Смекни!
smekni.com

Темпорализм (стр. 1 из 6)

Макс Шац-Анин

Опыт философии еврейской культуры

Предисловия

Макс Урьевич Шац-Анин (1885—1975)

Макс Шац-Анин (Макс Анин – один из его литературных псевдонимов) —профессор-юрист, видный деятель еврейского рабочего движения и культуры, публицист, историк, философ, литературовед, педагог. Он родился 22 июня 1885 года во Фридрихштадте Курляндской губернии России (ныне Яунелгава в Латвии) в многодетной еврейской семье. Его отец был аптекарем, избирался в городские гласные.

Окончив Митавскую (Елгавскую) гимназию, Макс Шац поступил на юридический факультет Петербургского университета, но уже в 1906 году за участие в студенческих беспорядках и издание брошюры «Кому нужны погромы?» был арестован и выдворен за пределы Российской империи. Находясь в эмиграции, он продолжил образование в Бернском университете, который окончил в 1908 году и защитил докторскую диссертацию на тему «Национальные проблемы современности», которая в 1910 году была издана в Риге. Жил в Париже, Берлине и Вене, а в 1911 году возвратился из эмиграции в Россию.

Макс Шац с юности был увлечен идеями гуманизма, социализма и национального равноправия. В осуществлении этих идеалов он видел разрешение трагических проблем еврейской диаспоры, особенно еврейской бедноты, страдавшей от погромов и унижений. Эта тема стала лейтмотивом всей его жизни и творчества. В 1905 – 1918 годах М.У. Шац-Анин – один из лидеров партии социалистов-сионистов, затем еврейских социалистов-территориалистов, впоследствии Объединенной еврейской социалистической рабочей партии. Является редактором периодических изданий этих партий. В годы Первой мировой войны в Риге, а затем в Петрограде Макс Шац работает в организациях по оказанию помощи беженцам. Еврейская социалистическая партия, к которой примкнул еще в студенческие годы Макс Шац-Анин, некоторое время обсуждала вариант заселения евреями Уганды и других малонаселенных регионов земного шара, а затем, следуя своей социалистической ориентации, увлеклась революционными событиями в России. В марте 1917 года Шац-Анин избирается в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Однако Объединенная еврейская социалистическая рабочая партии (ОЕСРП) выступила против захвата власти большевиками, и в Киеве даже участвовала в деятельности антибольшевистской украинской Центральной Рады, членом которой в 1918 году стал Макс Шац.

В конце 1919 года он вернулся в Латвию, где советская власть к тому времени уже пала. Стал основателем и руководителем ряда культурных организаций и печатных изданий для еврейских рабочих. Руководит просветительским обществом «Арбетергейм», является ректором и лектором Еврейского народного университета в Риге, одним из руководителей общества «Культурлига». Множество публикаций М.У.Шац-Анина тех лет в различных периодических изданиях России, Западной Европы и Америки посвящены поискам разрешения еврейского вопроса, «продуктивизации» евреев – вовлечению их в промышленное и сельскохозяйственное производство своей собственной страны. Социальному аспекту истории евреев посвящены его монографии «Национальное освобождение и социалистические партии» (1906), «Пути еврейского пролетариата» (1918), «Евреи-социалисты с 1848 по 1917» (1919), «Социальная оппозиция в истории евреев» (1927), «Общественное движение у евреев до 1917 года» (1930). Особое место в его творчестве занимало исследование еврейской культуры во взаимодействии с мировой культурой, философские аспекты этой темы. Это – монографии «Темпорализм.» (1919), «От пространства к времени» (1921), «Революция, как психологический процесс» (1923), а также публикации в периодической печати Латвии и за ее пределами.

Имя Макса Анина - писателя и известного деятеля еврейского рабочего движения упоминается уже в 1928 году в «Энциклопедии Иудаика» (на немецком языке) в разделе «Еврейство в истории и современности». (Reisen, Lexicon 1926. I.Sch.ENCYCLOPEDIA JUDAICA Втораяполоса Akademien-Apostasie Verlag Eschkol A.-G./ Berlin, [1928]. Автор статьи: доктор I.Schipper, Варшава, с.854)

В 1921 году в Латвии Макс Шац-Анин был арестован за активное участие в левом профсоюзном движении, и в тюрьме, где он провел несколько месяцев, ослеп на один глаз, а в 1928 году в возрасте 43 лет полностью утратил зрение. Тем не менее, он продолжал активную, полноценную профессиональную и творческую деятельность. Широко образованный, он был просветителем - правоведом, историком, философом, знатоком культуры. Литературная, преподавательская и общественная деятельность Макса Шац-Анина была широко известна в кругах еврейской интеллигенции Латвии и за рубежом. В 1937 году он участвовал во Всемирном антифашистском конгрессе еврейской культуры в Париже, был избран вице-председателем конгресса, выступил с докладом.

В 1940 году установление советской власти в Латвии привело к полному обрыву его основной тематики – истории еврейского народа, ее философского осмысления. Все это оказалось под запретом, и он вынужден был полностью переключиться на литературоведение лекционную и преподавательскую деятельность, сохраняя при этом присущую ему героико-романтическую тональность.

В период Второй мировой войны, находясь в советском тылу, он занимался научной и преподавательской деятельностью, был членом Еврейского антифашистского комитета, сотрудничал в газете " Эйникайт", его статьи через Совинформбюро направлялись за рубеж, печатались в американском журнале "Идише культур" и др.

