Смекни!
smekni.com

Показания обвиняемого и подозреваемого (стр. 4 из 6)

бо­лезнь, ли­шаю­щая об­ви­няе­мо­го воз­мож­но­сти явить­ся;

не­свое­вре­мен­ное по­лу­че­ние об­ви­няе­мым по­ве­ст­ки:

иные об­стоя­тель­ст­ва, ли­шаю­щие об­ви­няе­мо­го воз­мож­но­сти явиться в назна­чен­ный срок.

Бо­лезнь, ли­шаю­щая об­ви­няе­мо­го воз­мож­но­сти явить­ся, долж­на быть удо­сто­ве­ре­на вра­чом, ра­бо­таю­щим в ме­ди­цин­ском уч­ре­ж­де­нии (ли­ст­ком вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти, справ­кой).

Не­свое­вре­мен­ное по­лу­че­ние по­ве­ст­ки или нев­ру­че­ние ее удо­сто­ве­ря­ет­ся от­мет­кой на по­ве­ст­ке или объ­яс­не­ни­ем ли­ца, по­лу­чив­ше­го по­ве­ст­ку для вру­че­ния.

Под ины­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми по­ни­ма­ют пе­ре­рыв в дви­же­нии транс­пор­та, сти­хий­ное бед­ст­вие, бо­лезнь чле­на се­мьи при не­воз­мож­но­сти по­ру­чить ко­му - ли­бо уход за ним, удо­сто­ве­рен­ная вра­чом, ра­бо­таю­щим в ме­ди­цин­ском уч­ре­ж­де­нии, и т. д. За­ня­тость на ра­бо­те, вы­езд в ко­ман­ди­ров­ку, в от­пуск и т. п. не счи­та­ют­ся ува­жи­тель­ны­ми при­чи­на­ми не­яв­ки, ес­ли по­ве­ст­ка бы­ла вру­че­на свое­вре­мен­но.

В слу­чае не­яв­ки без ува­жи­тель­ной при­чи­ны об­ви­няе­мый мо­жет быть под­верг­нут при­во­ду.

При­вод об­ви­няе­мо­го без пред­ва­ри­тель­но­го вы­зо­ва мо­жет быть при­ме­нен толь­ко в тех слу­ча­ях, ко­гда об­ви­няе­мый скры­ва­ет­ся от след­ст­вия или не име­ет оп­ре­де­лен­но­го мес­та жи­тель­ст­ва.

При­вод об­ви­няе­мо­го не мо­жет про­из­во­дить­ся в ноч­ное вре­мя, кро­ме слу­ча­ев, не тер­пя­щих от­ла­га­тель­ст­ва.

О при­во­де сле­до­ва­тель со­став­ля­ет по­ста­нов­ле­ние, ко­то­рое объ­яв­ля­ет­ся об­ви­няе­мо­му.

При­вод по по­ру­че­нию сле­до­ва­те­ля про­из­во­дит­ся ми­ли­ци­ей.

При­вод об­ви­няе­мо­го - при­ну­ди­тель­ное дос­тав­ле­ние к сле­до­ва­те­лю ор­га­на­ми ми­ли­ции ли­ца, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го име­ет­ся по­ста­нов­ле­ние о при­вле­че­нии в ка­че­ст­ве об­ви­няе­мо­го.

При­вод без пред­ва­ри­тель­но­го вы­зо­ва по ос­но­ва­ни­ям, не ука­зан­ным в ч. 2 ст. 147, не­до­пус­тим.

Вы­не­се­нию по­ста­нов­ле­ния о при­во­де долж­на пред­ше­ст­во­вать про­вер­ка при­чин не­яв­ки (име­ет­ся ли рас­пис­ка о вру­че­нии по­ве­ст­ки, нет ли до­ку­мен­та о бо­лез­ни вы­зы­вае­мо­го и т. д.).

В по­ста­нов­ле­нии о при­во­де ука­зы­ва­ют­ся имя, год и ме­сто ро­ж­де­ния, ад­рес, при­чи­на при­во­да, кем и ку­да дол­жен быть дос­тав­лен об­ви­няе­мый.

