Смекни!
smekni.com

Проблема рабства в США (стр. 1 из 9)

Министерство образования Российской Федерации

Пермский государственный педагогический университет

Кафедра всеобщей истории

Проблема рабства в США

Курсовая работа студентки 3 курса

заочного отделения / интенсив

исторического факультета

Уразовой Е.В.

Научный руководитель

к.и.н., доцент Рычкова Н.М.

Пермь 2004

Содержание

Введение

Глава 1. Предпосылки и причины развития рабства в США.

Глава 2. Виды рабства.

2.1. Попытки порабощения коренного населения.

2.2. Белое рабство.

2.3. Чёрное рабство.

Глава 3. Религиозный, научный, литературный и политический аспект рабовладельческой идеологии Юга.

Глава 4. Отмена рабства.

Заключение.

Список источников литературы.

Введение

Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.1

Рабство и по сей день является обычной практикой. Рабство – одна из форм зависимости одного человека от другого, которая в антропологии называется rights-in-persons. Такие отношения возможны при самых различных общественных укладах в любой стране и в любую историческую эпоху. Их спектр очень широк: на одном его конце - обязательства перед родными, супругами и детьми, где-то посередине - отношения между начальником и подчиненным и, наконец, на другом - право распоряжаться людьми как товаром- продавать,покупать и обменивать их.

Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. 2

Американское рабовладение не было неким подобием античного рабства. Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность его становления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторы по причине крайней узости рынка наёмного труда вынуждены были прибегнуть к труду чёрных рабов. Но, использование рабского труда не прошло бесследно для плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в котором странно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистов и рабовладельцев. 3

Первое в западном полушарии независимое государство, Соединенные Штаты Америки, образовалось в результате революционной войны североамериканских колоний Англии за независимость 1775-1783гг. Но, несмотря на провозглашённые лозунги о том, что «все люди рождаются равными», первая американская революция, война за независимость 1775-1783гг., оставила в неприкосновенности рабство негров в южных штатах. Не привела к радикальному решению негритянской проблемы и вторая американская революция – гражданская война 1861-1865гг.4

Проблема рабства в США – это сложнейший комплекс социально-экономических, общественно-политических, гражданско-правовых, расовых вопросов, корни которых уходят в глубь американской истории. Как заметил Ф. Дуглас: « Рабство – это давно существующий, пустивший глубокие корни в экономическую, политическую, культурную жизнь страны институт, оказавший и оказывающий большое влияние на всю историю США».

Настоящая работа представляет собой попытку комплексного анализа основных моментов проблемы рабства в США. В свете поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- раскрыть причины развития рабства в США;

- выявить формы и виды порабощения;

- дать анализ теории рабства в США;

- изучить истоки расизма;

- проанализировать совокупность причин, обусловивших сохранение рабства на Юге США;

- проследить пути решения проблемы рабства.

_______________________________________________________________________

1. Лайтфут К. Права человека по-американски. – М., 1981.- с.102

2. История США ред. Севосьянов М.1983 –с. 425

3. Согрин В.В. Политическая история США М. 2001 –с. 132

4. Чёрные американцы в истории США ред. Иванов Р.Ф. М. 1986 –с. 3

Проблема рабства в Северной Америке стала интересовать историков уже со второй половины XIXвека. Именно в это время выходит в свет книга Дж. К. Ингрэм «История рабства с древнейших до новых времен»5, одна из глав которой посвящена этой теме. Характерно нейтральное отношение автора к данной проблеме.

Однако существовали и противоположные взгляды на этот вопрос. Как однажды заметил Уинстон Черчилль, назовите мне проблему, и я предоставлю по ней две диаметрально противоположные точки зрения. Любую проблему можно трактовать по-разному, что и происходило, происходит и, будет происходить.

У. Филлипс издал два тома «Истории в документах», содержащих материалы местных архивов, архивов плантаций, прессы рабовладельческого Юга, а несколькими годами позже – книгу «Жизнь и труд на Старом Юге»6. Автор крайне положительно оценивает рабовладельческую систему Юга, она видится ему как «патриархальная идиллия».

Таких же взглядов на рабство придерживаются и некоторые другие историки: У.Е. Додд в книге «Королевство хлопка», К. Итон в «Развитии цивилизации на Юге. 1790-1860», А. Конрад и Дж. Мейер в совместной работе «Экономика рабства», Ю. Дженовезе в сочинении «Политическая экономия рабства». 7

Параллельно развивается и другая точка зрения: рабство рассматривается как крайне негативный аспект в истории американского общества. К историкам этого толка относятся работы Г. Аптекера 8, Р. Вивера 9, И. Бёрлини 10 , П. Колчина 11. В своих работах эти авторы обращаются к истории афро-американского народа в Северной Америке, используют большое количество фактического материала. Питер Колчин в своем исследовании отчасти затрагивает и теории апологетов рабовладения.

