Однако творческий потенциал должен быть не только оценен с экономической стороны, но и задействован. В противном случае он не будет представлять никакой экономической ценности. Его включение в хозяйственный процесс осуществляется через обновление самого хозяйственного процесса, через изменение технологии осуществления такого процесса. По словам Г. Форда, «предприниматели терпят неудачи из-за того, что, предпочитая наезженную колею, не могут заставить себя пойти на перемены» 16 . Из этого суждения видно, что для осуществления инновационного процесса и включения в него творческого потенциала человеку необходима воля. Являясь способностью личности принимать и осуществлять необходимые для нее решения, воля выступает основой экономической свободы именно потому, что детерминирует ее как осознанную необходимость. Неосознанность необходимости обновления ведет к неудаче. Экономика обновления как раз и основана на такой волевой способности предпринимателя осуществлять перевод замысла в реальность, креативности в практическое творчество. Для оценки данного перевода можно использовать самые различные эконометрические показатели. Так, еще в 80-е годы XX века был предложен показатель НИР-мультипликатора, который выражал отношение объема вложений в НИР, требуемого для развития продукции, к объему инвестиционного капитала, необходимого для производства и продажи этого продукта 17 .
Если умножить НИР-мультипликатор на отдачу от НИР, то получается объем прибыли на инвестиционный капитал. Однако в нашей литературе этот показатель был подвергнут сомнению по той причине, что основания рекомендовать его в качестве показателя инновационности, определяемого через соотношение затрат, для оценки отдачи этих затрат (причем в обратном отношении) во многом представлялись неясными (В. И. Данилов-Данильян).
Так, если предприниматель затрачивает 1 млн руб. на создание продукции в виде замысла, проекта, идеи, а для ее освоения и производства с последующей реализацией необходимы будут 9 млн. руб., то НИР-мультипликатор оказывается равным 0, 1. Чем ниже будет значение мультипликатора, тем ниже окажется и прибыль.
Следовательно, возникает необходимость экономии на инновационном процессе и в повышении самого творческого потенциала. Проще говоря, хотелось бы, осуществляя по минимуму затраты на производство и сбыт новой продукции, иметь такой ее вариант, который был бы наименее капиталоемким, энергоемким, материалоемким и т. д. Тем самым речь идет о дальнейшей интенсификации экономики, но уже не за счет обычной экономии ресурсов, а за счет наращиваний творческого потенциала такого продукта. В данном случае параметрами такого творческого потенциала нового продукта выступают не только технические его характеристики, но и эстетические параметры (оформление, упаковка, дизайн), а также его транзитивность (адаптированность, эргономичность) и траспарентность (адекватность, аутентичность) тем запросам, которые предъявляет или даже может еще только предъявить в процессе его потребления потребитель. Известны предпочтения людей приобретать товары и услуги, которые быстро не стареют, не выходят из моды уже на следующий месяц, не девальвируются морально в условиях быстрого обновления ассортимента. Творческий потенциал, таким образом, продлевает жизнь продукта и, будучи перенесен в него, материализован в нем, осуществлен в конкретном товаре или услуге, позволяет по-максимуму удовлетворить потребности клиентов. Осознание не только технологических, но и моральных, эстетических и этических пределов новых товаров и технологий позволяет предпринимателю самостоятельно планировать алгоритм и объемы производства и выстраивать инновационный процесс в контексте оптимальных затрат на его осуществление.
В отличие от процесса формирования творческого потенциала, во многом иррационального, импульсивного и спонтанного, инновационный процесс поддается рационализации и оптимизации благодаря способностям предпринимателя осуществлять управление. В этой связи убедительными представляются слова Дж. Б. Куинна о том, что «обновление следует воспринимать — и соответственно управлять им — как то, чем оно в действительности и является — живой, в чем-то случайный процесс взаимного обучения, увязывающий мировую сеть источников знания с хрупкой непредсказуемостью спроса конечных потребителей» 18 .
В этом суждении важно не то, что существует хрупкая непредсказуемость потребителей, а то, что обновлением необходимо управлять в целях преодоления такой непредсказуемости. Ключ к инновационной эффективности, таким образом, лежит в сфере эффективного предпринимательского управления, объектом которого выступает инновационный процесс, а предметом — творческий потенциал предпринимателя. Будучи перенесен в процесс, а затем и в товар, такой потенциал и составляет подлинный смысл обновления производства.
