Смекни!
smekni.com

Социология о наркомании как социальном явлении (стр. 1 из 6)

Оглавление

1. Введение

2. Предыстория наркомании.

3. Что такое наркомания?

4. Что такое наркотики и как они выглядят?

5. Формирование пристрастия к наркотикам.

6. Кто чаще становится наркоманом?

7. Профилактика наркоманий.

8. Заключение

9. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

С каждым днём мы видим по телевизору, слышим по радио о чуме 21-го века! На свете миллионы людей столкнулись с этой проблемой! Эта проблема наркомания! Для кого то это бизнес, а для кого то большое горе. Даже человек который переборол себя и бросил эту гадость, даже для него это не прошло бесследно! Бороться с ней можно и нужно, но для этого необходимы резкие методы! Об этом более подробно я напишу в заключении!

Я считаю, что для того, чтобы молодое поколение было здоровым, а общество полноценным необходимо уберечь их от наркомании. И потому не будем избегать “щекотливых” тем, надевать на детей розовые очки, делать вид, что плохого в нашей жизни нет. Пусть знают, что расплата за “кайф” неминуема своим здоровьем, счастьем и жизнью своею.

Поэтому в этом реферате я раскрою, во-первых, само понятие наркомании, её предысторию, роль социального работника в области этой проблемы, какого положение дел сегодня. И, конечно же, как выбрать правильную линию социальной защиты от наркомании.

Ведь наркомания есть зло, которое угрожает сегодня всему человечеству, поэтому и бороться против него мы должны сообща. А для того, чтобы это стало возможным, мы должны хорошо знать своего врага – наркотики и все, что с ними связанно.

Предыстория наркомании.

Наилучшее понимание наркологической проблемы требует хорошего знания истории, традиций производства и употреб­ления психически активных веществ.

Наркотики известны с глубокой древности. Начало их при­менения, вероятно, совпадает с возникновением человеческого рода. Во всех обществах издавна существовал обычай прини­мать вещества, способные изменять психическое состояние че­ловека. Их проглатывали, жевали, вдыхали, а сейчас еще и вводят шприцем. Средства, вызывающие чувство особого пси­хического подъема и нарушения сознания, всегда использова­лись с определенной целью — для проведения социальных, религиозных обрядов или мистических ритуалов.

Известно, что многие цивилизации пользовались наркоти­ческими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки — для поддержания сил в дальнем походе, китайцы ты­сячелетиями курили опиум — для снятия стресса и как сно­творное, жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского “трава”). Воины-измаилиты перед боем принимали гашиш, после чего становились активными и жес­токими. В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме также были знакомы с лечебными свойствами (подавления боли или недомогания) опия, индийской конопли и других наркотических веществ.

Самую древнюю историю имеет, пожалуй, употребление опия. Находки каменного века на территории Европы, древне­египетские рукописи повествуют о ритуально-мистических об­рядах с помощью растения “мак”. Древнегреческие рукописи, еврейский Талмуд V века до н. э. повествуют о лечебном при­менении этого наркотика, об “облегчении страданий”. Об этом писали Гомер, Геродот, Теофаст, Гиппократ в своих эпосах. Использовал это “лекарство” и Авиценна. Врачи средневековья широко применяли опий (лауданум) при психических возбуж­дениях, депрессии, спазмах различной этиологии. К концу XVII века трудно было найти болезнь, при лечении которой не применялся бы опий.

С научным развитием медицины постепенно стали откры­ваться обратные, вредные, действия опия, показания стали су­жаться. И только после нашумевших смертельных случаев из­вестнейших в Англии поэтов, особ высшего общества, получили огласку сведения, что, например, в 1860 году от опийной нар­комании умерло в два раза больше людей, чем от других за­болеваний. Начиная с 20-х годов нашего столетия “лечебные” свойства данного наркотика в корне были пересмотрены всеми учеными мира. Вспомнили изречение древних мудрецов: “Тот, кто привык к опиуму, должен принимать его ежедневно, иначе он обречен на смерть или самоуничтожение. Тот же, кто ни­когда не употреблял его, в случае, если ему представится воз­можность принять дозу, привычную для потребляющего, умрет непременно”.

Употребление кокаина также имеет древнюю как мир ис­торию. Кустарник произрастает в Центральной и Южной Аме­рике. В древности он использовался туземцами в ритуалах, обрядах или просто, собравшись группой, они жевали листья этого растения — так было принято.

