Смекни!
smekni.com

О репрессиях в Алтайском крае в годы второй мировой войны (стр. 1 из 4)

Реферат

«О репрессиях в Алтайском крае в годы первой мировой войны»

Выполнила: Фурсова Анна, ученица 9 класса Православной гимназии

Проверила: Коноплёва Татьяна Владимировна, учитель истории Православной гимназии

Барнаул, 2002 год

«Хотелось бы всех поимённо назвать, но отняли список и негде узнать» ( «Реквием» , Анна Ахматова. )

ПЛАН

1. Нельзя насильно сделать народ счастливым.

2. Масштабы репрессий.

3. Первые концлагеря начала 20-х годов на Алтае, создание ГУЛАГа.

4. Начало репрессий на Алтае.

1) Поездка Сталина по Сибири.

2) Невыполнение хлебозаготовок.

3) Принятие чрезвычайных мер.

5. Состав главной «тройки».

6. Дом по улице Ползунова, 34 ( НКВД ), система доносительства и сыска.

7. Чёрные дни Чуйского тракта.

8. Воспоминания очевидцев.

9. Сталинские репрессии. Недопустимость их повторения.

Введение.

Массовые репрессии, расстрелы по фабрикованным делам. Когда это началось ? С чего это начиналось ? Снова и снова мы задаём себе этот вопрос. Не из праздного любопытства. Нужно найти истоки, понять причины идеологического геноцида, чтобы никогда больше не поднялись над головой народа кровавый топор лозунга : «Кто не с нами, тот против нас». В истории человечества такое случалось не раз, когда люди, ослеплённые идеей, уничтожали себе подобных за то, что они эти идеи не понимали. Но какой бы хорошей не была эта идея, не стоит она жизни миллионов, даже если они и заблуждаются, не понимают, что это – ради торжества справедливости. Не может дорога и светлое будущее возродиться на костях ! Сегодня мы начинаем понимать : нельзя насильно сделать народ счастливым.

Тщательный анализ архивных документов, выявленных в ходе работы по реабилитации, позволил определить масштабы репрессий в 1930 – 1953 годы по обвинению в контрреволюционных, государственных преступлениях судебными и всякого рода несудебными органами вынесены приговоры и постановления в отношении 3.778.234 человек, из них 786.098 человек расстреляно. В их числе государственные и партийные руководители, крупные учёные, военачальники, деятели литературы и искусства, хозяйственные кадры, рабочие и крестьяне, чекисты, которым были чужды методы ежовских и бериевских палачей. Репрессии по всей стране. Не остался в стороне от волн репрессий и Алтайский край.

Первые концентрационные лагеря на Алтае появились в 1920 году, спустя несколько месяцев после его освобождения партизанами и Красной Армией от колчаковского режима. Барнаульский и Бийский лагеря находились в ведении подотдела принудительных работ Алтайского Губ исполкома. Правда, в те годы в них было немного 300-400 заключённых, представители буржуазии, оппозиционных партий. Условия содержания в концлагерях были не лучше, чем в 30-е годы. В лагерях действовали школы по ликвидации безграмотности. В праздничные дни устраивались лекции. Возглавлял лагерь комендант. В Барнаульском лагере долгое время занимал эту должность Иван Прокопьевич Данилов. Скорее всего, к 1923 году в крае, как и по всей стране, концлагеря были уничтожены. Исчезли, чтобы через несколько лет появиться вновь, возродившись в чудовищной, изуверской форме. Вряд ли кто – нибудь в 20-е годы мог представить себе, что новая система мест заключения, в корне отличавшаяся как от царской тюрьмы и каторги, так и от системы лишения свободы и буржуазных странах, вскоре превзойдёт их по своей жестокости и антигуманности и может сравниться лишь с нацистскими лагерями смерти. В начале 30-х годов в стране в массовом порядке стали появляться лагеря и колонии, разраставшиеся кустами во всевозможные «лаги» и объединившиеся под единой вывеской – ГУЛАГ ( Главное Управление ЛАГерей ). Устрашение приобрело иной характер. На смену лубочным картинкам «домзаков» 20-х годов пришли города – лагеря, фабрики смерти, огромные районы страны, населённые заключёнными «кулаками» – крестьянами, расхитителями, рабочими – «вредителями», интеллигентными людьми в форме НКВД. Страна была разделена на два лагеря – и один из них был «исправительно – трудовой».

