Смекни!
smekni.com

Проблемы классификации документов (стр. 5 из 6)

Схемы классификации наук, являясь результатом человече­ского мышления, несовершенны, как несовершенно и само мыш­ление. Действительность в них отражается в огрубленном и упрощенном виде. Классификация наук ввиду несовершенства знании не может рассматриваться по всем областям знаний как бесспорная. Что касается документных классификаций, то в них отражаются не формы движения материи, не непосредст­венные явления и предметы, их связи в объективном мире, а их отражение книгами, делопроизводственными, архивными и дру­гими документами, что «огрубляет» и «омертвляет» действи­тельность в еще большей степени В документных классифика­циях степень огрубления действительности еще более возраста­ет — в самом нашем мышлении, которое мы намереваемся от­разить в схеме. В завершенной схеме мы имеем уже огрубле­ние действительности «второй степени». Если же учесть процесс фактической группировки по рубрикам классификационной схемы конкретного содержания книг и документов, то степень огрубления действительности становится многостепенной, так как раскрытие связей в природе и обществе, данное в книгах и документах, при их классификации по схеме, в свою очередь, также огрубляется. Таким образом, классификация наук и документные классификации с различной степенью точности от­ражают реально существующие связи объективного мира. Диалектико-материалистическое понимание процессов раз­вития определяет основные принципы классификации наук и базирующихся па ее основе документных классификаций: объ­ективность отражения связей, исторический подход, всесторон­ность и комплексность изучения классифицируемого материала.

Принцип объективности выражается в соответствии класси­фикации развитию внутренних связей самих предметов и яв­лений. В последовательности группировки и расположения све­дении должны быть отражены закономерности развития и по­следовательность, объективно присущие явлениям реального мира. Применение принципа объективностипpи классификации книг. делопроизводственных, архивных материалов н других до­кументов, имеющих значение исторических источников, позво­ляет научно обоснованно воспроизвести взаимосвязи наук, их соотношение с практической деятельностью общества, правиль­но отразить организацию государственного аппарата и его от­дельных частей на разных этапах развития государств и в со­ответствии с этим классифицировать содержание различных видов источников информации.

Принцип объективности проявляется в отражении интересов рабочего класса, в сознательном классовом подходе при оценке и классификации явлении и фактов. Принцип объективности яв­ляется главным условием марксистско-ленинского анализа и служит выражением основного требования коммунистической партийности.

Принцип историзма. Историзм процессов развития природы и общества отражен в какой-то мере в самих объектах класси­фикации, т. е. информации и в различных формах ее фиксации - книгах, документах и т. н. В классификациях, особенно иерар­хических, необходимо сведения располагать от низшего к выс­шему, от простого к сложному, освобождаясь от случайностей, имеющих место в реальном историческом процессе.Принцип историзма позволяет конкретизировать подход к классифициру­емым явлениям, он допускает рассмотрение не самого процесса развития, а его определенного этапа или результата развития на определенном этапе. В связи с этим подход к анализу объек­тов может быть структурным, когда анализируются взаимосвя­зи объектов, их внутреннее строение (структура), и генетиче­ским, когда исследуется процесс возникновения и происхожде­ния (генезис) объектов.

Эти обе стороны принципа историзма важно учитывать при классификации объектов, связанных с общественными наука­ми, и в частности с исторической наукой, использующей дан­ные всех упоминаемых выше источников, начиная с книг и кон­чая различными видами документов, а следовательно—имею­щей дело с различными системами документной классификации. Историческая наука исследует историю человеческого общества в целом — всего мира или отдельных частей земного шара (ге­незис развития), а также отдельные структурные элементы развития общества — производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка и т.п.

Принцип историзма при классификации делопроизводствен­ных и архивных документов предполагает глубокое изучение их исходя из особенностей тон конкретной исторической обстанов­ки, в условиях которой они возникли, с учетом времени и ме­ста их образования. В соответствии с принципом историзма документальные материалы ГАФ СССР подразделяются на две большие группы по историческим эпохам, в процессе которых они возникали - на материалы эпохи социализма и на материа­лы феодальной н капиталистической эпох (феодальной и капи­талистической общественно-экономических формации).

