Смекни!
smekni.com

Питирим Сорокин как историк социологии (стр. 2 из 5)

Методологическое значение классификации типов и школ в истории социологии Сорокин видел в создании ориентиров в обширнейшем историческом материале и считал ее цели скорее “техническими, чем принципиальными и тем более догматическими” [1, c. XIX]. Эти установки легли в основу и второй его историко-социологической книги, что сразу позволило ему найти специфические особенности современной социологии.

В современных условиях часть школ, обрисованных в первой книге, исчезла (например, социодарвинизм), часть (неопозитивистская или биопсихологическая школы) основательно изменила свои принципы, манифесты и обобщения, появились новые школы и направления, прежде всего интегрального толка. “В результате, общая карта главных течений социологической мысли за период 1925-1965 гг., выглядит совершенно отличной от предшествующего периода” [2, с.8]. После сопоставления классификаций современных школ в социологии, предлагаемых Д. Мартиндейлом, К. Лумисом, К. Циммерманом, Н. Тимашевым, Г. Вагнером, Сорокин предлагает собственную классификацию, построенную на следующих познавательных координатах: номинализм-реализм; механистичность-системность; социальное-культурное; структурность-динамика. Каждая школа, односторонне строила теорию на одних посылках, противоположная ей - на других, но время от времени возникал ценный замысел, не противопоставления этих посылок, а их интеграция. Исходя из этого, Сорокин делит современные школы и направления на четыре больших класса:

1. Индивидуалистически-атомистческие, создающие механистические, чаще всего номиналистические, модели общества. Сюда Сорокин относил “физикалистскую социологию” (П. Бриджман, Ж. Стюарт и др.), “кибернетическую социологию” (Л. Франк, С. Додд и др.), “социологию малых групп” (А. Морено, Г. Хоманс и др.).

2. Реалистические, “макросоциологические” теории культурных систем (цивилизаций). Теория культур А. Швейцера, Г. Беккера, А. Кробера, Е. Нортропа, Ф. Коуэлла.

3. Реалистические теории социальных систем. Структурный функционализм (Г. Парсонс, Р. Мертон и др.), диалектическая социология Г. Гурвича и др.

4. Интегральные теории структурно-динамической социологии. Стремление объединить некоторые познавательные координаты, скажем - реализм и номинализм, социальное и культурное и т. п. встречаются, по мысли Сорокина, у многих исследователей, но дисциплинированность и глобальное (философское) объединение их в одну объяснительную модель, предлагает только его личная “интегральная социология” [5].

Каждый из перечисленных классов по традиции делится Сорокиным на несколько подвидов [2, c. 10]. Далее он дает общую характеристику каждому из подразделений, называет предшественников, если таковых находит, описывает вклад наиболее типичного представителя каждого вида и подвида, венчая изложение критическими замечаниями с позиций своей “интегральной социологии”, которая по его замыслу объединяет в одно объяснительное целое разные теоретико-методологические принципы социологии: идеализм и материализм, номинализм и реализм, эволюционизм и функционализм, “понимание” и количественные процедуры и т. п. После суммативного разбора “всех и вся” он предсказывает: если социология будущего хочет расти как базовая наука о социокультурных явлениях, она через интеграцию должна вступить новую синтетически-обобщающую фазу своей эволюции, заменив нынешнюю анатитико-фактографическую.

Каково же место материалов русской социологии в историко-социологической схеме Сорокина? По Сорокину в русской социологии второй половины девятнадцатого и начала двадцатого веков обнаруживаются все школы, описанные им в “Современных социологических теориях”, начиная с механической и кончая бихевиоризмом и марксизмом, за исключением антропо-расовой. (Расизм был органически чужд российской социологии), при этом многие представители этих школ были первоклассными исследователями. Поэтому он ставил русскую социологию в один ряд с немецкой, французской, американской, английской, итальянской той же поры [1, c. XIV-XV; 6, c.9], νо при сравнении его двух томов видно, что в первой книге, вышедшей в свет, когда прошло всего шесть лет после вынужденного изгнания с родины, Сорокин обильно цитирует отечественных социальных ученых Л. Петражицкого, П. Лаврова, А. Лаппо-Данилевского, В. Чернова, М. Туган-Барановского, Н. Данилевского, Я. Новикова, Н. Кареева, Е. Спекторского, Н. Михайловского, М. Ковалевского и дает развернутые очерки взглядов Е. Де Роберти и П. Лилиенфельда как наиболее типичных представителей ряда школ. [1, c. 200-205, 438-443, 461-463]. Β ρледующем томе картина несколько меняется. Сам он указывал некоторые ограничения привлекаемого и классифицируемого в ней материала, в частности, на обилие в его анализе иллюстраций из американской социологии и вовсе не потому, что она “обладает научным превосходством в сравнении с социологией других стран” [2, c. 7]. А потому, что она ему лучше известна, чем национальная социология других регионов мира. Русский материал он привлекал по необходимости и явно в уступающем объеме в сравнении с американским материалом. Развернутый анализ дан только социальной философии Н. Данилевского, культурологии Н. Бердяева и особенно “диалектической социологии” Г. Гурвича, впрочем, в качестве спутников тех или иных тенденций при постановке и решении различных вопросов он неоднократно упоминал старых отечественных социологов - Е. Де-Роберти, М. Ковалевского, П. Кропоткина, А. Петражицкого, Я. Новикова, Е. Спекторского и обществоведов советского времени - В. Асмуса, Г. Андрееву, И. Кона, Н. Новикова, В. Семенова, Г. Осипова и других. Сказанное означает, что темы и персоналии русской социологии и социальной философии занимали значительное место в творчестве Сорокина, но не вступали в националистическую конкуренцию с социологией других народов и стран. Рассмотрим это более подробнее и ретроспективно.

