Смекни!
smekni.com

По "лестнице наук" - к искусству (стр. 2 из 3)

Автор всей душой за изложенную оптимистическую точку зрения, но рассудок требует рассмотреть для полноты картины в качестве возможности и некоторые черты "сверхсоциальной" ступени. Если общие законы развития сохранят свою действенность, человечество окажется средой для реализации "сверхсоциальной" формы, эта форма будет крайне невелика по сравнению с человечеством и при этом будет включать в себя незначительную часть человечества [26]. Все три формы будут развиваться, низшая (человечество) - сравнительно медленно, низшая, включённая в высшую – много быстрее, высшая ("сверхсоциальная") – феноменально быстро [21].

Изложенные ограничения хороши для выбора более-менее правдоподобных вариантов из фантастической литературы. Неужели на "сверхсоциальной" ступени будут находиться киборги – создания, сконструированные из людей и компьютеров? Довольно правдоподобно выглядит система из гипермозга (сверхкомпьютера?), который решает все проблемы цивилизации, и небольшого количества обслуживающих (в том числе постоянно усовершенствующих) его людей, существенно более развитых по сравнению с остальной массой. В упомянутых случаях следующей ступенью вверх по лестнице будет наука об этих существах или системах.

Вряд ли вслед за фантастами следует предполагать, что существа со "сверхсоциальной" ступени будут употреблять людей в пищу, скорее - как источник информации или даже идей (эмоций?). Вызывает определённый оптимизм и то, что поумневшее человечество отказалось от покорения природы в пользу коэволюции человека, общества и природы. От более развитых существ или систем можно ожидать не менее разумной политики.

Необходимо вернуться к постулату о завершении развития материи на социальной ступени для того, чтобы обратить внимание на возможность в этом случае прекращения "мирного сосуществования" наук, вытекающего из концепции параллельного смещения их границ (конечно, за пределами обозримого будущего и если редукционисты правы, см. выше). Все приведённые в схемах 1 и 2 науки тогда могут быть поглощены математикой. Окажется абсолютно правым Пифагор, считавший, что "числа правят миром". Однако если при этом сохранится развитие материи вниз (см. выше), должна сформироваться другая лестница, в которой математика будет уже верхней ступенью. Если же социология будет развиваться безгранично (см. выше), то она, а возможно и вся лестница со схемы 1, сохранятся.

Приведённые варианты развития лестницы наук не обязательно являются взаимоисключающими.. Рассматриваемый здесь одномерный вариант лестницы взят для простоты, на самом деле лестница наук многомерна: физика осваивает не только химию, но и биологию (биофизика), химия – не только многие биологические науки (молекулярные биология, иммунология, фармакология, медицина), но и социологию (молекулярные основы психологии поведения). К. Поппер и Дж. Экклиз отмечали, что для всесторонней классификации наук, вероятно, лучше брать в качестве модели не лестницу, а дерево [6], то есть от одномерного перейти к двух-(трёх-)мерному рассмотрению.

Замена одной лестницы наук на другую

Не вызывает сомнений, что определяющую роль в развитии наук имеет смена парадигм [27]. Однако применение термина "парадигма" встречает возражения, во многом обоснованные, и ряд учёных предпочитает говорить о типах научной рациональности.

Парадигма – это совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации получаемых данных [28, 29]. Смена частных парадигм ускоряет развитие отдельных наук и может приводить к смещению границ между ними (см. выше, "волны" в смещении границ наук). В этом разделе для обсуждения важны общенаучные парадигмы, они приводят к изменению науки (лестницы наук) в целом [1, стр. 534, 610; 30].

Для раннего (XVII – начало XX века), классического типа научной рациональности характерно, что наблюдатель дистанцирован от объекта, элиминируется из описания и объяснения, объект понимается как механическое устройство. Пространство и временя представляются независимыми абсолютами, между явлениями существуют жёсткие причинно-следственные связи. Одной из первостепенных задач человечества считается покорение природы. Истинное знание представляется неопровержимой, самозамкнутой системой [1, стр. 619-640; 31, 32].

При неклассическом типе научной рациональности (XX век) в трактовках стал учитываться наблюдатель, средства и операции его деятельности. Объект понимался как сложная саморегулирующееся многоуровневая система. Пространство и время относительны, связи между явлениями имеют вероятностный характер. Концепция покорения природы уступает место стремлению свести к минимуму неблагоприятное воздействие человеческой деятельности на природу [1, стр. 619-640; 31, 33, 34].

