И здесь следует признать, что одной из наиболее трудных проблем на пути решения этой задачи является формирование чувства ценности и кругозора 9 . Для такого формирования необходимо, чтобы ценность обладала конкретным выражением, была отражена в конкретных параметрах. Для предпринимателя важно не то, что ценность признается им и окружающими его людьми как благо, а сколько эта ценность стоит, сколько она может стоить и сколько она может дать выгоды. Экономизация отвлеченных философских категорий в структуре экономического сознания как раз и отличает предпринимателя от всех других людей: там, где простой человек просто наслаждается благом, предприниматель пытается определить степень такого наслаждения.
Блага обладают полезностью, но только оценка делает ваши вещи экономически ценными, а экономическая ценность выражается в цене. Исходя из этого, предприниматель и осуществляет инновацию, т. е. рассматривает благо как ценность, выражаемую ценой, и капитализирует его, т. е. внедряет в производство, вкладывает в это дело средства и планирует извлечение выгоды. Творческий характер этого процесса связан не с созданием того блага, которое предприниматель осваивает, капитализирует, внедряет, раскручивает, а с организацией процесса такого внедрения, капитализации, освоения. И здесь становится очевидным, что предпринимательство как инновационная деятельность вторично по отношению к творчеству как к способности человека, что предпринимательство прежде всего обслуживает то, что уже создано. В этом и заключается общественно полезный характер предпринимательства.
Идея рассматривать инновационный процесс как циклический принадлежит Н. Басадуру (Канада) и развивается Э. Брукинг (Великобритания) 10 . Он состоит из восьми этапов и охватывает четыре фазы, каждая из которых играет важную роль в инновационном процессе. Инновационный процесс представляется в виде колеса, постоянное движение которого обеспечивает жизнеспособность хозяйствующих субъектов.
Важно, что в каждой фазе изначально присутствует потенциал, который затем реализуется, актуализируется. Так, в фазе генерирования, или зарождения, идеи, с помощью которой запускается инновационное колесо, изначально присутствует творческий потенциал субъекта, который в процессе своей актуализации это самое инновационное колесо запускает, приводит в движение. Замысел, т. е. творческий потенциал, без внедрения, т. е. без запуска, так и остается потенциалом, а запуск без замысла — простой сублимацией. Мышление как способ формирования творческого потенциала в этом квадранте включает в себя выявление проблемы и поиск фактов. Идеальная деятельность затем переходит в предметную деятельность в виде создания базы данных, начального проектирования.
Вторая фаза инновационного колеса также двойственна, содержит как творческий потенциал, так и организационную процессуальность. Концептуализация осуществляется мышлением в форме рассмотрения различных вариантов решения задачи, объединения новых идей в общий план, нахождения точек зрения, помогающих описанию проблемы. Процессуальность мыслительной деятельности в предметно-вещественной практике оформляется в виде программ, планов, производственных заданий.
Третья фаза инновационного колеса связана с оптимизацией, т. е. выбором лучшего варианта решения проблемы, наиболее перспективного способа достижения поставленной задачи. Связанная с абстрактным мышлением, такая оптимизация также имеет свою процессуальность, оформляется в форме инструкций, норм, правил.
Последняя фаза инновационного процесса — исполнение. Оно завершает цикл инновации и также имеет двойственный характер. Креативность исполнения связана с мыслительной деятельностью хозяйствующего субъекта, который детализирует будущий процесс реализации зaмыслa. Процессуальность самого исполнения замысла связана с дисциплиной, порядком, графиком, которых должны придерживаться исполнитель и его окружение.
