Смекни!
smekni.com

Феноменология Гуссерля и радикальный конструктивизм. Квантовый дуализм и конструктивистский монизм (стр. 11 из 11)

Пойдем дальше. Говоря о структуре объекта, которая определяет его реакцию на сообщение, мы должны теперь включить в нее память о прошлых воздействиях. Это легко понять на примере управляющих сигналов. Допустим, для включения двигателя спутника он должен последовательно получить три разных сигнала: А, Б и В. Это означает, что приход сигнала А или Б сам по себе не оказывает никакого воздействия на поведение объекта - такое воздействие на поведение может оказать только сигнал В. Но можно ли сказать, что сигналы А и Б вообще не влияют на поведение спутника? Очевидно, нет. Вот для решения этой проблемы и нужен механизм "памяти структуры".

Разумеется, это относится и к простым механическим взаимодействиям. Представьте себе, что мы играем в бильярд жестяным шаром, который деформируется при каждом ударе. При этом всякий следующий удар будет нанесен уже по шару иной формы, что повлияет на результат этого удара, даже если он нанесен точно так же. Это и есть эффект структурной памяти у "простого" физического тела.

Мы могли бы продолжить рассмотрение "структурной механики", но мне кажется, что основная идея уже вполне ясна: информационные эффекты вполне могут быть описаны в терминах физики и как таковые физические феномены наблюдаются не только у одушевленных или чрезвычайно сложных, но и достаточно простых физических объектов. Это позволяет выдвинуть предположение о том, что информационное взаимодействие есть лишь частный случай материальных (моносубстанциональных) взаимодействий.

3.2. "В какой железе находится сознание?" Гипотеза о физиологии мышления.

Высказав гипотезу о том, что наши мысли и есть нервные импульсы, нужно идти до конца. Зададимся тогда следующим вопросом "Если мысли и есть нервные импульсы, то с какой структурой мозга соотносится наблюдатель?" Я вот подумал и понял, что вопрос вполне правомерный. Отвечаю. Наблюдатель соотносится с речевым центром.

Гипотеза такая. Исторически речевой центр возник не как средство управления, но только как средство коммуникации при координации совместной деятельности с другими. То есть как вход-выходной интерфейс, функция которого заключалась в перекодировке восприятий, ощущений и желаний в некие сигналы (символы), пригодные для коммуникации с другими. Для этого он, естественно, оказался связан и с мозговыми центрами органов чувств (чтобы транслировать другим свои восприятия) и с мозговыми центрами управления телом (чтобы выполнять команды суггесторов в духе Диденко:))). Но таким образом неожиданно возникла новая петля сенсорно-эффекторной связи - через перекодировку образов, ощущений и желаний в речь, обработку в этой символьной форме и обратную перекодировку в команды телу. Постепенно эта вторая петля сенсорно-эффекторной корреляции стала полностью контролировать поведение "бодрствующего субъекта" (кстати, ночью он спит, поскольку во время сна просто не может быть необходимости в речевой коммуникации). Таким образом, на основе вторичного замыкания нервных цепочек через речевой центр возник "субъект", имеющий функции не только коммуникации (интерфейса), но и управления (процессора). При этом, однако, все, что мы знаем о субъекте мы узнаем только через речь, то есть эксклюзивно через речевой центр. Но ведь собственно речевой центр у нас по-прежнему занимается только кодировкой-перекодировкой - он не принимает решения, не фокусирует внимание - он просто регистрирует и транслирует феномены - как внешние, так и внутренние, какие ему подсовывают другие нервные центры. Отсюда возникает ощущение "абсолютно пассивного наблюдателя". А дело просто в ограниченности функций речевого центра.

Еще два маленьких комментария по аналогии с компьютерами и софтом.

1. Исходя из аналогии с компьютером, где все программы сильно распределены по аппаратуре и не коррелируют прямо ни с какими устройствами, я бы заметил, что "мозговые центры", о которых я говорю, понятия скорее функциональные ("совокупность клеток мозга, выполняющих данную функцию"), чем анатомические.

2. Мне кажется, хорошим примером превращения "пресс-секретаря" в "правителя" в мире программного обеспечения является Windows. Винды возникли как графическая оболочка, то есть всего лишь как пользовательский интерфейс. Однако, став интерфейсом, то есть связав между собой программы, Windows логически необходимо трансформировался со временем в полную ОС и теперь уже говорят, что программы работают ПОД УПРАВЛЕНИЕМ Windows. Так же и речь. Некогда - всего лишь средство коммуникации и координации, теперь же мы "работаем" ПОД УПРАВЛЕНИЕМ речи, точнее - под управлением при помощи символьной реальности речи.

Как вам такое рассуждение на тему "в какой железе находится наблюдатель"?J

Еще несколько вопросов и ответов.

1. Вопрос: Наблюдатель взаимосвязан с речевым центром как физиологическим феноменом, или с речью как специфической символьной реальностью, как с чистой структурой?

Ответ: В данной модели наблюдатель взаимосвязан именно с речевым центром как физиологическим (электро-биохимическим) феноменом, но я еще раз обращаю внимание, что физиологический феномен есть гибкий процесс, весьма сложно распределенный в мозгу. Известны примеры, когда люди с пораженным речевым центром через некоторое время восстанавливали способность к речи. Это указывает на физическую распределенность логической (функциональной) структуры речевого центра.

2. Вопрос: Мог бы он быть взаимосвязан с другим центром ( и чувствовать себя, соответственно, менее пассивным)?

Ответ: В предложенной модели наблюдатель не может быть менее пассивным, так как речевой центр изначально является всего лишь "пресс-секретарем". При этом он не принимает решений, но лишь доносит их до народа, постоянно мелькает в телевизоре и потому кажется самой значимой фигурой.J Зато "субъект", который согласно данной модели не сводится к речевому центру, но состоит их вторичных (эволюционно "молодых") сенсорно-эффекторных цепочек ЗАМЫКАЮЩИХСЯ через речевой центр, вовсе не является пассивным. Вот только общаемся мы не с ним, а с речевым центром, соответствующим пассивному наблюдателю.

Заключение.

Итак, вы прочитали небольшую работу, посвященную критике метафизической схемы Константина Карманова "Логика идеального" (часть 1). В преложенной классификации позиция Карманова может быть охарактеризована как "квантовый дуализм". Критика этой теории производилась с позиции "конструктивистского монизма".

В результате, как кажется автору, удалось доказать логическую и практическую несостоятельность следующих основных утверждений, содержащихся в книге Карманова:

1) Сознание есть субстанция, отличная от субстанции материи.

2) Субъект сознания есть квант "метафизической" субстанции.

3) Субъект сознания есть не более чем инструмент удовлетворения физиологических потребностей организма.

В заключение была высказана пара бредовых идей, которые, однако, могут представлять определенный интерес для прояснения вопроса о том, "как вообще возможно существование и функционирование идеального в метафизической схеме конструктивистского монизма".