Факт объ­яв­ле­ния по­ста­нов­ле­ния о при­во­де удо­сто­ве­ря­ет­ся под­пи­сью на по­ста­нов­ле­нии. При от­ка­зе от под­пи­си при­ме­ня­ют­ся пра­ви­ла ст. 142.

Со­труд­ник ми­ли­ции, ко­то­ро­му по­ру­че­но ис­пол­нить по­ста­нов­ле­ние о при­во­де, дол­жен ис­хо­дить из по­ло­же­ния ст. 25 Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о том, что ни­кто не впра­ве про­ни­кать в жи­ли­ще про­тив во­ли про­жи­ваю­щих в нем лиц ина­че как в слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном или на ос­но­ва­нии су­деб­но­го ре­ше­ния. Пра­во­мо­чия ми­ли­ции по ис­пол­не­нию оп­ре­де­ле­ний, по­ста­нов­ле­ний, пись­мен­ных по­ру­че­ний о при­во­де лиц, ук­ло­няю­щих­ся от яв­ки по вы­зо­ву, пре­ду­смот­ре­ны п. 14 ст. 10 и п. 3 ст. 11 За­ко­на “О ми­ли­ции”. В слу­ча­ях при­во­да, пре­ду­смот­рен­ных УПК, “пись­мен­ное по­ру­че­ние” мо­жет иметь фор­му со­про­во­ди­тель­но­го пись­ма к по­ста­нов­ле­нию, но не за­ме­нять его.

Показания об­ви­няе­мо­го.

От­но­ше­ние об­ви­няе­мо­го к об­ви­не­нию (при­зна­ние или от­ри­ца­ние им сво­ей ви­ны в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии) вы­яс­ня­ет­ся обя­за­тель­но как на пред­ва­ри­тель­ном след­ст­вии, так и в су­де по всем без ис­клю­че­ния уго­лов­ным де­лам (см. ст.ст. 150 и 278 УПК). Од­на­ко од­но лишь за­яв­ле­ние об­ви­няе­мо­го о том, что он се­бя ви­нов­ным при­зна­ет или не при­зна­ет, в от­ры­ве от его по­ка­за­ний по су­ще­ст­ву или в про­ти­во­ре­чии с ни­ми ли­ше­но до­ка­за­тель­ст­вен­ной си­лы, так как не со

дер­жит све­де­ний о са­мих об­стоя­тель­ст­вах, под­ле­жа­щих до­ка­зы­вай­те. Оно вы­ра­жа­ет лишь субъ­ек­тив­ное от­но­ше­ние об­ви­няе­мо­го к предъ­яв­лен­но­му ему об­ви­не­нию. До­ка­за­тель­ст­вен­ное зна­че­ние име­ют фак­ты, со­об­щае­мые обвиняемым, при­знав­шим или от­ри­цаю­щим свою ви­ну.

При­знаю­ще­го свою ви­ну.