В середине XIX века немецкие ученые выделили из листьев коки психически активное химическое соединение и назвали его “кокаин”. Вначале вещество было воспринято исключительно как лекарство. С его помощью упрощалась местная анестезия, им лечили невралгии, непрекращающиеся боли у хронических больных. Зигмунд Фрейд рекомендовал его при лечении астмы. Однако, Первая мировая война поставила под сомнение целесо­образность широкого применения кокаина из-за распространив­шейся массовой зависимости воинов от этого наркотика. Сол­датам в состоянии опьянения или кокаинового психоза боевые действия, мягко говоря, было трудно проводить. Особенно много кокаинистов встречалось среди летчиков. Самые кровавые бан­дитские налеты в гражданскую войну в России совершались под действием кокаина. И еще одно свойство способствовало его распространению — способность заглушать голод.

До середины 1980-х годов кокаин был распространен в вы­сокоразвитых странах. В России после длительного перерыва он вновь появился на рубеже 1980-1990-х годов. Трудность силовой борьбы с распространением этого наркотика обуслов­ливается тем, что это — порошок, а следовательно, предельно проста процедура его провоза, хранения и продажи.

С развитием торговли наркотики попадают в Европу, где находят свое применение в медицине. Долгие годы с помощью наркотиков решались множественные проблемы, в частности и опиум, и героин рассматривались как универсальные обезболи­вающие. Благодаря египетским походам Наполеона гашиш про­ник в Европу.

XX век открыл и новое качество наркомании как социального явления: опьяняющие вещества стали распро­страняться среди несовершеннолетних, не достигших ни био­логической, ни социальной зрелости. Первыми детьми-нарко­манами в нашей стране стали в 1920-е годы беспризорники. Но до 1960-х годов процесс наркотизации в обществе шел волнообразно — подъемы чередовались со спадами

В настоящее время тревогу вызывает как немедицинское, так и медицинское использование психотропных веществ в раз­ных социально-экономических группах, а также появление не­которых наркотических веществ там, где. их раньше не знали. Марихуану стали использовать в европейских странах, кока­ин—в Северной Америке, алкогольные напитки — в Индии, Пакистане и странах юга и востока Средиземноморья. Причем это распространение наркотических средств в регионах и об­ластях, где они не были традиционными, продолжается, затруд­няя предупреждение новых вспышек злоупотребления ими. Возникают новые и новые виды наркотических веществ.

Гамма психотропных, болеутоляющих препаратов, использу­емых с целью наркотизации, изменяется. На смену кодеину, нок-сирону, фенобарбиталу пришли трамал, реладорм, синдокарб. В период первичного “поискового полинаркотизма” подростками “не забыты” димедрол, паркопан. Не проходит и года, как по­являются зашифрованные жаргоном названия — speed, и т. д. и т. п. Поиск все новых, причем зачастую неожиданных, веществ, вероятно, не прекратится в обозримом будущем.

Наркодельцы стали использовать самые изощренные мето­ды — не представлять наркотик как наркотик, а, например, как просто стимулирующую таблетку.

В России проблема наркомании существовала не только на протяжении всей истории СССР, но и задолго до его образова­ния. Оценка проблемы носила явный отпечаток идеологического контроля со стороны партийного руководства страны. Наркома­нии трактовались как единичные случаи экспериментирования с наркотиками, не носящие характера социального явления.

Замалчивание проблемы наркомании в нашей стране, отри­цание ее существования, имевшее место вплоть до 1986 года, сыграло крайне отрицательную роль.

В настоящее время в цивилизованном мире наблюдается по­степенный переход от политики “войны с наркотиками” к политике “сокращения (уменьшения) вреда”. Наиболее энергично по этому пути пошли Нидер­ланды, Великобритания, Швейцария, Австралия. К сожалению, Россия опять идет “своим путем”. Закон “О наркотических сред­ствах и психотропных веществах” (1997) — резкий шаг назад, сводящий на нет первые робкие успехи по обеспечению помощи наркоманам. Тотальный набор запрещенных наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 1, 2 Закона), запрет на использование наркотических средств и психотропных веществ частнопрактикующими врачами (ст. 31), запрещение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 40), резкое ограничение сведений, допустимых в антинаркотической пропаганде (ст. 46), запреще­ние лечения больных наркоманией частнопрактикующими вра­чами, а также с использованием наркотических средств, напри­мер, метадоновая терапия (ст. 55), применение медицинских мер принудительного характера (ст. 54, п. 3), фактическая ликвидация анонимного лечения (ст. 56) — все это отбрасывает страну назад и приводит к полной беспомощности наркопотребителей перед наркобизнесом, криминализации негосударственной медицин­ской помощи, росту преступности наркопотребителей ради до­бывания наркотиков и тому подобным последствиям.