По окончании войны Шац-Анин возвратился в Ригу, продолжал писать, выступать с лекциями. Шац-Анин был одним из инициаторов возрождения еврейской культуры в послевоенной Латвии и в феврале 1953 году был арестован советскими органами госбезопасности по "делу еврейского националистического центра". Одновременно с ним была арестована и его жена. После смерти Сталина они были освобождёны.

Шац-Анин занимался также вопросами права: с 1914 по 1934 год работал адвокатом, а позднее преподавал в высших юридических учебных заведениях Алма-Аты, Москвы, Риги. Ему было присвоено звание профессора.

С 1945 года в Латвии Шац-Анин занимается просветительской деятельностью: публикует статьи о еврейской классической, латышской, русской и западноевропейской литературе и музыке, выступает с лекциями, готовит к печати ряд монографий, над которыми трудился многие годы. Основные его неопубликованные труды – « Ритм в природе и обществе», «Путь к человечеству», «Романтизм в жизни и литературе», «Писатели-мыслители о еврейском вопросе», «Толстой и право». Его литературный и личный архив передан на хранение в Национальную библиотеку Еврейского университета в Иерусалиме. Умер М.У.Шац-Анин в Риге в 1975 году.

Не потеряли актуальности работы Макса Шац-Анина по истории, философии и культуре еврейского народа:

"Кому нужны погромы?". Спб., 1905

"Die Nationalitaten problemen der Gegenwart" ("Национальные проблемы современности"). Riga, 1910

"Темпорализм. Опыт философии еврейской культуры". Рига, 1919

"Евреи в Латвии". Рига, 1924 (на идише)

"Социальная оппозиция в истории евреев". Рига, 1927

Подробнее о нем и более полную библиографию см.:

Шац-Марьяш Р. М. "Быль, явь и мечта. Книга об отце". Рига, 1995

"Макс Шац-Анин: Жизнь. Наследие. Судьба". Материалы науч. конф., Рига, 20 июня 1997 г. Рига, 1998.

Предлагаемая работа М. Шац-Анина "Темпорализм. Опыт философии еврейской культуры" была опубликована в Риге, в 1919 году.** Больше она не публиковалась, тем не менее, неоднократно подвергалась критике в советской печати, в том числе, известными публицистами того времени И.И. Минцем, М.Б. Митиным, В.В. Большаковым как "философское построение сионистского автора". Теперь эта работа стала библиографической редкостью.

В данной публикации сохранен текст оригинала, исправлена только орфография в соответствии с современным написанием слов, кроме тех случаев, когда такое исправление могло бы изменить стиль и структуру предложения. В приложении приведена статья профессора Артура Мауриня "Концепция Макса Шац-Анина в современном темпорализме". Статья опубликована в сборнике материалов научной конференции "Макс Шац-Анин. Жизнь, наследие, судьба. Рига, 1998г", посвященной памяти Шац-Анина.

Примечания

* См. "Заметки по еврейской истории" - сетевой журнал еврейской истории, традиции, культуры. Редактор Евгений Беркович: http://berkovich-zametki.com/Nomer26/Zheitk26.htm." № 26 от 25 марта 2003 года: Рута Шац-Марьяш. Арест — фрагмент из книги "Калейдоскоп моей памяти".

** Упоминаетсяв Reisen, Lexikon 1926. Enciklopedia Judaica. Das Judentum in Geschichte und Gegenwart, Zweiter Band, Akademien-Apostasie Verlag Eschkol A.-G./ Berlin,[1928]. Autor:Dr. I. Schipper, Warschau, S.854.

Абрам Клецкин

«Если не сейчас, то когда?..»

В переломные эпохи обостряются не только противоречия в обществе, но и противоречия в сознании людей. Скажем, для абсолютного большинства из нас совершенно ясно, что советская модель социализма провалилась и, по крайней мере, сталинская часть ее истории просто преступна. Но, с другой стороны, почти каждый живший в то время, на определенном этапе своей биографии ощущал себя частью этой модели, а основным декларировавшимся от ее имени идеалам и, в первую очередь, принципу социальной справедливости, если он честный человек, в той или иной степени сочувствует до сих пор.

Более того, думающий человек, знающий историю и не желающий закрывать глаза на факты, не может не признать, что в своем большинстве люди, в конце прошлого и в начале нынешнего века, принесшие в Российскую империю идеи марксизма, сами пришли к ним отнюдь не из-за каких-то личных обид или чрезмерного честолюбия, поскольку, как правило, с одной стороны, не принадлежали к наиболее обездоленным кругам российского общества, а, с другой стороны, не имели никаких серьезных оснований рассчитывать на скорую победу революции и связанные с этим возможные личные выгоды. Для них это не был вопрос выгоды, для них это был вопрос совести.

Поэтому ни им самим, ни за них не приходится стыдиться. А то, что их благородные устремления, их готовность к самопожертвованию были бессовестно использованы для осуществления преступных целей, находившихся в прямом и вопиющем противоречии с их убеждениями и идеалами, что они были политически, морально и физически унижены и, за малым исключением, уничтожены, это наша общая беда, наша общая трагедия, последствия которой будут ощущаться еще очень долго. Забыть о них - это не только предательство по отношению к ним, это предательство по отношению к самим себе и к будущему общества, в котором мы живем.