Смекни!
smekni.com

Владимир Соловьёв и дискуссия о русском национализме (стр. 3 из 4)

Первую годовщину смерти Соловьева отметил П. Б. Струве статьей «Памяти Владимира Соловьева». В ней автор сделал шаг навстречу Соловьеву, допуская формирование в сознании человека идеи-формы Бога (религиозности), а также идеи Национального духа: «Путем строгой и точной работы логического мышления мы можем выделить чистую и объективную форму этой идеи и развить из нее, в качестве необходимого и неоспоримого вывода, понятие истинного национализма, как строгого, сознательного и в то же время одушевленного служения национальному духу» [16, с. 528].

Существующая национальная культура, по мнению Струве, «пропитывается и отравляется ядом практического материализма», причем более всего этому воздействию подвержены «высшие классы» населения, для которых «участие в выгодах обогащения гораздо легче и гораздо осязательнее, чем для народной массы», но именно из них рекрутируется большая часть интеллигенции и бюрократии, оказывающей сильное воздействие на всю народную жизнь. И здесь именно философия должна сказать свое веское слово: «. отвлеченная философия судит более здраво и оказывается более дальновидной, чем практическая политика. Если верно, что “нация есть начало духовное”, то истинный национализм не может быть ничем иным, как безусловным уважением к единственному реальному носителю и субъекту духовного начала на земле, к человеку» [16, с. 554-555].

После существенных подвижек в общественной жизни России в первые 5-7 лет ХХ в. Струве больше привлекала реальная, практическая сторона национального вопроса, в частности, такая его разновидность, как официальный национализм, который он противопоставлял народному представительству: «Национализм есть лозунг правящей бюрократической России, и этому лозунгу вторят и те элементы народного представительства, которые идут вместе с правительством. В этом одновременном умалении народного представительства и превознесении национального начала заключается целая историческая проблема русского развития», - писал Струве в одной из редакционных статей своего журнала «Русская мысль» [17, с. 172].

Теоретическая мысль Струве теперь обретает такой вид: «.есть два национализма с диаметрально противоположным к окружающей его противоположной враждебной или индифферентной “среде”. Один - национализм свободный, творческий и потому открытый и в подлинном и лучшем смысле завоевательный. Другой - национализм скованный, пассивный и потому вынужденный бояться других и обособляться от них. Это национализм - закрытый или замкнутый и оборонительный». Первый: древнеримский, англосаксонский (США); второй, в истории - древние евреи. «Для евреев той критической эпохи, когда явилось рожденное в недрах иудаизма христианство, христианство означало прозелетизм, а прозелетизм означал растворение и отказ от своего национально-религиозного лица, от своего богоизбранниче- ства. Отталкивание от христианства, которое было мостом от национального иудаизма к космополитическому эллинизму, определило собой религиозный национализм евреев, и этот последний, в свою очередь, определил то отталкивание христианского мира от еврейства, которое составляет все содержание еврейского вопроса, как мировой культурной проблемы» - эта ссылка нужна была для того, чтобы показать, каким не должен быть русский национализм. Но именно таким является, по его мнению, официальный русский национализм: «Наш официальный национализм - парадоксальное, извращенное явление. Отгораживаясь от других национальностей и охраняя себя от них государственным щитом, русская национальность не укрепляет, а ослабляет себя. Она не обогащается, а скудеет. Торжествующий ныне официальный национализм прокладывает путь не национально-государственному объединению, а национальному автономизму и федерализму. Он не собирает, а дробит государство» [17, с. 173-177].

У поэтов такого рода предчувствия реализовывались в строки, сегодня кажущиеся кощунственно-пророческими:

«Нам пращуры работу дали,

Собравши Русь своим горбом.

Они Россию собирали,

А мы Россию - разберем».

К проблеме национальностей и национализма в своем творчестве нередко обращался С. Н. Булгаков, постоянно держа перед собой камертон идейных построений В. С. Соловьева [3, с. 396]. Разбирая проблему «человеческое - всечеловеческое», Булгаков замечает: «Абстрактных, космо - политических всечеловеков, из которых состоит абстрактное же всечеловечество, вообще не существует; в действительности оно состоит из наций, а нации составляются из племен и из семей». Стоит только переложить абстрактный язык науки на конкретный язык действительности, как соотношение: общечеловеческое / национальное (индивидуальное) полностью меняется и «проблематичным становится уже не существование национального рядом с человеческим, как прежде, но, наоборот, возможность общечеловеческого в национальном, всеобщего в конкретном» [3, с. 391].

