Следующий объект- мценская школа кружевниц, необычна технологией плетения кружева и является наглядным примером того что государство иногда способствует восстановлению народных промыслов. Мастера, преподающие в школе, участники и призёры разнообразных конкурсов и выставок. Мценское кружево известно наряду с елецким на всю страну.
Деревня Чернышино является хорошим примером того, как старая мастерица передаёт свои навыки знания и многовековые традиции юным мастерам. Чернышенская игрушка, один из загадочных и малоизвестных традиционных игрушечных промыслов центра России. История этого промысла в далеком прошлом, когда глиняная игрушка была не предметом забавы, а предметом культа, корни которого в древнем матриархате.Экскурсия сопровождается рассказом о местах нахождения объектов .
В ходе проведения экскурсии, экскурсанты будут познакомлены с известными мастерами и людьми, которые наиболее активно способствуют восстановлению народных промыслов Орловской области. Экскурсантам будет предоставлена возможность самим поучаствовать в изготовлении изделия.
Таким образом, в процессе экскурсии экскурсовод, сочетая показ и рассказ, целенаправленно знакомит экскурсантов с объектами экскурсии, используя различные методические приёмы (Таблица 1), сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками, дает объективную оценку событиям, явлениям, фактам. За короткий промежуток времени туристы получают представление о объектах, знакомятся с их историей, культурным, историческим значением, приобретают новые знания, получают удовольствие от созерцания великолепной природы.
Таблица 1. Методические приёмыНазвание объекта | Методический приём | Описание методического приёма |
Стенд с эскизами изображений глиняных изделий | Экскурсионный анализ:искусствоведческий анализ | Экскурсовод обращает внимание экскурсантов на преобладающую т тематику глиняных изделий . |
Огород | Приём локализации событий | Экскурсовод отводит экскурсантов к месту где по мнению археологов трудились древние гончары. |
Гончарный круг | Показ наглядных пособий | Демонстрация изображения древнего гончарного круга |
Приём зрительного сравнения | Экскурсовод показывает изображение древнего гончарного круга и сравнивает его с гончарным кругом мастера | |
Выставочное помещение | Приём объяснения | Экскурсовод объясняет смысл, заключённый в изделиях. |
Приём характеристики | Экскурсовод характеризует глиняные изделия их физические свойства | |
Дом-Мастерская Игоря Лузянина | Встреча экскурсантов с участником событий | Экскурсовод организовывает встречу с гончарным мастером |
Мастерская | Приём активизации познавательной деятельности | Экскурсовод предлагает экскурсантам , под чётким руководством мастера, самим попробовать изготовить кувшин на гончарном круге |
Готовые изделия | Экскурсионный анализ:искусствоведческий анализ | Экскурсовод обращает внимание экскурсантов на преобладающую т тематику кружевных изделий |
Кружево со стандартным узором | Показан наглядных пособий | Экскурсовод показывает изображения кружева которое являлось прототипом современного |
Приём зрительного сравнения | Экскурсовод сравнительно характеризует работы разных мастеров. Экскурсовод показывает изображение кружевного изделия старых мастеров и сравнивает с нынешними изделиями. |
Продолжение таблицы 1
Мастерская | Приём объяснения | Экскурсовод объясняет смысл узоров | ||
Приём характеристики | Экскурсовод характеризует сложность технологии выполнения узоров | |||
Рабочее место мастера | Комментирование | Экскурсовод комментирует движение рук мастера | ||
Устройство для плетения кружев | Приём активизации познавательной деятельности | Экскурсовод предлагает экскурсантам начать выполнение простейшего узора | ||
Стол с игрушками | Экскурсионный анализ:искусствоведческий анализ. | Экскурсовод обращает внимание экскурсантов на преобладающую тематику глиняных игрушек. | ||
Выставочная комната | Приём зрительного сравнения | Экскурсовод сравнивает игрушки местных мастеров с изображением игрушек других мастеров |
Продолжение таблицы 1
Приём объяснения | Экскурсовод объясняет что символизирует та или иная игрушка | |
Приём характеристики | Экскурсовод характеризует свойства изделий | |
Дом Мастерицы | Встреча с участниками событий | Экскурсовод организовывает встречу экскурсантов с главной мастерицей |
Мастерская | Приём активизации познавательной деятельности | Экскурсовод предлагает экскурсантам вылепить форму из глины для будущей игрушки |
Так как объектами экскурсии в основном являются мастерские, то экскурсантам предоставляется отличная возможность купить готовые изделия у самих мастеров либо в торговой лавке близ объектов. В экскурсии используются приемы показа наглядных пособий и это сделано с целью повышения познавательной деятельности экскурсантов. Из всего выше написанного мо
жно сделать вывод что восстановление народных промыслов в Орловской области идёт относительно успешно. Люди без особой поддержки способствуют возрождению народного искусства. Поскольку экскурсия рассчитана на учащихся школ, то экскурсоводу стоит быть особенно внимательным и следить что бы дети не поранились и ничего не испортили. Детей не стоит перегружать рассказом , это их быстро утомляет. Также экскурсии для школьников нельзя перегружать обилием объектов, их должно быть не больше 8-10. Вся экскурсия завершается пикником и отдыхом экскурсантом на природе.2.Индивидуальный текст экскурсовода
Искусство русского народа чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и местным особенностям. Из глубины веков, из глубины поколений пришло к нам народное декоративно-прикладное искусство, которое сформировалось в народной среде.
Мастера-ремесленники изготовляли вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки и предметы конского убора, орудия труда и военное снаряжение, одежду, обувь и украшения. Женщины ткали ковры, вышивали, шили лоскутные одеяла. Ремесленную работу они выполняли параллельно со своими основными занятиями. Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения художественных промыслов был весьма долгим.
Домашняя промышленность характерна для ранней стадии развития человеческого общества, когда в условиях натурального хозяйства люди были поставлены перед необходимостью изготовлять своими руками все необходимое для жизни и быта – одежду, обувь, жилище, транспортные средства, орудия земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства. Параллельно с навыками обработки различных природных материалов и происходило их эстетическое осмысление.
Художественная обработка дерева, народное гончарство, народное художественное ткачество и ковроткачество и другие виды домашней промышленности становятся основой для формирования художественных ремесел. Появляются отдельные мастера-специалисты или целые коллективы, цеха (цех оружейников, гончаров, ткачей), у которых можно
приобрести или выменять на что-либо другое необходимые для жизни или трудовой деятельности изделия и предметы.
В настоящее время наблюдается большой интерес к возрождению местных народных традиций и ремесел. Так, на Орловщине по-прежнему мастера народного искусства владеют техникой вышивания «Орловский спис», плетения мценского кружева, создания плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовления чернолощеной посуды из распоповской глины, плетения из лозы, соломки и т.д. Мастера Орловской области известны своими традициями, уходящими в глубину веков. Огромную роль в сохранении и развитии этих традиций имеет личность мастераГончарное ремесло - одно из самых древних, освоенных человечеством. И Петр Иванович Логвинов - один из первых мастеров-гончаров области, который откликнулся на проблему возрождения древнего промысла в Урицком районе. Шесть лет назад организовал он детское любительское объединение при Сергиевской школе, что в четырех километрах от Нарышкино. Большой симпатией и любовью пользуется он у ребят. Умение преподнести приемы и самые тонкие секреты своего мастерства досталось ему по наследству от предков-гончаров. С его помощью ребята сами добывали глину, готовили ее к работе, сами делали посуду на гончарном круге, просушивали, наносили орнамент, обжигали в печи.