Первая монография П. Сорокина “Преступление и кара, награда и наказание” (1913 г.) вызвала множество благожелательных откликов. Впрочем, в некоторых из них попадались и упреки. Так, поздний представитель субъективной школы А. А. Гизетти указывал молодому автору на неоправданное игнорирование им русской социологической литературы, тем более, что кое-какие важные идеи его книги были сформулированы ранее II. Лавровым и Н. Михайловским. “Когда же мы научимся ценить своих крупных ocнователей социологии в России”, - недоумевал рецензент [7]. Сорокин учел это замечание. Он с ранних пор дисциплинировал свой ум, стремясь непредвзято относиться к конструктивной критике. В последующие несколько лет из-под его пера появляются рецензии и статьи о крупных русских социологах - Н. К. Михайловском, Л. И. Петражицком и М. М. Ковалевском. По словам самого Сорокина, его целью была оценка “их места и роли в богатой русской социологической библиотеке”.

Тем не менее, на знаменитом диспуте по “Системе социологии” в 1920 г. другой представитель субъективной школы, патриарх русской социологии Н. И. Кареев среди ряда критических замечаний в адрес бихевиористической модели Сорокина, особый упор сделал на напрасное пренебрежение им разработками русской социологии, что особенно бросалось в глаза при обилии ссылок в обоих томах трактата Сорокина на иностранные источники [8, c. 272]. Сорокин вновь поднял перчатку - через два года он напишет статью о социологии Лаврова, которая с историко-социологической точки зрения была значительно содержательнее статей того же А. Гизетти и других ведущих историков отечественной общественной мысли - Г. Шпета, А. Штейнберга, Н. Кареева, участвовавших в совместном сборнике в честь памяти П. Лаврова.

Все публикации Сорокина по проблемам отечественной социологии легко группируются по трем разделам. Первый раздел имеет дело с теми статьями Сорокина, в которых он пытался дать общее, более или менее панорамное видение русской социологии 19-20 вв. Исходная статья “К основанию социологической секции Исторического сообщества при Санкт-Петербургском университете” описывает и сравнивает (не в пользу России) институционализацию социологии в разных странах - появление профессиональных журналов, создание научных обществ, преподавание в высшей школе [9]. Единственно, чем с достоинством могли гордиться отечественные ученые, так это активным участием в первых восьми конгрессах международного социологического института, президентами которого в разное время избирались П. Лилиенфельд, М. Ковалевский, а докладчиками был постоянно широкий круг наших социологов. Однако, в первое десятилетие двадцатого века наметилось преодоление отставания России в деле институционализации социологии и лично Сорокин предпринимал само деятельное и заинтересованное участие в шагах такого рода. Так, описываемая им в 1912 г. секция должна была выступить “зародышем социологического общества”, которое и было создано через пять лет. В 1914 г. стали выходить сборники “Новые идеи в социологии”, в которых Сорокин регулярно печатался. Сборники были нерегулярными, но рассматривались их создателями как подготовка будущего профессионального журнала. Сборники с подобным названием - “Новые идеи” выходили по многим естественным наукам, и главное - общественным наукам, изучающим общество и человека, таким, как политическая экономия, правоведение, педагогика, психология, философия. Социология заняла достойное место в этом ряду и для своего времени ее сборники действительно предлагали читателю “новые идеи”. Сорокин справедливо писал: “В наше время нет ни одной сколько-нибудь научной работы по вопросам общественных наук, которые так или иначе не предпосылала бы в виде фундамента те или иные социологические теоремы” [9, с. 2770].