Смекни!
smekni.com

Архитектура древних майя (стр. 2 из 5)

Для майских городов типична свободная застройка, без какого-либо подчинения общему плану. Майские города представляют собой свободные скопления строений разной архитектоники. Это архитектура свободных и открытых пространств, расположенных на разных уровнях и окруженных свободно, ритмически и контрастно размещенными зданиями. В майских городах нельзя определить какое-либо пространство или постройку как подлинный центр города. Майя не признавали порядка и системы в планировке города, что в еще большей степени способствовало свободному размещению построек. Равноценность значения и расположения зданий и пространств соответствует и равноценности майских городов. У майя никогда не было единого правителя, который бы осуществлял власть над всей майской территорией. Все города независимы и равноценны точно так же, как и здания внутри самого города; только одни города побольше, другие поменьше. (Если мы сравним с майскими городами, например ацтекский Теночтитлан, могущественного властителя великой империи, подчиненной централизованному управлению, то увидим посередине Теночтитлана главную пирамиду, вокруг которой расположена главная площадь с дворцом правителя, и от этой площади во все стороны света расходятся четыре главные улицы.)

Майя прекрасно умели вписывать города в окружающую местность. В Петене, гористом крае с глубокими ущельями, лежит город Тикаль, постройки которого, часто поставленные на самом краю обрыва, при относительно небольшой площади основания весьма высоки (высота одной из пирамид 70 метров) и таким образом подчеркивают глубину ущелий. Постройки в городах равнинного Юкатана уже занимают большую площадь; расстояние между ними значительное, а сами строения часто низкие и подчеркивают горизонтальную линию.

Архитектуры отдельных высоких индейских культур доколумбовой Америки имели свои особенности. Архитектура майя превосходила архитектуру инков, ацтеков, тольтеков и представителей других высоких культур, прежде всего многообразием архитектурных и градостроительных форм. В своих городах майя строили не только пирамиды и дворцы, но и астрономические обсерватории, площадки для ритуальной игры в мяч, колоннады, триумфальные арки, монументальные лестницы и т. д. С разнообразными видами архитектурных построек мы встречаемся не в одном, а во многих городах по всей майской территории.

Города периода Древнего царства (классический период)

Две из самых больших майских столиц относятся к эпохе Древнего царства - это города Копан и Тикаль. В Древний период Копан был основным центром развития науки, и, прежде всего астрономии. Найденные в Копане астрономические таблицы превосходят все другие майские вычисления подобного рода. Расцвету наук в Копане способствовало то обстоятельство, что он просуществовал дольше других майских городов (древнейшая дата истории Копана - 460 год, последняя 801). Одной из достопримечательностей города является «Лестница иероглифов», на 62 ступенях которой вытесана самая большая майяская иероглифическая надпись (свыше 2.5 тысяч знаков).

Крупнейшим городом классического периода считается Тикаль. Городской комплекс Тикаля (не считая окраин) занимал площадь более 16 кв. км, на ней располагалось более 3000 построек. В Тикале возвышается самая большая майяская пирамида высотой более 70 метров. Город славится множеством стел (83) и алтарей (54).

Самый прекрасный из городов Древнего царства и более всего вызывающий восхищение - Паленке. Название Паленке возникло в доколумбовую эпоху. Так называлась деревенька, которая возникла вскоре после ухода испанцев. В словаре языка племени цельталь название деревни Паленке переводится Гхо-Гхан, что означает “Змеиный Город”. Можно предположить, что это название было первоначальным доколумбовым названием Паленке.

“Змеиный город” находится неподалеку от окраины Лакандонского леса на высоте примерно 100 метров над уровнем моря. Развалины зданий встречаются на протяжении 7.5 километра.

Пирамиды Паленке, как правило, невысокие, имеющие наверху небольшие по размерам храмы, с богатым геометрическим орнаментом. Почти все паленские постройки украшены штучным орнаментом - Паленке было средоточием мастеров этого искусства.

Центр Паленке образуют четыре главные пирамиды и, посреди них - паленский дворец, обширное здание с основанием в форме четырехугольника. Дворец имеет четыре внутренних дворика, патио. Стены дворца вокруг двух патио украшены рельефами, изображающими военнопленных. Некоторые галереи дворца украшены изображениями властителей города, облеченных знаками своей власти.

Необычна для майской архитектуры пятиэтажная башня дворца, служившая очевидно астрономической обсерваторией. Интересно, что лестница, ведущая в обсерваторию, начинается только на втором этаже.

По соседству с дворцом располагаются три прославленные пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища города: “Храм солнца”, “Храм креста”, “Храм лиственного креста”. Эти современные названия произведены от главных мотивов алтарных плит, находящихся внутри храмов.

