Смекни!
smekni.com

Ипостаси равенства: экономико-философский аспект (стр. 1 из 2)

Т.М. Махаматов, доцент кафедры "Философия"

Во всех современных концепциях демократии, несмотря на их различия и противоречивость, единым остается положение о том, что исходным принципом демократии является равенство. Действительно, демократия возможна лишь тогда, когда имеет место равенство членов сообщества перед обществом и его законами, равенство в праве участия в решении общих проблем и в управлении общественной жизнью, когда учитываются права и интересы каждого члена сообщества. Как отмечал известный немецкий социолог Карл Манхейм, демократия как "структурный, социологический феномен" осуществляется в политической сфере и в культурном общественном процессе и "исходит из идеи равенства всех людей и отвергает любое вертикальное разделение общества на высшее и низшее. Вера в принципиальное равенство всех людей - первый фундаментальный принцип демократии". Манхейм К. Эссе о социологии культуры//Избранное: Социология культуры. М.-СПб., 2000. С. 171.

Еще Платон говорил, что при демократическом строе существует своеобразное равенство - уравнивающее равных и неравных, а Аристотель полагал, что справедливость есть равенство, но истинно равным и свободным мог считаться только экономически независимый гражданин.

Буржуазное понятие равенства по аналогии с античной демократией первоначально включало в себя требование равенства мелкой земельной собственности и борьбу против всякой личной зависимости. По Шарлю Монтескье, любовь к демократии есть любовь к равенству.

Буржуазный принцип равенства зарождался на основе закона стоимости, господство которого предполагало необходимость установления всеобщего социального равенства. Все формы общественных отношений социальных групп неизбежно подчиняются этому закону стоимости и в конечном итоге определяются им.

В этом контексте равенство - это в первую очередь проявление и результат установления господства отношений товарного производства, господства меновой стоимости. Оно определяется всеобщим и необходимым тождеством абстрактного труда в капиталистическом производстве и личной независимостью человека в обществе.

Маркс писал, что "прежде всего, безразличная простота труда есть равенство работ различных индивидуумов, взаимное отношение их работ друг к другу как равных, а именно благодаря фактическому сведению всех работ к однородному труду". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 18. Следовательно, социальное равенство является формой выражения прежде всего экономического отношения - эквивалентного обмена между самими собственниками капитала, а также между ними и наемными рабочими.

На товарном рынке рабочий как владелец специфического товара - своей рабочей силы продает ее как товар монополисту по рыночной стоимости. Здесь между ними реализуется равный обмен, основанный на равенстве меновых стоимостей. В этом процессе владелец рабочей силы получает "точный эквивалент, так как полученная им цена позволяет ему остаться владельцем той же самой меновой стоимости, которую он имел прежде. То количество овеществленного труда, которое содержалось в его жизнедеятельности, оплачено ему капиталом". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 278. Такое объективно необходимое равенство меновых стоимостей на рынке рабочей силы является также и основой равенства между предпринимателями в приобретении рабочей силы.

Равенство в сфере товарно-денежных отношений (в сфере рыночных производственных отношений) является такой формой взаимоотношений людей, в которой прежде всего происходит эквивалентный обмен деятельностями или же результатами своих деятельностей. Согласно К. Марксу общественное отношение индивидов "в качестве субъектов обмена есть отношение равенства"; в данном отношении предметы обмена "категорически должны быть равны и принимаются за равные" Там же. С. 187, 188. и прежде всего равны по своей стоимости.

Но равенство, осуществляющееся и проявляющееся в отношении обмена, есть лишь абстрактное (количественное) равенство. Оно и составляет экономическую базу сущности равноправия людей прежде всего как граждан или членов определенной социальной организации, общности и позволяет абстрагироваться от природных, сословных, национальных, религиозных и других различий. Вследствие господства закона стоимости более прозрачно проявляется, что каждый человек есть абстрактная единица социального организма и в этом - общественная сущность индивида и его объективная зависимость от общества.

Здесь объективно и с необходимостью действует принцип "незаменимых людей не бывает", что является основой сохранения и усиления целостности социального организма. Данный принцип исходит из того, что, как пишет ведущий российский специалист по философии права В.С. Нерсесянц, "всякое равенство в социальной сфере - это именно (и только!) формальное равенство". Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция//Вопросы философии. 2002. № 3. С. 11.