Эта конкретная действительность воспринимается нашими чувствами, переживается в опыте вплоть до «изначального»: «отцовство, сыновст- во, национальность», эти чувства (инстинкты) в момент рефлексии, подчеркивает Булгаков, сознаются как идеи - бытие порождает сознание: «Национальности нельзя выдумать или создать рефлектирующей идеологией, она существует раньше ее как ее основа» [3, с. 392]. По Булгакову, исторически национальности возникают из сложных этнографических смешений: «Этнографическая смесь превращается в нацию с ее особым бытием, самосознанием, инстинктом, и эта нация затем ведет самостоятельную жизнь, борется, отстаивая свое существование и самобытность» [3, с. 392]. В целом «национальность опознается в интуитивном переживании действительности или в мистическом опыте, в котором обнаруживается ноуменальное бытие, как сущее. Национальный дух не исчерпывается никакими своими обнаружениями, не сливается с ними, не окостеневает в них. Ни к одному из них, как бы ни было оно ценно, нельзя окончательно приурочить национальный дух, начало живое и творческое» [3, с. 392]. Поэтому неприемлемо легкомысленное и непочтительное отношение к прошлому, нельзя быть Иваном, не помнящим родства.

«Инстинкт национальности, - пишет Булгаков, - . переходя в сознание, переживается как некоторое глубинное, мистическое влечение к своему народу, как любовь,. как некоторый род эроса, рождающего крылья души, как нахождение себя в единстве с другими, переживание соборности. Таким образом зарождается и крепнет идея национального призвания. Национальный мессианизм, помимо всякого определенного содержания, в него влагаемого, есть прежде всего чисто формальная категория, в которую неизбежно отливается национальное самосознание, любовь к своему народу и вера в него» [3, с. 393-394].

Соловьев был пророчески прав, подчеркивая, что «в национальном чувстве есть страшная опасность изменить ради него общечеловеческим ценностям, что национальность есть хотя и органическая, но не высшая форма человеческого единения, ибо она не только соединяет, но и разъединяет, и национальный мессианизм, особенно в годину исторического благополучия, слишком легко переходит в национальную исключительность, т. е. в то, что зовется обыкновенно национализмом. Национальное чувство, пишет Соловьев, нужно всегда держать в узде, подвергать аскетическому регулированию и никогда не отдаваться ему безраздельно. При правильном развитии национального чувства им должно порождаться историческое смирение, несмотря на веру в свое призвание. Одним словом, Национальный аскетизм должен полагать границу национальному мессианизму, иначе превращающемуся в карикатурный отталкивающий национализм. Но национальность не только необходимо смирять в себе, но в то же время ее надо и защищать, ибо в этом мире все развивается в противоборстве, и насколько предосудителен национализм, настолько же обязателен патриотизм» [3, с. 398].

Накануне годовщины смерти В. С. Соловьева постоянный автор «Русского вестника» А. Т. Виноградов дает объективную оценку его отношения к национальному вопросу. Она содержится, в частности, в статье «Основа национализма»: «Личность Вл. Соловьева, бесспорно заметная на фоне русской действительности, имеет для национального самосознания некоторое пророческое значение, но не в том отношении, на которое указывается. Его значение для русского идеала не положительное, а скорее этическое или, если угодно, методологическое: универсальность его мышления, стремившегося обнять все интересы мысли и жизни в одном философском синтезе и притом на основе религиозного воззрения, есть характеристическая черта русского философствующего духа, по существу религиозного, а по форме и методу универсального. Типичная черточка национального духа так рельефно сказалась в мышлении Соловьева, что одна она и послужила причиной его крупного литературного успеха. Он был пророком универсальности национального миросозерцания, указующим лишь путь следующим за ним русским мыслителям, но самому ему не дано было установить вех, кото - рые могли бы служить надежными указаниями для всех идущих, не суждено было изречь ни одного «глагола», достойного лечь во главу угла теоретического национального миросозерцания в его положительном содержании. Судьба Соловьева есть судьба первой серьезной пробы русского ума на поприще теоретического универсализма: мысль не могла сразу преодолеть обилие подле - жащего синтезу материала и потому не достигла на первый раз органического его слияния, довольствуясь иногда установлением внешней механической связи» [5, с. 401].