Далее началось совершенствование подобных огнестрельных систем. В конце XV века запальное отверстие перенесли на правую сторону ствола и сделали рядом с ним небольшую полку, куда высыпали часть затравочного пороха, который при воспламенении не заслонял цель. Затем появилась откидная крышка, закрывающая затравочный порох от влаги и ветра. Замена стального прута на фитиль, обработанный селитрой либо винным спиртом, или вываренный в золе, послужила началу создания фитильных замков.
Кроме внутренних изменений ручное огнестрельное оружие начало изменяться внешне. Англичане в ХVI - XVII веках приделали к затравочной полке щиток, защищающий глаза стрелка от вспышки пламени при выстреле. Общепринятым стало упирать при выстреле приклад в плечо, что сразу отразилось на форме приклада. Баллистические качества улучшили мастера города Ньюренберг, отлившие в 70-х годах XVI века первые в Западной Европе нарезные ружья. Перешли также на новый вид пороха. Получали его гранулированием черного пороха. Продержался он в войсках вплоть до появления нитроглицеринового пороха. Изменились и пули, они стали сферическими, вместо ромбовых, стреловидных, кубических и т.п. Появилось крепление и под штык, который сначала вставлялся просто рукояткой в ствол.
Технический прогресс способствовал появлению колесцовых замков. Колесико, вращаясь от взведенной пружины, ударяло выступами (кресалом) по кремнию, выбивая искры, которые попадая на затравочную полку воспламеняли находившийся на ней затравочный порох и происходил выстрел. Нарезка ствола изменилась с прямой на винтовую. Состоявший из полсотни деталей механизм колесцового замка был дорог в производстве и поэтому оружием с колесцовым механизмом вооружались только привилегированные подразделения.
Во второй половине XVI века появились кремневые замки. В нем искры высекались одним мощным ударом кремния о стальное огниво. Это оказалось проще и надежнее, дешевле в производстве. В начале XVII века французский оружейник М. ле Бурже объединил скользящую крышку полки с огнивом и сделал шептало не горизонтальным, как на других системах, а вертикальным, что заметно облегчило спуск кремния с боевого взвода. Система М. ле Бурже получила широкое распространение в конце XVII века.
Следующим существенным сдвигом в совершенствовании огнестрельного оружия было изобретение унитарных патронов. Первые унитарные патроны представляли собой бумажную гильзу из непромокаемой бумаги, куда засыпали порох и пулю. Приклад тоже претерпевал изменения, в нем пробовали устроить своеобразное хранилище боеприпасов.
24 мая 1715 года Петр I издал указ, в котором жестко регламентировались основные характеристики стрелкового оружия. Указ был направлен на то, чтобы положить конец разнообразью калибров и систем, находящихся на вооружении Русской армии. Появились и первые государственные стандарты оружия.
В 80 - 90 годы XVII столетия продолжалось совершенствование кремневых замков.
Винтовки 16-го 18-го веков имели решительное преимущество над гладкими ружьями в точности, но не в дальности эффективного огня. Но это преимущество чаще всего оказывалось несущественным с практической точки зрения. Только в середине 19-го века, за счет, главным образом, принципиально иных пуль, винтовки стали эффективным оружием на втрое большей дистанции, чем гладкие ружья и смогли вытеснить последние.
Совершенствование огнестрельного оружия происходит и в наше время.
В начале 1939 года французский физик Жолио-Кюри сделал вывод, что при делении ядра урана возможна цепная реакция, которая приведет к взрыву чудовищной разрушительной силы и что уран может стать источником энергии, как обычное взрывное вещество. Это заключение стало толчком для разработок по созданию ядерного оружия.
Европа была накануне Второй мировой войны, и потенциальное обладание таким мощным оружием подталкивало милитаристские круги на быстрейшее его создание. Над созданием атомного оружия трудились физики Германии, Англии, США, Японии.
Правительством Соединённых Штатов было принято решение - в кратчайшие сроки создать атомную бомбу. Этот проект вошел историю как «Manhattan Project» (Манхеттенский проект). На территории Соединенных Штатов, в Лос-Аламосе, в пустынных просторах штата Нью-Мексико, в 1942 году был создан американский ядерный центр. Над созданием ядерного оружия трудился огромный коллектив, включая 12 лауреатов Нобелевской премии. Англия добровольно передала США свои разработки и ведущих ученых проекта, что позволило США занять ведущее положение в развитии ядерной физики (создания ядерного оружия).
К лету 1945 года американцам удалось собрать две атомные бомбы, получившие названия «Малыш» и «Толстяк». Первая бомба весила 2722 кг и была снаряжена обогащенным Ураном-235. «Толстяк» с зарядом из Плутония-239 мощностью более 20 кт имел массу 3175 кг.
