Башкирова Ираида, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Организация получила от другой организации товар на сумму 100 тыс. руб. Оплата не производилась. Организация, поставившая товар, ликвидировалась, имеется копия свидетельства о её ликвидации. Как следует поступить с кредиторской задолженностью в данной ситуации? Какие налоговые обязательства возникают в этой связи? Следует ли восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по полученным товарам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае ликвидации организации-кредитора сумма кредиторской задолженности учитывается в составе внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли на основании п. 18 ст. 250 НК РФ в том отчетном (налоговом) периоде, когда в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации кредитора.
Сумма НДС, ранее правомерно принятая к вычету по приобретенным товарам, при списании с учета кредиторской задолженности в связи с ликвидацией организации-кредитора восстановлению не подлежит.
Обоснование вывода:
НДС
Перечень ситуаций, при которых налогоплательщик обязан полностью или частично восстановить НДС, ранее правомерно принятый к вычету, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ. Данный перечень имеет закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию. Указанным перечнем не предусмотрено восстановление НДС, ранее принятого к вычету по полученным товарам (работам, услугам), при списании с учета кредиторской задолженности как в связи с истечением срока давности, так и в связи с ликвидацией организации-кредитора (смотрите вопрос 23 из Рекомендаций Научно-консультативного Совета при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа от 14.10.2010 "О практике применения налогового законодательства").
Таким образом, оснований для восстановления НДС в рассматриваемой ситуации нет.
Налог на прибыль
Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, а именно за исключением сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней и бюджетами государственных внебюджетных фондов.
К другим основаниям, по мнению специалистов Минфина России и налоговых органов, может быть отнесен факт ликвидации организации-кредитора (смотрите письма Минфина России от 01.10.2009 N 03-03-06/1/636 и ФНС России от 02.06.2011 N ЕД-4-3/8754).
Мнение основано на том, что согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Соответственно, прекращаются и обязательства ликвидированного юридического лица (ст. 419 ГК РФ, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо).
Следовательно, в случае ликвидации кредитора сумма кредиторской задолженности должна быть включена в состав внереализационных доходов на основании п. 18 ст. 250 НК РФ.
Такой доход признается в периоде, соответствующем дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитора. При этом тот факт, что срок исковой давности не истек, не играет роли при включении кредиторской задолженности в доходы по этому основанию. Эту точку зрения разделяют и некоторые арбитражные суды (смотрите постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2008 N Ф04-122/2007(142-А27-37), ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 N А55-11375/2006).
Если дата внесения записи о ликвидации кредитора приходится на предшествующие отчетные (налоговые) периоды, то включение таких сумм в состав внереализационных доходов производится путем представления уточненного расчета за соответствующий период (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Отсутствие у налогоплательщика права произвольно выбирать налоговый (отчетный) период признания данных сумм для целей налогообложения принимается во внимание и судами (смотрите постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2011 N Ф08-7818/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2011 по делу N А46-12818/2010 и от 27.01.11 N А46-4108/2010, ФАС Уральского округа от 25.01.2010 N Ф09-10607/09-СЗ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В рассматриваемом случае внереализационный доход получен от списания задолженности перед кредитором. Данная операция не связана с реализацией товаров (работ, услуг), а также не относится ни к одной из операций, перечисленных в п. 1 ст. 146 НК РФ. Следовательно, она не является объектом обложения НДС, и соответственно, при ее осуществлении налоги налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с НК РФ не предъявляются.
Иными словами, при включении кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов никакие суммы из нее не исключаются.
Таким образом, в составе внереализационных доходов в рассматриваемом случае учитывается вся сумма кредиторской задолженности, возникшая перед ликвидированной организацией, с учетом НДС (в данной ситуации - 100 тыс. руб.).
В то же время пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ предусмотрено, что расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ, относятся к внереализационным расходам.
Следовательно, включение указанных сумм НДС в состав внереализационных расходов должно приводить к уменьшению финансового результата от списания обязательств перед поставщиками материально-производственных запасов, работ, услуг.
При этом существует мнение, поддерживаемое многими экспертами, что если суммы НДС, относящиеся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам, к моменту списания кредиторской задолженности были приняты к вычету, то норма пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ на них не распространяется*(1).
Основано данное мнение на том, что суммы НДС, относящиеся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам и ранее правомерно принятые к вычету из бюджета, не подлежат восстановлению при списании кредиторской задолженности.
Поэтому, по мнению данных экспертов, одна и та же сумма расходов не может участвовать в расчете двух видов налогов: НДС и налога на прибыль организаций.
Однако сама норма пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ связи с главой 21 НК РФ не предусматривает.
Разъяснений официальных органов и судебных решений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Рекомендуем также дополнительно ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия хозяйственных ситуаций. Доходы от списания кредиторской задолженности (подготовлено экспертами компании "Гарант").