В совремённом, постнеклассическом типе научной рациональности (с конца XX века) при трактовках учитываются не только средства и операции, но и ценностно-целевые характеристики деятельности наблюдателя. В качестве объектов выступают сложные открытые саморазвивающиеся системы, для них характерна эволюция, которая представляет собой процесс самоорганизации - недетерминированный, нелинейный, вероятностный, разнонаправленный. Идеальные взаимоотношения с природой в настоящее время понимаются как коэволюция человека, общества и природы [1, стр. 619-697; 8, 31, 35].

Для постнеклассического типа научной рациональности характерен переход от моделирующего мышления к образному, взаимопроникновение конкретно–научных и философских, естественно-научных и гуманитарных, фундаментальных и прикладных знаний [1, стр. 619-640; 8, 35]. Постнеклассическая парадигма находится в процессе формирования, и в неё предложено ввести, кроме изложенных, много других положений [32, 36, 37].

Нельзя не отметить, что при сопоставлении концепций, характерных для трёх типов научной рациональности, приведённых выше, становится очевидным, что в классическом понимании точные науки явно дрейфуют от материализма к идеализму [31, 37].

При смене типов научной рациональности лестница наук (схема 1) в основном сохранила состав и взаимное расположение составляющих её элементов (наук), и может показаться, что она осталась неизменной. Однако на самом деле при смене парадигм в развитии наук происходит разрыв и скачок в новое качество, и хотя названия наук сохранились, сами науки в корне изменились. "Неклассику от классики, как известно, отделяет пропасть: мировоззренческий, общекультурный барьер, несовместимое качество мысли" [31, 34]. Попытку отобразить изложенную закономерность представляет собою схема 2. В ней представлены скачки при смене парадигм, а изменением шрифта показано, что науки с одинаковыми названиями принципиально различны.

Схема 2. Типы научной рациональности и лестницы наук в них.

Изображённая на схеме 2 диалектика развития с разрывами и скачками, повторениями на качественно новом, более высоком уровне особенно хорошо видна на материалах конкретных естественных наук. На примерах из химии показано, что эти, довольно сложные, зависимости (в частности, Периодическая система элементов), тем не менее могут быть представлены в виде описываемых математическими уравнениями кривых [38, 39].

Смена культурно-исторического типа

Недавно выдвинута очень интересная, хотя и спорная, концепция, по которой в настоящее время происходят более глубокие и масштабные изменения, чем смена общенаучной парадигмы: трансформируется культурно-исторический тип общества [35].

Если укрупнить масштаб рассмотрения, то отдельные ступеньки в лестнице наук перестают быть различимыми, и вся лестница предстаёт как одна ступень под названием "наука". Эта ступень является составной частью лестницы более высокого порядка, по которой происходит смена культурно–исторических типов [35]. Культурно–исторические типы отличаются доминирующей в них формой общественного сознания (схема 3).

Схема 3. Лестницы доминирующих форм общественного сознания.

В древние времена господствовали мифы (сказки, объясняющие мир), они уступили место религии. Оформление совремённой науки связывают с протестантизмом, который синтезировал античную науку, рациональное римское право, рациональный способ ведения хозяйства [40]. Выдающиеся успехи науки сделали её господствующим типом общественного сознания в XIX–XX веках.

По рассматриваемой концепции [35], общепризнанным в настоящее время научным критериям полностью удовлетворяют только классическая и неклассическая исторические формации науки. Постнеклассическая наука тяготеет к мифу, который изображён на схеме 2 курсивом, и с которого начинается новый виток развития, новый цикл культурно-исторических типов [35].

Какие мифоподобные построения могут преобладать в общественном сознании будущего? Конечно, новые мифы не будут иметь много общего с мифами Древней Греции или Средневековья [41]. Может быть, они будут подобны научной фантастике? В качестве примера можно привести разработку вариантов неудачного контакта с внеземной цивилизацией в книгах С. Лема "Непобедимый", "Эдем" и особенно в "Солярисе". Ещё более близким к новым мифам представляется его же футурологическое произведение "Сумма технологии". Уже в настоящее время очень актуальна аналогичная упомянутым книгам проработка жизненных ситуаций, к которым может привести клонирование человека.