Итак, в рыночном обществе абстрактное равенство, обусловленное законом стоимости и как адекватная форма проявления общественной сущности индивида, становится основанием установления единого критерия для всех членов общества или социальной группы, что означает уравнение людей, разных по их качествам, способностям, здоровью и т.д. Для одних данный критерий создает достаточный простор для реализации своих способностей, а для других является ограничением возможностей развития.

Таким образом, абстрактное равенство как всеобщее формальное равенство заключает в себе определенное ограничение личности, оно допускает и в какой-то мере создает и закрепляет в законе действительное неравенство. Такое равенство, взятое в его односторонности, по Гегелю, есть "бегство от всякого содержания как ограничения". Философ называл это равенство негативной, или рассудочной свободой. "Самосознание этой отрицательной свободы", согласно Гегелю, возникает из уничтожения всякого различия, обособления и объективной определенности как учреждений, так и индивидов. Только человек на основе рассудочного, одностороннего мышления может "сообщить себе всеобщность, то есть погасить всякую особенность, всякую определенность".

Возведение абстрактной (социальной) стороны равенства в метафизическом отрыве от его конкретно-качественного состояния в ранг единственного и высшего проявляется "в деятельном фанатизме в области как политической, так и религиозной жизни. Сюда относится, например, период террора во времена Французской революции, когда должно было быть уничтожено всякое различие талантов, всякого авторитета". Фанатизм стремится к абстрактному, к одинаковости, и "если где-либо выступают различия, он считает это противным своей неопределенности и упраздняет их", ибо они противны "абстрактному самосознанию равенства". Гегель. Философия права. М., 1990. С. 70-72.

Критикуя рассудочное понятие равенства, Гегель в то же время полагал, что в этой односторонности всегда содержится существенное определение, поэтому ее не следует отбрасывать.

Однако для развития любого социального организма необходимо, чтобы каждый его член мог реализовать свои творческие возможности и способности. "Когда организация подавляет личность, - отмечал американский специалист по социальной психологии организаций и управления Р. Уотерман, - она ставит под угрозу свою способность изменяться. Когда же организация стимулирует самовыражение личности, то ей трудно не обновляться. Индивиды - единственный источник обновления в компании". Уотерман Р. Фактор обновления. М., 1988. С. 16. Каждая личность будет полноценно равной другой личности лишь тогда, когда она сможет показать свое отличие от другой. Согласно известному советскому антропологу Я.Я. Рогинскому коллективность рождается из неповторимости индивидов, являющейся "наиболее бесспорным условием равенства. Большие и малые дарования могут быть равны, только если они несравнимы; они равны тем, что каждое из них нельзя заменить". Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977. С. 253.

Обмен как экономическое отношение, в котором проявляется и осуществляется абстрактное равенство, возможен и потому, что есть различные потребительные стоимости и различие в потребностях. В процессе обмена меновая стоимость является выражением всеобщей тождественности абстрактного труда, его субстанциальности при данном способе производства и в обществе в целом. Однако здесь потребительная стоимость, ее неизбежность и необходимость как проявление конкретного труда и диалектическое отрицание абстрактного труда, есть отражение многообразия, нетождественности людей, необходимости развития качественной определенности человека.

К. Маркс писал, что только различие потребностей обменивающихся субъектов и "неодинаковость осуществляемого ими производства дают повод к обмену и к их социальному приравниванию друг к другу в обмене; это природное различие является поэтому предпосылкой их социального равенства в акте обмена и, вообще, является предпосылкой того отношения, в которое они вступают между собой как производящие индивиды. Рассматриваемые со стороны этого природного различия, индивид А является владельцем какой-нибудь потребительной стоимости для В, а В является владельцем какой-нибудь потребительной стоимости для А. С этой стороны природное различие ставит их взаимно опять в отношение равенства. Но вследствие этого они не равнодушны друг к другу, а дополняют друг друга, нуждаются друг в друге, так что индивид В, будучи объективирован в товаре, представляет потребность для индивида А, и vice versa; так что они находятся друг к другу не только в отношении равенства, но и в общественном отношении". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 189.

Это утверждение К. Маркса показывает, что здесь через различие потребительных стоимостей, следовательно, через конкретный труд реализуется природное различие индивида. Таким образом, равенство как социальное отношение имеет в качестве своей предпосылки различие индивидов, то есть конкретное равенство, социально-экономическим проявлением которого является конкретный труд. Оно же, конкретное равенство, составляет объективную основу принципа "каждый человек незаменим".