При­зна­ние об­ви­няе­мым сво­ей ви­ны, гла­сит часть 2 ст. 77 УПК, мо­жет быть по­ло­же­но в ос­но­ву об­ви­не­ния лишь при под­твер­жде­нии при­зна­ния со­во­куп­но­стью имею­щих­ся до­ка­за­тельств по де­лу. За­кон, та­ким об­ра­зом, пре­дос­те­ре­га­ет от Пе­ре­оцен­ки зна­че­ния это­го до­ка­за­тель­ст­ва. Прак­ти­ке из­вест­ны не­еди­нич­ные слу­чаи оши­боч­но­го или лож­но­го при­зна­ния об­ви­няе­мым сво­ей ви­ны в пре­сту­п­ле­нии, ко­то­рое или во­об­ще не бы­ло со­вер­ше­но или бы­ло со­вер­ше­но дру­ги­ми ли­ца­ми. Лож­ные по­ка­за­ния об­ви­няе­мо­го о ви­нов­но­сти в пре­сту­п­ле­нии мо­гут быть обу­слов­ле­ны же­ла­ни­ем из­ба­вить близ­ко­го че­ло­ве­ка от уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти, взяв его ви­ну на се­бя; они мо­гут быть вы­зва­ны уг­ро­за­ми со сто­ро­ны дей­ст­ви­тель­ных пре­ступ­ни­ков, а так­же же­ла­ни­ем ох­ра­нить ин­те­ре­сы или ре­пу­та­цию дру­гих лиц. Лож­ное при­зна­ние ви­ны ино­гда де­ла­ет­ся с це­лью по­лу­че­ния ка­кой-ли­бо вы­го­ды (на­де­ж­да из­ба­вить­ся в мес­те за­клю­че­ния от ал­ко­го­лиз­ма, же­ла­ние быть эта­пи­ро­ван­ным из мес­та от­бы­ва­ния на­ка­за­ния и т. п.). Оно мо­жет быть обу­слов­ле­но не­за­кон­ным, не­пра­виль­ным ве­де­ни­ем след­ст­вия, не­рас­по­знан­ной ду­шев­ной бо­лез­нью об­ви­няе­мо­го и дру­ги­ми при­чи­на­ми. В слу­ча­ях, ко­гда со­вер­ше­ние пре­сту­п­ле­ния груп­пой ка­ра­ет­ся бо­лее стро­го, а изо­бли­чен­ным ока­зал­ся лишь один со­уча­ст­ник, воз­мож­ны лож­ные по­ка­за­ния о при­зна­нии ви­ны в дей­ст­ви­ях, ко­то­рые сам об­ви­няе­мый не со­вер­шал.

По­лу­че­ние прав­ди­вых по­ка­за­ний об­ви­няе­мо­го, со­вер­шив­ше­го пре­сту­п­ле­ние, же­ла­тель­но, так как по­мо­га­ет глуб­же и объ­ек­тив­нее ис­сле­до­вать об­стоя­тель­ст­ва де­ла, спо­соб­ст­ву­ет по­ис­кам дру­гих до­ка­за­тельств. Но ведение расследования с ос­нов­ной це­лью по­лу­чить при­зна­ние об­ви­няе­мо­го (от ко­то­ро­го он в лю­бой мо­мент в по­сле­дую­щем мо­жет от­ка­зать­ся) ве­дет к серь­ез­ным ошиб­кам и за­ве­до­мо ста­вит под уг­ро­зу всю сис­те­му со­б­ран­ных по де­лу до­ка­за­тельств, ес­ли в ней до­ми­ни­рую­щее зна­че­ние зай­мут по­ка­за­ния об­ви­няе­мо­го.

От­ри­цаю­ще­го свою ви­ну.

От­ри­ца­ние об­ви­няе­мым сво­ей ви­ны и со­про­во­ж­даю­щие его по­ка­за­ния об об­стоя­тель­ст­вах де­да тре­бу­ют тща­тель­ной про­вер­ки. Об­ви­няе­мый мо­жет от­ри­цать свою ви­ну, бу­ду­чи не­ви­нов­ным. И в этом слу­чае по­ка­за­ния ли­ца, не­обос­но­ван­но при­вле­кае­мо­го к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти, слу­жат бо­лее опе­ра­тив­но­му уст­ра­не­нию до­пу­щен­ной ошиб­ки, пре­дот­вра­ще­нию воз­мож­но­го осу­ж­де­ния не­ви­нов­но­го.