На территории Западной Сибири в начале 30-х годов насчитывалось около 50 лагерей.

Предположительно в разное время на территории Алтайского края существовали лагеря :

1. Чистенький оздоровительный ИТЛ ( п. Кировский )

Возник в начале 30–х годов, расформирован весной 1953 года. Численность заключённых, по свидетельствам, доходила до 30000 человек. Сельскохозяйственное производство, предприятия лёгкой промышленности.

В лагере содержался большой контингент репрессированных священнослужителей.

2. АЛТАЛАГ ( п. Михайловка ) Функционировал, в основном, в период войны. Численность заключённых не известна.

3. Боровлянские лагеря СИБЛАГА ( с. Боровлянка ) – ст. Соколинская.

Примерные сроки существования – с конца 20-х до начала 40-х годов. Лесозаготовки.

4. Лагерь в Сентелеке.

5. «Командировка» Чистюньского лагеря в Корюне. Лесозаготовки. Сплав.

6. Лагерь в районе д. Песьяново ( разъезд 18 км ). Лесозаготовки. В лагере работали заключённые Барнаульских тюрем и колоний.

7, 8, 9 – Барнаульский, Бийский, Славгородский лагеря принудительных работ 1920 – 1922 гг. находились в городской черте. Численность заключённых – от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Предприятия лёгкой промышленности, агрофермы, коммунальное хозяйство.

10. Лагерь у п. Аламбай. Строительство железнодорожного тоннеля.

11. Пересыльная тюрьма в Кызыл – озере.

12. Тюрьма №1 ( Барнаул ). Основная расстрельная тюрьма края. С 1925 г. по настоящее время бывшего женского монастыря в районе

Булыгинской заимки.

13. 14. 15. 16. 17 -тюрьмы № 2-6-Камень.Бийск.Славгород.Рубцовск.Горно-Алтайск.

Юридический механизм осуществления беззакония . массовых репрессий в основном сложился в процессе проведения « сплошной коллективизации». Массового раскулачивания . Однако. Окончательно реорганизация репрессивного аппарата завершилось 10 июля 1934 года, когда ОГПУ было преобразовано в НКВД , а при нем образован внесудебный орган – Особое совещание.

С конца 20-х, начала 30-х годов внесудебные репрессии вновь стали широко применяться на местах по решениям « троек « .

Основанием для репрессий , как правило, являлось лишь социальное происхождение . Репрессии в отношении лиц , причисленных к классово-враждебным элементам стали применяться не только в судебном , но, главным образом , во внесудебном порядке . С 1932 года стало заметным уменьшение репрессий после 17 съезда КПСС, провозгласившего победу социализма в СССР.

Сигналом к новой волне репрессий явилось убийство С.М. Кирова – 1 декабря 1934 года. В этом деле много неясного, но римские юристы в Древнем Риме при рассмотрении дел ставили вопрос : «Кому выгодно ?» Ответ однозначен - Сталину.

В 1934 году на выборах в ЦК Киров получил наибольшее количество голосов ( против него – 3 голоса, против Сталина - 300). По требованию Сталина итоги выборов были фальсифицированы. Чтобы оправдать массовые репрессии в глазах трудящихся масс, Сталин на февральско-мартовском Пленуме ЦК КПСС в 1937 году выдвинул тезис :по мере успехов социалистического строительства сопротивление классового врага, якобы, будет усиливаться, а классовая борьба обостряться, а в решениях 17 съезда было записано , что социализм в стране победил , то есть исчезла социальная основа для обострения классовой борьбы в стране.

Политический маневр Сталина цели достиг; крупных деятелей, выступавших против репрессий в 1934 году в руководстве уже не было. Киров был убит 1 декабря 1934 года.