Творческий потенциал и инновационный потенциал сливаются воедино и функционируют как созидательный потенциал предпринимателя. Но диалектика их взаимосвязи такова, что отождествлять их нельзя. Творческий потенциал может быть и не реализован, а процессуальность может оказаться и не творческой. Тем не менее это имманентные друг другу стороны диалектического единства, каковым выступает созидательный потенциал предпринимателя. Связано это с трудовой природой обеих сторон личностного потенциала. В основе творчества (помимо таланта и вдохновения, чувств и эмоций, которыми занимаются психологи) лежит творческий характер труда. В основе инновационного потенциала (помимо тех же психофизиологических характеристик) лежит также труд. Творческий характер первого потенциала ведет к тому, что труд в сфере внедрения, капитализации не может оставаться рутинным, он перерастает также в творческий. Из этого следует, что и процесс капитализации блага, его внедрения также может оказывать созидающее воздействие на само благо. Предприниматель во многих случаях не просто реализует созданное кем-то благо, но добавляет к нему и часть собственного творческого труда, т. е. улучшает, усовершенствует его (благо). Новые технологии в процессе их освоения адаптируются, упрощаются, варьируются. Тем самым на основе капитализации продукта творчества возникает услуга, т. е. общественно полезное действие, которое улучшает сам творческий продукт. И это связано с управлением, т. е. самостоятельным определением целей, задач, порядка, характера и форм капитализации, реализации, продвижения продукта к массовому потребителю. Простой продавец или заготовитель, реализатор или снабженец не являются предпринимателями в силу отсутствия инновационного характера в их деятельности. Инновационность, таким образом, выступает продолжением творчества, его экономизированным вариантом, превращенной формой, определенной социально-организованной практикой.
Это — та самая жилка, которую часто обнаруживают в себе люди, но которую следует развивать точно так же, как и талант. Творческие способности требуют такого же труда, как и организаторские способности. А. Маршалл рассматривал организаторские способности человека как самостоятельный фактор производства, на который приходится определенная часть дохода. Вознаграждение за организаторские способности обусловлено тем, что такие способности ведут к инновации, оптимизируют мышление и деятельность хозяйствующих субъектов. «Экономисту необходимо воображение особенно для того, чтобы реализовать свои идеалы. Но больше всего он должен обладать осторожностью и сдержанностью, чтобы отстаивание идеалов не обгоняло его представления о будущем» 11 . Воображение, сдержанность и осторожность являются основой инновационного процесса точно так же, как энтузиазм, талант и воображение выступают основой творчества. Воображение является тем самым транзитивным основанием, которое объединяет творчество и инновационность в единое, органичное целое. Когда предпринимателю не хватает воображения, он утрачивает способность к инновации и перестает быть предпринимателем.
Фактор собственности в предпринимательстве, таким образом, является лишь формальным, выступает как социальное оформление сущности инновационной деятельности. «Права собственности как таковые вовсе не были предметом поклонения для великих мыслителей, которые создали экономическую науку» 12 , — указывал А. Маршалл. Нет никаких оснований считать собственность ключевым фактором предпринимательства, инновационности и творчества. Это означает, что развернувшаяся в последние десятилетия в нашей стране приватизация, разрастание института частной собственности вплоть до тотальных масштабов, до своеобразной ее монополии, отнюдь не ведет автоматически к развитию предпринимательства и инновационности.
Порожденные формы конкуренции вовсе не являются стимулом экономического прогресса, поскольку носят недобросовестный характер. Когда П. Б. Струве в начале XX века рассматривал характер конкуренции в условиях развития российского капитализма, он совершенно правильно обращал внимание на то обстоятельство, что частная собственность сама по себе, конкуренция сама по себе, взятые отвлеченно от человека, не являются благом. Формулируя свою теорию человеческой годности, этот исследователь впервые ввел в экономический лексикон понятия добросовестной и недобросовестной конкуренции 13 . Полагая, что институты частной собственности и конкуренция могут быть благом только в случае, если они годны для человека, а сам человек годен для хозяйства, т. е. обладает совестью, трудолюбием и воображением, П. Б. Струве пришел к идее создания телеологического государства, которое отличается от всех иных форм государства тем, что заботится не о формах, а о самом человеке, не о правах собственности, а об объективных интересах всех людей. «Нужно, чтобы создался в стране такой экономический простор, при котором все чувствовали, что им находится место на “пиру жизни”» 14 , — указывал автор Манифеста РСДРП и будущий основатель кадетской партии.
Достойное место человек может занять лишь в том случае, когда он обладает необходимым потенциалом и возможностями для его реализации. Это — сущностная сторона предпринимательской деятельности. Собственность и конкуренция — ее формальная сторона. Можно и нужно заниматься совершенствованием форм собственности или способов ведения конкуренции, но при этом следует всегда иметь в виду, что «совершенство формы есть преимущество падающих эпох» 15 .