На задней стене “Храма солнца” укреплен барельеф, представляющий солнце, которое изображено в виде щита, проткнутого двумя скрещивающимися копьями. По обе стороны от него на телах рабов стоят два жреца, приносящих жертвы. Барельеф дополняет ряд иероглифов, по которым можно определить дату постройки - 642 год.

Та же дата на рельефе, украшающем следующую паленскую пирамиду - “Храм солнца”. Крест, образующий центр композиции, является, вероятно, символом кукурузы - священного растения майя. В верхней части рельефа изображена священная птица центральноамериканских индейцев - кецаль.

Главный мотив барельефа “Храма лиственного креста” - крест, из которого вверх и в стороны вступают своеобразные языки пламени, или листья. На острие верхнего из них вырастает стилизованное человеческое лицо. И горизонтальные перекладины креста украшены человеческими головами - только уже поменьше.

Насколько можно судить, жизнь в Паленке замерла уже в конце 8 столетия н. э. До сих пор майологи дешифровали в Паленке 14 календарных дат, еще 11 надписей также, вероятно, содержат календарные данные. Древнейшая из известных пока надписей была обнаружена в “Храме лиственного креста”: она относится к 692 году. Датировок более поздних, чем 782 год в Паленке не существует. В отличие от большинства городов Древнего царства, о причинах гибели которых майологи продолжают спорить, Паленке после кратких 250 лет существования был захвачен и разгромлен племенем тотонаков.

В майских городах пирамиды строились всего лишь в качестве постамента для святилища. Однако здание, украшающее вершину пирамиды «Храм надписей», явно не было храмом. Внутри комнатки находится одна из самых больших известных науке майских надписей - три иероглифические плиты, занимающие одну из стен святилища. Ответ на вопрос, какой цели служил “Храм надписей”, нашел мексиканский археолог, профессор Альберто Рус. В 1949 году он посетил Паленке, его привлекала тайна высокой пирамиды. Он заинтересовался полом помещения. В отличие от полов в других храмах этот пол был покрыт искусно обработанными каменными плитами. Внимание Руса привлекла плита, которая имела по краям 12 отверстий, закрытых каменными пробками, и немного выступающая над полом. Когда плиту подняли, перед Русом открылся вид на часть лестницы.

После четырех лет изнурительной работы, Рус и рабочие вступили в просторную крипту, лежащую на 25 метров ниже уровня пирамиды. Большую часть пола занимала монолитная плита. Крипта была весьма просторна: 9 метров в длину, 4 - в ширину, 7 - в высоту. Одну из стен покрывали штуковые рельефы 9 Властителей ночи - богов 9 майских преисподних. Их наряд украшают перья кецаля и пояса, на каждом из которых изображены три человеческих черепа. Поверхность алтарной плиты богато украшена. В центре ее фигура молодого мужчины, изображение человека - представителя человеческого рода. Из него вырастает крест, символ животворной кукурузы. По обе стороны из кукурузных листьев выступают двуглавые змеи. Змея в майских представлениях связывалась с урожаем, с дождем (дождевые тучи якобы ползут над землей, как ленивые пресмыкающиеся).

На самой вершине креста кецаль - птица, перьями которой имели право украшать себя лишь жрецы и знатные жители. По сторонам креста как бы свисают схематические изображения бога солнца. Из тела юноши вырастает жизнь, но сам юноша почиет на лике смерти - на безобразной голове фантастического животного, из пасти которого торчат острые клыки. Божество смерти в представлениях центральноамериканских индейцев это одновременно и божество, олицетворяющее мать-землю. Бога земли майя представляли как огромную ящерицу, которая живет в земле и питается телами людей и животных, ибо после смерти все возвращается в землю.

Смысл этой каменной картины очевиден. Человек умирает, отправляется в землю, но лишь для того, чтобы когда-нибудь снова ожить, подобно зернышку священной кукурузы, снова вернуться на этот свет.

Огромная алтарная доска покоилась на могучем каменном цоколе. Выяснилось, что цоколь скрывает в себе полость. Затем Рус опустил через щель на нитке простейший зонд. Когда зонд вытянули, на нем оказались следы красной краски. Красная краска означает восток. А поскольку, по майским представлениям, на востоке каждый день рождается солнце, в предыдущий вечер умершее на западе, красный цвет - это краска воскрешения из мертвых. Поэтому майя во времена Древнего царства натирали красной краской тела умерших и все предметы, которые клались вместе с ним в могилу. 27 ноября 1952 года плита была сдвинута. В каменном саркофаге покоился мертвец в праздничном облачении, украшенном изумительными драгоценностями, которого жрецы положили туда, вероятно в 692 году. Следовательно, пирамида служила надгробием.