Утром 6 августа 1945 г. над Хиросимой была сброшена бомба «Малыш». 9 августа еще одна бомба была сброшена над городом Нагасаки. Общие людские потери и масштабы разрушений от этих бомбардировок характеризуются следующими цифрами: мгновенно погибло от теплового излучения (температура около 5000 оС) и ударной волны - 300 тысяч человек, еще 200 тысяч получили ранение, ожоги, облучились. На площади 12 кв. км были полностью разрушены все строения. Только в одной Хиросиме из 90 тысяч строений было уничтожено 62 тысячи. Эти бомбардировки потрясли весь мир. Считается, что это событие положило начало гонке ядерных вооружений и противостоянию двух политических систем того времени на новом качественном уровне.
Среди Лос-Аламовских ученых над созданием атомной бомбы работал немецкий коммунист Клаус Фукс. Благодаря ему СССР всего через 4 года после американцев стал ядерной державой. В районе г.Семипалатинска был построен испытательный полигон. 29 августа 1949 года на этом полигоне было подорвано первое советское ядерное устройство под кодовым названием «РДС-1». Это событие известило мир о создании в СССР ядерного оружия, что положило конец американскому монополизму на владение новым для человечества оружием.
Если создание ядерного оружия требует сложной и трудно скрываемой инфраструктуры (космическое зондирование в целях ее обнаружения имеет достаточно высокую эффективность), то инфраструктура производства химического и, особенно, биологического оружия является малозаметной для визуального обнаружения.
Способность ядовитых веществ вызывать гибель людей и животных известна с незапамятных времен. В XIX веке ядовитые вещества стали применяться в ходе боевых действий большого масштаба. В Крымской войне во время осады Севастополя английская армия применяла сернистый газ для «выкуривания» обороняющихся русских гарнизонов из инженерных сооружений. Позднее, в 1899-1902 гг. во время англо-бурской войны англичане применяли экспериментальные артиллерийские снаряды, начиненные пикриновой кислотой, способной вызывать рвоту у пострадавших. К концу XIX в. угроза применения ядовитых и удушающих газов стала реальной. Это нашло отражение в Гаагской конвенции 1899 г., в статье 23 которой объявлялся запрет на применение боеприпасов, единственным предназначением которых было вызывать отравление живой силы противника. Однако, рождение химического оружия как средства ведения вооруженной борьбы в современном понимании следует относить ко времени Первой мировой войны.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война вскоре после начала приобрела позиционный характер, что заставило искать новые наступательные вооружения. Немецкая армия стала применять массированные атаки позиций противника с помощью ядовитых и удушающих газов. 22 апреля 1915 г. на Западном фронте у городка Ипр (Бельгия) была проведена газовая атака хлором, впервые показавшая эффект массированного применения токсичного газа как средства ведения войны.
Идеи химической войны заняли прочные позиции в военных доктринах всех без исключения ведущих государств мира. Совершенствованием химического оружия и наращиванием производственных мощностей по его изготовлению занялись Англия и Франция. Побежденная в войне Германия, которой по Версальскому договору было запрещено иметь химическое оружие, и не оправившаяся от гражданской войны Россия договариваются о строительстве совместного ипритного завода и проведении испытаний образцов химического оружия на полигонах России. США встретили окончание Первой мировой войны, имея самый мощный военно-химический потенциал, превосходя по производству отравляющих веществ Англию и Францию, вместе взятых.
История нервно-паралитических отравляющих веществ начинается 23 декабря 1936г., когда доктор Герхард Шредер из лаборатории «И.Г.Фарбен» в Леверкузене впервые получил табун (этиловый эфир диметилфосфорамидоцианидной кислоты). В 1938 г. там же был открыт второй мощный фосфорорганический агент – зарин, а в 1944 г. в Германии был получен структурный аналог зарина, названный зоманом.
Успех немецких химиков, открывших табун, зарин и зоман, породил резкое расширение масштабов работ по поиску новых отравляющих веществ, проводимых в США, Советском Союзе и в других странах. В оборонных химических лабораториях США и Великобритании за короткое время были синтезированы и в токсикологическом отношении изучены сотни структурных аналогов отравляющих веществ. В США был сделан выбор в пользу этилового эфира метилфосфоновой кислоты, получившего шифр VX. Вещество VX токсичнее зарина примерно в 10 раз. В начале 60-х годов производство вещества VX и соответствующих химических боеприпасов было создано и в СССР.
Впоследствии не было создано отравляющих веществ (ОВ), которые бы существенно (на порядки) превышали токсичность фосфорорганических веществ. Такими веществами являются микробные токсины (например, ботулинический), однако традиционно их относят не к химическому, а к биологическому оружию. А развитие средств химического поражения, как ни парадоксально, шло в направлении не увеличения, а уменьшения токсичности. Так появились новые классы химических агентов – инкапаситанты (временно выводящие из строя) и ирританты (раздражающего действия). В настоящее время существует группа так называемых «полицейских ОВ», представленных в основном веществами, вызывающими слезотечение и используемыми при разгоне демонстрантов, проведении полицейских операций и в качестве средств индивидуальной защиты.