Тема рабства в Северной Америке стала довольно популярна в последние десятилетия. В Интернете появилось довольно большое количество сайтов по этой теме. 12

В России история США принадлежала к одной из наиболее фальсифицированных тем в советской литературе. На протяжении десятилетий наши американисты создавали образ врага. 13 Круг тем был крайне ограничен и, как правило, навязываем сверху. Российские авторы рассматривали угнетение афро-американцев, начиная с колониального периода и до современности. В книгах этих историков много информации о жизненных условиях негров, поданной в публицистическом стиле.

5. Ингрэм Дж. К. «История рабства с древнейших до новых времён» пер. с англ. З. Журавской С-Пб. 1896

6. Косарев Б.М. Некоторые вопросы экономического развития США первой половины XIXвека // Основные проблемы истории США в американской историографии. – М., 1971. – С. 217 - 231

7. Подробнее см. Историческая наука в США во второй половине XX века. От теории "консенсуса" к "новой исторической науке"// <http://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/dementyev/part2/glava2_2.htm>

8. Аптекер Г. История афро-американцев М.1975

9. WeaverRobertC. TheNegro as anAmerican// <http://historicaltextarchive.com/sections.php?op=viewarticle&artid=36>

10. Berlin Ira Many Thousands Gone. The First Two Centuries of Slavery in North America// The Belknap Press of Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England , 1988 – 497 p.

11. Kolchin Peter American slavery. - New York: Penguin Books, 1995 - 304 p.

12. Ричард Барбрук, Энди Камерон Калифорнийская идеология/ Перевел М.Немцов//;

WeaverRobertC. TheNegro as anAmerican// http://historicaltextarchive.com/sections.php?op=viewarticle&artid=36; American Abolitionism, from1787 to1861. A Compendium ofHistoricalFact, EmbracingLegislation inCongress and Agitation Without. ByF. G. De Fontain./ New York:D. Appleton& CO. 1861// <http://lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r?ammem/murray:@field(FLD001+04020568+):@@@$REF$>; The Hartford Black History Project// <http://www.hartford-hwp.com/HBHP/index.html>; African American//

13. Болховитинов Н.Н. Новый взгляд на историю США // Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 7-15

Но большее внимание советские исследователи уделяли борьбе рабов за свободу. Здесь следует отметить работы М.Н. Захаровой14, Р.Ф. Иванова15, Д.О. Заславского16, П.Б. Уманского17. Эти авторы рассматривают в своих работах тему рабства, иллюстрируя приводимые ими факты жестокости по отношению к афро-американцам.

С 80-х годов в отечественной американистике начинают разрабатывать новые темы. К. Лайтфут выпускает книгу «Права человека по-американски»18, одним из аспектов которой является рассмотрение положения цветного населения Северной Америки.

А.А. Кислова обращается к религиозной истории США. В своей книге «Религия и церковь в общественно-политической жизни США»19 она затрагивает такую проблему, как влияние церкви на формирование идеологии рабовладельческого общества.

В книге «Американская нация: национальное самосознание и культура» К.С. Гаджиев рассматривает влияние рабства на менталитет американцев.20

И.М. Супоницкая в книге «Анатомия американского Юга: свобода и рабство» подходит к этому вопросу с экономических позиций. Она исследует проблему рабства и взаимоотношений «хозяин - раб» с точки зрения экономической целесообразности.21

В.В. Согрин издает ряд работ22, посвященных теме апологии расизма на Юге США. В своих исследованиях он дает довольно обширный обзор авторов рабовладельческих теорий первой половины XIXвека, привлекает большое количество цитат из различных источников.

В.М. Кричевский23, в отличие от В.В. Согрина, подходит к этому вопросу с критической точки зрения. Он как бы вступает в полемику с авторами рабовладельческих концепций и пытается опровергнуть приводимые ими доказательства и факты.

Таким образом, тема «Проблема рабства в США» великий исторический спор, не решённый до конца в современной Америке. А, следовательно, перед американистами открываются широкие возможности в изучении данного аспекта истории Соединенных Штатов Америки.

Данное исследование, базирующиеся на опубликованных документальных источниках, мемуарах и литературе для широкого круга читателей может быть достаточно актуально, тем более что отечественные авторы, издавшие свои работы до 1990 года, как я считаю, были в значительной мере подвержены влиянию идеологических рамок и не могли в достаточной степени непредвзято характеризовать политику страны из противоположного «лагеря».