Смекни!
smekni.com

Освобождение от уголовного наказания (стр. 10 из 12)

Вместе с тем, несмотря на то, что за данное преступление предусмотрено наказание свыше трех лет лишения свободы, суд счел возможным назначить Багно Д.П. наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года со штрафом в размере в 25 минимальных размеров оплаты труда и освободить его от отбывания наказания на основании п. «е» Постановления Государственной Думы РФ «Об объявлении амнистии в связи с 55 – летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов» от 26 мая 2000 года[29].


5. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В соответствии со ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ.

Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты путем помещения его в специальное воспитательное учреждение для несовершеннолетних. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ срок пребывания в указанном учреждении не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного УК за совершенное им преступление. В УК не упоминается об определении судом срока пребывания несовершеннолетнего, освобожденного от наказания, в специальном воспитательном (лечебно-воспитательном) учреждении, в приговоре этот срок не назначается. Срок пребывания в указанном учреждении может составить пять лет лишь в редких случаях, когда несовершеннолетний ко времени осуждения имел возраст, немногим превышающий 14 лет. Как правило, фактический срок пребывания не будет превышать одного-трех лет. Если речь идет о несовершеннолетнем в возрасте старше семнадцати лет, применение рассматриваемой меры, как правило, не должно иметь место. Пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено до истечения указанных сроков, если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более в дальнейшем применении данной меры. Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно – воспитательном учреждении после истечения сроков, указанных в ч. 2 ст. 92 УК РФ, допускается только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку. Согласно ст. 93 УК РФ условно – досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам или к лишению свободы, после фактического отбытия ими:

1) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести;

2) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;

3) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Основание условно – досрочного освобождения несовершеннолетнего от отбывания наказания те же, что и для взрослых преступников: суд признает, что для исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания (ч. 1 ст. 79 УК РФ). На несовершеннолетних, в отношении которых применено условно – досрочное освобождение от наказания, распространяются и требования ч.7 ст. 79 УК РФ об отмене условно – досрочного освобождения и исполнения оставшейся части наказания.

Наконец, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних заключаются в значительном сокращении сроков давности и погашения судимости. В соответствии со ст. 94 УК РФ сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК РФ, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания сокращаются наполовину.

Согласно ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 УК РФ, сокращаются и соответственно равны:

а) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

б) трем годам после отбытия наказания за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Исходя из соображений гуманности, законодатель в ст. 96 УК РФ предусмотрел, что в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положение главы УК об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних к лицам, совершившим преступление в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное и лечебно - воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Практика показывает, что при рассмотрении дела суд приходит к выводу о возможности исправления несовершеннолетнего без отбывания наказания и применения к подростку в рав­ной мере или условного осуждения, или освобождения от наказания на ос­новании ч. 1 ст. 92 УК РФ. Учитывая, что первая норма содержит условный вид освобождения, очевидно, предпочтительнее более мягкой при­знать норму об освобождении от наказания, пре­дусмотренную ч. 1 ст. 92 УК РФ, и применить именно ее. Но практика свидетельствует об об­ратном. Возможность освобождения в соответст­вии с нормой, установленной ст. 92 УК РФ, чаще всего даже не обсуждается (при наличии оснований для ее применения). К несовершеннолетнему обычно применяют условное осуждение. Несовершеннолетний Н. (17 лет) за кражу мелких товаров на рынке был осужден условно к лише­нию свободы на срок в полтора года. На суде держался скромно, в содеянном раскаялся, свою вину признал. После совершения преступления вел добропорядочный образ жизни. Однако суд даже не рассмотрел вопроса о возможности ос­вобождения его от наказания на основании ст. 92 УК РФ[30].

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25 декабря 1990 г. отмечал: суды «при наличии к тому оснований редко обсуждают вопрос о воз­можности применения к подросткам, совершив­шим преступления, не представляющие большой общественной опасности, принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 63 УК РСФСР»[31] (ст. 90 УК РФ). Видимо, применение условного осуждения в тех случаях, когда есть основания и для освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера, связано с тем, что при условном осуждении остается возможность отмены решения об освобождении, тогда как при освобождении от наказания по ст. 92 УК РФ данной возможности нет. Такое освобождение является безусловным. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым (ч. 2 ст. 86 УК РФ), а само преступление не учиты­вается при квалификации и при назначении наказания.


6. ИНСТИТУТ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ

Идея об условном осуждении, в результате которого приговор, вступивший в законную силу, не мог быть немедленно приведен в исполнение или не исполнялся совсем, была известна еще раннему законодательству многих государств, среди которых Россия – не исключение. Суть условности неисполнения суда первоначально заключалась либо в предоставлении осужденным доказательств своего примерного поведения в будущем, либо непосредственно в таковом поведении в течение определенного законом срока.

В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно условного осуждения. Одни ученые считают условное осуждениевидом освобождения виновного от отбывания назначенного судом наказания[32] или особой формой освобождения виновного от ре­ального отбывания назначенного судом на­казания[33]. Другие рассматривают его как услов­ное исполнение назначенного судом наказания[34]. По мнению третьих, условное осуждение есть неисполнение приговора под условием[35]. Четвер­тые полагают, что по своей природе условное осуждение есть неприменение к виновному ре­ального наказания под соответствующим усло­вием[36]. В юридической литературе отмечалась и иная правовая природа условного осуждения. Например, О.Э. Лейст и И.С. Ной считали его особым видом наказания[37], а А.А. Герцензон ви­дел в нем отсрочку исполнения наказания. Следует отметить, что некоторые ученые, рас­сматривая вопрос об условном осуждении, во­обще не касаются правовой природы этого ин­ститута.[38]

Можно сказать, что условное осуждение – это исполнение в отношении осужденного назначенного судом наказания под условием, что осужденное лицо должно доказать свое исправление в течение установленного су­дом срока. В прежних уголовных ко­дексах России, например в УК 1926 г. и УК 1960 г., этот сущностный момент отражался в самой нор­ме об условном осуждении. В УК 1996 г., к сожа­лению, этот момент опущен, и при формулирова­нии общих положений условного осуждения име­ются элементы тавтологии. Так, в ч. 1 ст. 73 УК отмечается, что суд, "...назначив.., по­становляет считать назначенное наказание услов­ным". По нашему мне­нию, последнюю часть предложения ч. 1 ст. 73 УК необходим изложить так: "...постановляет об условном неисполнении этого наказания". Это не шаг назад, не шаг в прошлое, а отражение реальной сути данного института. Осуждение называется ус­ловным потому, что, не исполняя наказание в тече­ние установленного срока, суд предоставляет осуж­денному осуществить свою возможность на исправ­ление без реального претерпевания тех карательных свойств, которые присущи назначен­ному судом наказанию.

Институт условного осуждения предусматри­вает несколько вариантов (оснований, условий) отмены условного осуждения.[39]