Смекни!
smekni.com

Международная торговля, прямые зарубежные инвестиции и агломерационные эффекты в условиях гетерогенности (стр. 1 из 5)

Международная торговля, прямые зарубежные инвестиции и агломерационные эффекты в условиях гетерогенности

И. М. Драпкин

Новые подходы в исследовании международной торговли: гетерогенные фирмы

В последние несколько десятилетий развития мировой экономики среднегодовые темпы роста международной торговли существенно превышали среднегодовые темпы роста объемов производства в мире. За этот же период средний темп роста прямых зарубежных инвестиций превосходил средний темп роста мирового ВВП в 2, 4 раза (см. таблицу). Правительства большинства стран — как развитых, так и развивающихся — проводили политику снятия таможенных барьеров, стимулирования экспортной деятельности национальных компаний, привлечения прямых зарубежных инвестиций.

Показатели развития мировой экономикив 1980–2007 гг.
Показатель Объем, млрд долл. Рост, раз Среднегодовой темп роста, %
1980 1990 2000 2007 1980–2007 1980–2008
Мировой ВВП 10 951 21 813 32 001 54 891 5, 0 6, 1
Экспорт товаров 2 080 4 144 7 680 13 619 6, 5 7, 2
Прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) 53 204 1518 2 139 40, 4 14, 7

Источник: рассчитано автором по данным WorldBank (www.worldbank.org).

Исследовать причины, по которым страны торгуют между собой, экономисты пытались задолго до того, как международная торговля и международное движение капиталов стали играть важнейшую роль в развитии мировой экономики.

Важным этапом развития знаний о международной торговле стало появление в 30-гг. ХХ в. неоклассической школы, связанной с именами шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина. Причины международной торговли в неоклассических моделях были связаны с неравномерной наделенностью стран факторами производства, а также различной интенсивностью использования этих факторов в производстве различных товаров. Основными допущениями неоклассических моделей международной торговли являются совершенная конкуренция на товарных рынках, использование технологий с постоянной отдачей от масштаба и полная занятость производственных ресурсов в экономике.

Неоклассические модели Хекшера — Олина — Самуэльсона и Рикардо — Вайнера внесли значительный вклад в развитие теорий международной торговли, но они не способны объяснить процессы, происходящие в международной торговле в настоящее время. Во-первых, основная часть международной торговли в мире ведется между развитыми странами (капиталоизбыточными, в терминах Хекшера — Олина — Самуэльсона), хотя в соответствии с предсказаниями неоклассиков капиталоизбыточные страны должны торговать с трудоизбыточными странами. Во-вторых, значительная часть международной торговли в настоящее время — это внутрифирменная торговля транснациональных компаний (ТНК), что не может быть объяснено в рамках неоклассической теории. В-третьих, в неоклассических моделях предполагается, что ресурсы ограниченно мобильны между странами. Соответственно вопрос межстранового движения капитала (в частности, прямых зарубежных инвестиций), являющегося зачастую катализатором международной торговли, не является предметом рассмотрения в моделях.

Взамен неоклассических теорий в 80–90-е гг. ХХ в. появились новые подходы в исследовании причин международной торговли, использование которых привело к созданию современных теорий международной торговли. Данное направление связано с именами П. Кругмана, Дж. Маркузена, Э. Венейблза, Э. Хелп-мана, И. Хорстмана и др. Современные теории международной торговли основываются на допущениях несовершенной конкуренции на рынках, дифференциации товаров и возрастающей отдачи от масштаба. Кругман [12] показал, как торговля может привести к проконкурентным эффектам в модели с монополистической конкуренцией и эндогенной прибылью. Маркузен [15] формализовал проконкурентные эффекты от торговли, возникающие в стране из-за уменьшения рыночной власти местной фирмы-монополиста. В работах Венейблза [21] и Хорстмана и Маркузена [11] рассмотрены случаи олигополии со свободным входом и однородными товарами. В данных работах показывается, что страны, в одностороннем порядке проводящие либерализацию импорта, получают потери в благосостоянии из-за «размещения» на своей территории фирм стран-партнеров. Венейблз [22] рассматривает аналогичный эффект потери в благосостоянии в модели монополистической конкуренции и экзогенной прибыли.