Куйбышев скоропостижно скончался в январе 1935 года, Орджоникидзе застрелился в феврале 1937 года, по другой версии – убит по приказу Сталина.

НКВД - орудие, которое Сталин использовал в личных целях, но и сами органы – старые чекисты , понесли ощутимые потери.

Репрессии Сталина на Алтае чаще всего связывают с 1937 годом, но все началось гораздо раньше. В 1928 году в Барнаул приезжал Сталин , совершал поездку по основным хлебным округам Сибирского края. Зачем же приезжал Генеральный секретарь ЦК в Сибирь? Осуществление многих задач дальнейшего развития страны в решающей степени зависело от развития сельского хозяйства, от его способности обеспечить рабочий класс продовольствием , промышленность – сырьем , а также от размеров валютных поступлений, получаемых за счет экспорта сельхозпродукции, прежде всего, зерна. Как раз к этому времени продовольственная программа обострилась. Крестьянин, даже имея излишки зерна, не был заинтересован в его продаже, так как купить на вырученные деньги то, что он хотел, не мог. Это усугублялось тем, что государство установило очень низкие цены на зерно, они не оправдывали нередко затраты на его производство.

Первые трудности с заготовкой хлеба обнаружились уже осенью 1925 года, когда было заготовлено меньше зерна, чем планировалось.

Напряжённо проходила хлебозаготовительная кампания и в 1926 году. Но особо сложной оказалась ситуация зимой 1927-28 гг. В январе 1927 года Политбюро направило на места директиву, рекомендовавшую применение чрезвычайных мер – досрочное взимание с крестьян всех платежей, чтобы заставить из в поисках денег для их оплаты продавать хлеб, причём при взыскании предлагалось применять жёсткие меры, вплоть до репрессий в отношении кулаков и спекулянтов, которые, как отмечалось в директиве, вздувают цены на хлеб, отрицательно влияют на середняков, занявших выжидательную позицию. А раз так, то надо крепко ударить по кулаку и спекулянту, чтобы образумить середняка. При оценке таких мер, проведение в жизнь которых требовал Сталин во время поездки по Сибири, необходимо учитывать сложность обстановки, требовавшей принятие координальных решений. Тогда Сталин выбрал самый жёсткий вариант, меньше всего учитывающий интересы производителей зерна, при котором многие из них должны были подвергнуться репрессиям. Это, пожалуй, впервые проявившаяся наклонность Сталина к репрессивным мерам в дальнейшем стала доминирующей и привела к гибели миллионов советских людей. Последующие после поездки Генсека в Сибирь события показали, что чрезвычайные меры, о которых говорилось в решениях ЦК ВКП из временных, чрезвычайных прав превратились в постоянные, обычные перегибы ( а точнее, насилие над крестьянами ) оказались бы запрограммированными. Решение всех вопросов, связанных с хлебозаготовкой, в том числе и с определением правомерности привлечения тех или иных крестьян к судебной ответственности по 107 статье ( предусматривающей привлечение к судебной ответственности тех, кто занимался скупкой и перепродажей продуктов и предметов массового потребления с их конфискацией ), возлагалось на созданные в райкомах партии «тройки», которые пытались скрыть, так как понимали, что их создание и, особенно, наделение неограниченными, по сути дела, полномочиями, является прямым нарушением норм партийной жизни и закона. Опротестовать незаконность решений «тройки» никто не мог, так как строптивые работники суда по указанию Сталина «вычищались» из органов. Эти «тройки», а не редко и партийные комитеты намечали заранее, где и сколько человек привлечь к ответственности по 107 статье. Раскулачивание происходило без серьёзного отбора и выявление действительно эксплуататорских хозяйств, беря за основу принцип зажиточности, но не принцип эксплуатации. 107 статья применялась к тем, кто имел не менее 4-х сот пудов хлеба, часто эта граница значительно снижалась и в злосчастных спекулянтах оказывались мелкие держатели хлеба. Кругом царила атмосфера вседозволенности.