Дюркгейм, Г.Спенсер, М. Вебер).

5. 20 век – вопросы развития и становления общества, социальная структура общества.

2.Возникновение социологии и развитие социологического знания

До научный период развития знания об обществе охватывает время от античной эпохи до середины 19 в. Предшественницей научной социологии является социальная философия. В трудах философов античности Платона и Аристотеля и др; ранних христианских учениях создавались первые теории об общественном устройстве, положении и роли человека в обществе. В середине века господствовали теологические теории, объяснявшие принципы миропорядка и государства с позиции христианских, буддийских, исламских учений о жизни людей. В новое время (17-18 вв.) в трудах Д. Локка, Ж. Руссо, Н. Макиавелли и др. получили распространение рационалистические теории устройства общества. Но все эти учения были умозрительными, не имели научной основы, их нельзя было проверить точными методами.[2]

К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Ее родоначальник О. Конт (1789— 1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал «социальной физикой». Обнаружив, что А. Кетле уже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. назвал свое учение социологией. Он определял социологическое знание как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании социальных явлений. Это позволяет, по мнению Конта, социологии уйти от абстрактных построений, стать наукой, близкой естествознанию, использующей методы естественных наук и именно поэтому способной решать проблемы общественной жизни. Анализируя проблему взаимосвязи личности и общества, О. Конт считал, что только общество и его социальные институты являются полноправными субъектами социальных отношений, а личность всегда лишь продукт воздействия общества.

Семья, а не индивид, утверждал он, составляет ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. О. Конт по праву считается «отцом» социологии, поскольку дал науке название, помог определить ее место среди других наук, наметил контуры предмета социологии.

Учение О. Конта получило дальнейшее развитие в социологических концепциях Г. Спенсера (1820—1903 гг.). Их главная идея — изменчивость общества и плавный эволюционизм в его развитии, обусловленные усложнением общества, внутренней дифференциацией социальных отношений и разделением труда. Развитое общество, по Спенсеру, — сложная организация с относительно автономными системами: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной. В главном труде «Основания социологии» Спенсер проводит аналогию между биологическим и социальным организмами и утверждает, что для того и другого свойственна борьба за существование, являющаяся одним из главных принципов социального бытия. Весьма значительным в социальном прогрессе он считал переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм (государство) лишь способствует саморегуляции индивидов.