Появление современных теорий международной торговли стало в свое время прорывом в изучении причин международной торговли и эффектов от нее. Однако подход, используемый в рамках этих теорий, не свободен от недостатков. Одним из основных является допущение об однородности (гомогенности) фирм в отрасли. При этом допущении, если продукция отрасли экспортируется за рубеж, то в экспортную деятельность вовлечены все фирмы в этой отрасли. Это происходит потому, что каждая фирма производит уникальный набор товаров, который покупают потребители, имеющие предпочтение к разнообразию. В такой ситуации издержки, возникающие у фирм при экспорте, сокращают часть их экспортной выручки, но не заставляют фирмы прекратить торговлю. В реальном мире в любой отрасли экспортирует лишь часть фирм, остальные поставляют свою продукцию только на национальный рынок. Причина некорректных выводов теоретических моделей заключается в игнорировании фиксированных издержек экспорта (т. е. расходов, связанных с продвижением товаров за границей: реклама, сертификация и т. п.) [7, 3–4].

В начале этого десятилетия появились несколько теоретических работ, которые дали толчок новому направлению исследований причин и эффектов международной торговли: это работы Бернарда, Итона, Дженсена и Кортума [4], Мелитца [17], Йепла [23]. Они основывались на допущениях гетерогенности (неоднородности) фирм в отрасли, несовершенной конкуренции на рынках и горизонтальной дифференциации товаров в экономике.

Использование гетерогенности фирм в моделях международной торговли позволило получить ответы на многие вопросы, которые не могли быть решены в рамках классических и современных теорий международной торговли. Во-первых, производительность разных фирм одной и той же отрасли очень часто существенно различается. Во-вторых, более производительные фирмы чаще других вовлечены в экспортную деятельность. В-третьих, либерализация торговли ведет к изменению рыночных долей всех фирм в отрасли — как экспортирующих, так и неэкспортирующих. В-четвертых, изменение долей фирм в отрасли в результате либерализации торговли приводит к росту средней производительности фирм в этой отрасли [17].

Влияние нового подхода на существующие знания в области международной торговли стало так велико, что многие авторы стали называть его «новой современной теорией международной торговли» [1, 2].

В настоящее время стремительно растет число работ, посвященных гетерогенности фирм в международной торговле. В контексте гетерогенности расширяются теоретические знания в области прямых зарубежных инвестиций, пространственной экономики, торговой политики. Обзору и систематизации наиболее известных работ в области гетерогенных фирм и посвящена эта статья.

Моделирование деятельности гетерогенных фирм в международной торговле

Модель Мелитца основывается на допущениях несовершенной конкуренции и возрастающей отдачи от масштаба в отрасли (модель внутриотраслевой торговли Кругмана [13]). Аналогично модели Хопенхайна [10] фирмы производят горизонтально дифференцированные товары, используя один фактор производства — труд. Потребители имеют предпочтения к разнообразию, их функция полезности моделируется в соответствии с подходом Диксита и Стиглица [6].

Все фирмы в отрасли обладают различной производительностью (φ). Чем выше производительность фирмы, тем больше ее прибыль (π). Выпуск продукции в отрасли осуществляют только фирмы с положительной прибылью. Соответственно ненулевой выпуск имеют фирмы, производительность которых выше определенного уровня (φ > φ*). Остальные фирмы покидают отрасль.

В закрытой экономике у более производительных фирм бульшая выручка, они продают свои товары по более низким ценам и получают бульшую прибыль, чем менее производительные фирмы.

Международная торговля в модели характеризуется существованием как фиксированных, так и переменных издержек, которые дополнительно несут фирмы-экспортеры. Переменные издержки моделируются с помощью стандарт-ного подхода «айсберга»: чтобы довезти до потребителя одну единицу товара, нужно отгрузить τ >1 единиц этого товара. Для того чтобы получать положительную прибыль от экспорта, эффективность экспортеров должна быть выше, чем у наименее эффективных национальных компаний в отрасли. Другими словами, если себестоимость производства продукции в стране А с учетом переменных и фиксированных издержек экспорта ее в страну В окажется выше, чем у наименее производительных фирм в стране В, то компании страны А будут экспортировать в страну В и вытеснят наименее эффективных производителей страны В.

Торговля между странами приводит к следующим последствиям (по сравнению с закрытой экономикой):

— объем продаж национальных фирм на местный рынок уменьшается. Менее эффективные национальные фирмы сталкиваются с падением выручки, более эффективные замещают уменьшение объема продаж на внутреннем рынке экспортными поставками;

— наименее эффективные национальные компании уходят с рынка, поскольку их прибыль становится отрицательной вследствие появления более эффективных фирм-экспортеров. Средняя производительность фирм в отрасли-импортере увеличивается;

— прибыль неэкспортирующих фирм снижается. Прибыль экспортеров может как снизиться (у менее эффективных фирм), так и вырасти (у более эффективных);