Смекни!
smekni.com

Византийско-Итальянские отношения 11-13 в.в. (стр. 1 из 10)

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Уральский государственный Университет имени А. М. Горького

Исторический факультет

Кафедра документоведения

Византийско - Итальянские отношения 11-нач.13 в.в.

Курсовая работа

Студентки II курса

Штолер Антонины Олеговны

Научный руководитель

Кандидат исторических наук

Доцент О. И. Нуждин

Екатеринбург 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………3

Глава 1 Италия и Византия в XIв. накануне первого крестового похода.

Часть 1 Политическая недальновидность Византийской империи в отношении норманнов…………………………………………………………4

Часть 2 Освобождение Сицилии и положение Византии в Южной Италии в XIв. ………………………………………………………………………6

Часть 3 Положение Итальянской и Византийской империй перед первым крестовым походом …………………………………………………11

Глава 2. Обострение отношений между Италией и Византией

Часть 1 Первый крестовый поход …………………………………………15

Часть 2 Второй крестовый поход ………………………………………….22

Часть 3 Западная политика Мануила IКомнина …………………….25

Глава 3. Падение Византийской империи

Часть 1 Подготовка к IV крестовому походу ………………………….32

Часть 2 Венецианский договор. Выбор направления ……………….36

Часть 3 Четвертый крестовый поход. Падение Константинополя 41

Заключение ………………………………………………………………………………45

Список литературы ……………………………………………………………………47

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы выбрана мной преимущественно потому, что я усматриваю в ней одну из стадий борьбы между Востоком и Западом, которая началась еще в древности и не окончена, к сожалению, до сих пор. Здесь и политические противоречия, раздирающие империи, и интересы христианской религии и католической Церкви направленные на Восток против мусульман, еретиков и язычников, крестовые походы, которые создали целую эпоху в истории средних веков, падение могущественной Византии и многое другое...

Данная работа посвящена исследованию отношений между Византийской и Итальянской империями в период с XIв. до нач. XIII в.

Цель моей курсовой работы рассмотреть отношения между Италией и Византией в интересующий нас отрезок времени. Итак, опираясь на труды историков, я попыталась решить поставленные задачи, помогающие раскрыть тему курсовой работы.

1. политические притязания двух империй;

2. интересы католической Церкви по отношению к Византии и греческой Церкви;

3. апогей развития Византии при Мануиле IКомнине;

4. неизбежность крестовых походов – как форма столкновения двух миров: христианского и мусульманского;

5. заинтересованность Церкви в крестовых походах;

6. роль Венеции в истории Византии;

7. обстоятельства, приведшие к падению Византии и образованию новой империи.

Возобновлять ход событий, при помощи документов (Хрисовул) и некоторых исторических работ, данного периода истории довольно трудно, т.к. мы располагаем скудным количеством информации по интересующим нас вопросам. Поэтому моя работа в основном базируется на 3-х основных источниках информации это: Византийский временник в 30 томах, но он очень сложен для восприятия современниками, требует адаптированного перевода, чем мне и пришлось заниматься; более полно раскрывается вопрос у М.А. Заборова и у Ф.И. Успенского.

ГЛАВА 1 ИТАЛИЯ И ВИЗАНТИЯ В XI ВЕКЕ НАКАНУНЕ ПЕРВОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА

ЧАСТЬ 1 Политическая не дальновидность Византийской империи в отношении норманнов

Очень важный перелом испытала Византийская Империя в эпоху перехода от Македонской династии к периоду Комнинов.

Новые веяния в основном идут из Италии. «Здесь вековая борьба с африканскими и сицилийскими сарацинами, которые имели для себя опору в борьбе политических притязаний двух империй и в соперничестве лангобардских князей»[1], носила неожиданное разрешение в усилении в стране пришедших с севера норманнов. Эти перемены относиться к числу первостепенных в истории Византии как в XI веке, так и в более поздний ее период развития. Поэтому остановимся на данном вопросе, и рассмотрим его более глубоко.

История норманнов в Италии занимает центральное место. Обе империи содержали в Южной Италии войска и поддерживали партию приверженцев в разных городах посредствам подкупов и пожалований разных привилегий. Смотря по тому, на чьей стороне в данный момент было больше материальной силы и влияния среди лангобардских князей, и куда склонялась римская курия, зависело влияние Византийской империи или германцев. Подобное положение вещей, где равновесие зависело от случайных и часто извне приходивших влияний, продолжалось много лет, не давая прочного и обеспеченного преобладания ни той, ни другой партии. Этим и воспользовались более дальновидные умы того времени, выждав момент, чтобы «бросить на стоявшую в равновесии чашу весов горсть военных искателей приключений», прибывших из Нормандии. Часть норманнов поступили на службу к лангобардским князям, часть – к греческому катепану.