Для успешного опредмечивания, актуализации творческого потенциала предпринимателя посредством инновационного процесса необходима также социальная ответственность самого предпринимателя. Вне такой ответственности воля может выступать контрпродуктивным компонентом деятельности, поскольку сама по себе она лишь мобилизует усилия предпринимателя, но не определяет его ценностные ориентации, аксиологию его деятельности. Отмечая значение ответственности в процессе инновационной деятельности, Р. Уотермен еще в начале 80-х годов XX века писал: «Одна из главных причин, по которой компании не обновляются, заключается в том, что работники не осознали своей ответственности за обновление. Основная причина — наше отношение к роли босса» 19 . В самом деле, быть руководителем, начальником, лидером, менеджером свойственно предпринимателю. Но далеко не каждый из них способен принимать на себя ответственность за обновление. Часто такая ответственность перекладывается на креативного директора или руководителя творческой группы. Результат — отчуждение творчества от хозяйственной практики и разорение, банкротство, несостоятельность предприятия. Только в случае принятия лично на себя ответственности за обновление, за инновационный характер хозяйственного процесса руководитель выступает предпринимателем в подлинном смысле и значении этого слова. Выдвигая своеобразную поведенческую модель формирования такой ответственности в виде двенадцати шагов (дорожка шагов), Р. Уотермен фактически предлагал превратить не только руководителей предприятия, но и наемных работников в предпринимателей. Наемные работники не владеют предприятием, но, с точки зрения американского исследователя, вполне могут выступать как предприниматели: «Необходимо было бы принудить наших работников мыслить категориями принятия на себя риска, предприимчивости и независимых действий в противоположность следованию правилам, предписаниям и апробированным методам. Критерием стала гибкость, а не предсказуемость» 20 .
В то время как предприниматель как лидер обращает все эти требования на себя, предприниматель как менеджер обращает все эти требования на других, т. е. занимается менеджментом. Две грани инновационного процесса сливаются в органическом синтезе на основе общих ценностных ориентаций предпринимателя, на почве единых мировоззренческих установок субъектов хозяйственной деятельности. Лишь в случае органического синтеза личностных и публичных аксиологических предикатов, внутренних и внешних оснований самой деятельности предприниматель способен достичь максимального публичного и личностного, общественного и индивидуального успеха. Творческий потенциал предпринимателя в максимально полной мере актуализируется в его инновационной практике только в случае самоидентификации его самого с его окружением — работниками, персоналом, кадрами, коллективом — и только в ситуации системного сочетания, координации и согласования интересов всех участников инновационного процесса. Сам предприниматель не может навязать собственную волю наемным работникам без того, чтобы не потерять в эффективности актуализации творческого потенциала на практике. Навязывание исключает предпринимательство в той же степени, в которой само предпринимательство не соответствует принуждению и насилию. Только как осознанная ответственность всех и каждого — предпринимателя и работников — за обновление, инновационность, актуализацию творческого замысла предпринимательская деятельность становится созидательной. В двух последних своих качествах она неизбежно растрачивает свой творческий потенциал и превращается в деградацию производства, напоминающую суженное воспроизводство, о котором когда-то писал К. Маркс.
Список литературы
1 См.: Новоселов С. А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: Системный подход. Екатеринбург, 1997.
2 См.: Волкова Т. И. Воспроизводство творческого потенциала науки. Екатеринбург, 2004. С. 20.
3 См.: Маршев В. И. История управленческой мысли. М., 2005. С. 212.
4 Там же. С. 213.
5 Волкова Т. И. Воспроизводство творческого потенциала науки. Екатеринбург, 2004. С. 19.
6 См.: Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии: Пер. с англ. СПб., 2001. С. 227–228.
7 См.: Суховей А. Ф. Стратегия инновационного развития в контексте социально-экономических преобразований // Экономика и культура: Межвуз. сб. Екатеринбург, 2003. С. 204–219.
8 См.: Шаталова Н. И. Трудовой потенциал работника. М., 2003. С. 396.
9 См.: Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ. М., 1998. С. 248.
10 См.: Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. С. 229–238.
11 Маршалл А. Принципы экономической науки: Пер. с англ.: В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 104.
12 Там же. С. 106.
13 См.: Стожко К. П. Экономический гуманизм в России. Очерки истории русской социально-экономической мысли и общественно-политических движений (конец XIX — начало XX в.). Екатеринбург, 1995. С. 238–278.
14 Струве П. Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества // Вопр. философии. 1992. № 12. С. 70.
15 Розанов В. В. Эмбрионы // Русская философия. Конец XIX — начало XX вв.: Антология. СПб., 1993. С. 166.
16 Цит. по: Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. М., 1987. С. 95.
17 См.: Там же. С. 151–153.
18 Цит. по: Фостер Р. Обновление производства. С. 210.
19 Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. С. 116.
20 Там же. С. 120.