При раскрытии содержания документальных материалов согласно классификационным схемам принцип историзма про­является в учете специфики документов конкретных историче­ских периодов, народности, языка, социальных н классовых от­ношений и т.п.

В схемах документной классификации, особенно в схемах письменных исторических источников, широко сочетаются обе стороны принципа историзма (структурный и генетический).

Принцип историзма является одной из основ методологии документной классификации. Без истории нет теории. Теория воспроизводит историю, но в очищенном, освобожденном от случайностей обобщенном виде. Принцип историзма помогает правильно понять направления развития классификационных методов и лучшие из них использовать при разработке новых систем.

Принцип всесторонности и комплексности. Всесторонне из­учить объекты классификации - книги и документы - это зна­чит подвергнуть их содержание глубокому и тщательному ана­лизу, исходя при этом не из одной какой-либо конкретной пред­посылки, а учитывая все те направления, по которым могут быть использованы рассматриваемые носители информации.

Принцип всесторонности и комплексности изучения доку­ментов пронизывает все основные этапы документной классифи­кации, начиная с определения классификационных признаков предметов и кончая изучением аспектов поиска информации. Особое значение этот принцип имеет при классификации исто­рических источников и при их описании в каталогах, когда необ­ходимо учитывать способ воспроизведения документа, матери­ал, па котором он написан, рисунки, различные пометы и мно­гие другие специфические особенности. Всестороннее изучение изданий и документов позволяет установить все аспекты их со­держания н правильно определить их место в системе класси­фикации.

Рассмотренные основные принципы, общие для классифика­ции знаний и документных классификаций, являются методоло­гической основой при разработке всех систем классификации, независимо от того, являются ли они иерархическими, фасетными, предметными или дескрипторными. Для иерархических си­стем эти принципы наиболее важное значение приобретают при разработке главных таблиц классификаций («основного ряда»).

Проблема «основного ряда» в иерархических документных классификациях затрагивает многие теоретические вопросы. Важнейший из них—вопрос о группировке и расположении знании, фактов, событий, явлении на первой ступени деления. В библиотечных системах, имеющих целью классифицировать книжные знания, заложено стремление максимально отразить классификацию наук. Как мы могли видеть в предыдущих гла­вах, почти все иерархические системы библиотечной классифи­кации в качестве главных своих делений имеют названия наук или групп наук, хотя имеются и деления, обозначающие области практической деятельности людей.

Среди библиотековедов долгое время шла дискуссия о порядке размещения наук о природе и наук об обществе. Од­ни авторы, ссылаясь на классификацию наук, данную Ф. Энгель­сом, полагают, что основной ряд должен начинаться с наук о природе. Другие, подчеркивая задачи и отличия библиотечной классификации от классификации наук, считают более правильным в пропагандистских и воспитательных целях начинать ос­новной ряд с общественно-политических паук.

Хотя, классифицируя знания, составляющие содержание книг, библиотечно-библиографические классификации макси­мально приближаются к классификации наук, они не могут с ней совпадать, поскольку имеют свое специфическое назначение, отличное от назначения классификации наук. Все иерархические библиотечно-библиографические классификации в отличие от .классификации наук, однолинейны (этим преследуются прак­тические цели—в частности, такие, как расстановка книг на полках); также и в систематических каталогах—каждая паука занимает одно, определенное для нее классификацией место в линии. Поэтому-то иерархические библиотечно-библиографические классификации лишь относительно вскрывают многообра­зие взаимосвязей наук и в них труднее отразить многоаспект­ный характер знании. Отсюда условность и известная искус­ственность иерархических библиотечно-библиографических класс­ификаций.

Однолинейная классификация наук в библиотечно-библиографических схемах представляет собой известное упрощение действительных связей и взаимоотношений, существующих как между отдельными науками, так и между целыми их группами, обнаруживая в некоторых случаях заметную искусственность. Такого рода искусственность и огрубление действительности не­избежны при постановке задачи от разветвленной к однолиней­ной классификации наук в любом ее виде.