Не­ред­ко от­ри­ца­ет свою ви­ну и об­ви­няе­мый, в дей­ст­ви­тель­но­сти со­вер­шив­ший пре­сту­п­ле­ние, рас­счи­ты­вая уй­ти от от­вет­ст­вен­но­сти или смяг­чить ее, дви­жи­мый чув­ст­вом сты­да, бо­яз­ни на­ка­за­ния и т. д. Об­щее за­яв­ле­ние об­ви­няе­мо­го в том, что он не­ви­но­вен, са­мо по се­бе не яв­ля­ет­ся оп­рав­да­тель­ным до­ка­за­тель­ст­вом, так как не со­дер­жит кон­крет­ных дан­ных, оп­ро­вер­гаю­щих об­ви­не­ние. Но в поль­зу об­ви­няе­мо­го го­во­рит пре­зумп­ция не­ви­нов­но­сти, и по­ка его за­яв­ле­ние о сво­ей не­ви­нов­но­сти не оп­ро­верг­ну­то, об­ви­няе­мый не мо­жет быть при­знан ви­нов­ным. А с этим свя­за­на и обя­зан­ность ор­га­нов рас­сле­до­ва­ния и су­да вы­яс­нить мо­ти­вы от­ри­ца­ния об­ви­няе­мым сво­ей ви­ны, тща­тель­но про­ве­рить его до­во­ды в свою за­щи­ту, а так­же вер­сии, вы­дви­гае­мые об­ви­няе­мым. Лишь по­сле их про­вер­ки и оп­ро­вер­же­ния дос­та­точ­ны­ми до­ка­за­тель­ст­ва­ми воз­мож­но окон­ча­ние пред­ва­ри­тель­но­го след­ст­вия со­став­ле­ни­ем об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния, а в су­де - по­ста­нов­ле­ние об­ви­ни­тель­но­го при­го­во­ра.

Так на­зы­вае­мый об­ви­ни­тель­ный ук­лон, при ко­то­ром по­ка­за­ния об­ви­няе­мо­го за­ра­нее встре­ча­ют­ся с не­до­вер­нем, не про­ве­ря­ют­ся все объ­ек­тив­но воз­мож­ные по об­стоя­тель­ст­вам де­ла вер­сии, рас­сле­до­ва­ние ве­дет­ся пред­взя­то и од­но­сто­рон­не, яв­ля­ет­ся на­ру­ше­ни­ем про­цес­су­аль­но­го за­ко­на и ве­дет к гру­бым ошиб­кам и не­за­кон­ным ре­ше­ни­ям.

От­но­си­тель­но дру­гих лиц.

Свое­об­раз­ную про­цес­су­аль­ную при­ро­ду име­ют по­ка­за­ния об­ви­няе­мо­го, изо­бли­чаю­ще­го дру­гих лиц в со­вер­ше­нии пре­сту­п­ле­ния. Хо­тя об­ви­няе­мый да­ет по­ка­за­ния не о сво­их дей­ст­ви­ях, а о дей­ст­ви­ях дру­гих лиц, по про­цес­су­аль­но­му ре­жи­му их по­лу­че­ния они ос­та­ют­ся по­ка­за­ния­ми об­ви­няе­мо­го. Ис­поль­зуя пра­во на за­щи­ту по сво­ему де­лу, при от­сут­ст­вии от­вет­ст­вен­но­сти за лож­ные по­ка­за­ния, об­ви­няе­мый изо­бли­ча­ет дру­гое ли­цо в со­вер­ше­нии пре­сту­п­ле­ния. При этом он мо­жет дать и по­ка­за­ния о том, что пре­сту­п­ле­ние, в ко­то­ром он сам об­ви­ня­ет­ся, со­вер­ши­ло дру­гое ли­цо.

За­ин­те­ре­со­ван­ность об­ви­няе­мо­го в ис­хо­де де­ла при от­сут­ст­вии от­вет­ст­вен­но­сти за за­ве­до­мо лож­ные по­ка­за­ния обя­зы­ва­ет осо­бо кри­ти­че­ски про­ве­рять и оце­ни­вать по­ка­за­ния об­ви­няе­мо­го про­тив дру­гих лиц. Лож­ные по­ка­за­ния об­ви­няе­мо­го, изо­бли­чаю­ще­го дру­гое ли­цо в со­вер­ше­нии пре­сту­п­ле­ния, при­ня­то на­зы­вать ого­во­ром, что со­от­вет­ст­ву­ет смыс­лу это­го тер­ми­на. Ино­гда ого­во­ром на­зы­ва­ют во­об­ще лю­бые по­ка­за­ния об­ви­няе­мо­го, изо­бли­чаю­ще­го дру­гое ли­цо в пре­сту­п­ле­нии, не­за­ви­си­мо от их прав­ди­во­сти или лож­но­сти, что яв­ля­ет­ся ме­нее точ­ным.