При царе Василии Болгаробойце влияние Византии в Южной Италии было на столько высоко, что катепан Боиоян был в состоянии предпринять военную экспедицию по Адриатическому морю в славянские земли и возвратиться из похода со знатными пленниками из Хорватии, которых отправлял в Константинополь. В апреле 1025 г. была снаряжена экспедиция в Сицилию под предводительством евнуха Ореста, который должен был вместе с катепаном внести войну на остров Сицилию. Но смерть царя расстроила данное предприятие, в котором должны были принять участие и сам Василий Болгаробоец, и евнух Орест, который оказался не в состоянии исполнить предоставленной ему задачи. После того как Орест потерпел поражение в Сицилии, правительство Константина VIII отозвало его, а также и катепана Боиояна, назначив на пост катепана Христофора. А в 1029 г. Роман Аргир послал на место Христофора своего родственника патрикия Пофа, при котором произошли в Южной Италии очень важные по своим ближайшим последствиям события.

Граф Тиано Пандульф и неаполитанский герцог Сергий, принадлежащие к сторонникам Византии, подверглись нападениям со стороны герцога Капуи и искали себе союзников против сильного соседа. Именно в это время норманны впервые упоминаются как отряд военных людей, с которыми Сергий вступил в соглашение и пригласил их для этого в свое княжество.

Райнульф, пришедший на зов Мели в 1017 г. и принявший участие в его войне с греками, вступил в союз с Сергием, женился на его сестре и в качестве приданного за ней получил на севере Неаполитанской области небольшую местность Лаворо. Здесь в 1030 г. было построено укрепление Аверса. Хотя после основания Аверсы норманны состоят еще иногда на службе того или иного князя, но легко заметить, что с этих пор норманны преследуют уже свои цели, становясь постепенно частью равными, а в скоре и господами тех самых князей, чьими слугами и вассалами были ранее. Словом, в Южной Италии в интересующее нас время происходит процесс, за которым отступают на задний план интересы 2-х империй и борьба христиан с сарацинами, как будто указанные мировые силы обрекли себя на служение маленькой норманнской военной колонии.

С 1036 г. в Южной Италии образовались две политические партии, с одной стороны – салернский герцог с Неаполем и Беневентом, с другой – герцог Пандульф Копуинский с княжеством Гаэта, Амальфи и с церковным княжеством Монтекассино. Окончательное преобладание местным политическим организациям могла дать Византия, смотря по тому, чью сторону стал бы поддерживать катепан. Но так как в это время виды византийского правительства были направлены в сторону Сицилии, где открывалась возможность успешной борьбы с сарацинами, то южно-итальянские дела развивались помимо влияния империи. На этот раз на положение партий имело влияние прибытие в Италию короля Конрада II. В 1038 г. он лишил герцога Капуи княжеской власти и все его владения перешли в качестве имперского лена к герцогу Салерно. Граф Райнульф был поставлен в непосредственную зависимость от герцога Салерно, и таким образом Аверса была соединена с Салерно.

Византийские владения в Южной Италии подверглись большой опасности вследствие образования в стране такой политической власти, которая не была связана местными интересами и к которой могли легко примкнуть антивизантийские элементы, давно уже дававшие о себе знать. Дальнейший ход событий зависел от той боевой силы, которую представляла собой норманнская военная колония. С точки зрения Византии политический союз с норманнами был бы самым выгодным политическим актом, который надолго мог бы обеспечить за Византией власть. Но империя не оценила значения норманнов и оттолкнула их от себя на сторону противников.

ЧАСТЬ 2 Освобождение Сицилии и положение Византии в Южной Италии в XI в..

Византийское правительство пришло к решению: (пользуясь ослаблением Фатимидского халифата и раздорами между местной сицилийской и берберской африканской партиями) организовать военно-морскую экспедицию в Сицилию и сделать попытку освободить этот остров от мусульманского владычества. Это очень важное предприятие было поручено в 1038 г. весьма известному и прославившемуся войнами на Востоке в то время патрикию Георгию Маниаку. Свою военную карьеру он сделал на Востоке в последние годы царя Василия и преимущественно при Романе III. «Он был, вероятно, турецкого происхождения и во всяком случае не мог похвалиться своими предками.»[2]

Итак, когда сицилийский эмир Акхаль, восставший против халифа, был разбит Абдаллахом и искал защиты у катепана Льва Опа, последний решился выступить в защиту византийской партии в Сицилии. В то же время была снаряжена большая экспедиция под началом Маниака. Сухопутные войска сопровождал флот под предводительством царского шурина патрикия Стефана, который должен был крейсировать с восточной стороны острова, чтобы лишить его поддержки из Египта. Георгий Маниак принял все меры для того чтобы собрать сильную команду. Так в этой экспедиции принимали участие патрикий и дука Антиохии Михаил Спондила и вспомогательные иностранные отряды, которыми с конца Х века стала постоянно пользоваться Византия. В числе лангобардских союзников были и норманны, среди которых наибольшей известностью пользовались Вильгельм Железная Рука и Дрого, сыновья Танкреда Готвиля, с ними вместе Ардуин, вассал Миланского архиепископа, также получивший известность со времени этого похода. Византии потребовалось около двух лет упорной войны, прежде чем Маниак занял твердое положение на острове.