Такой “отраслевой перекос” не случаен - он в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего, это:
· крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (Coca-Cola, BAT Industries, Phillip Morris), финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти - в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);
· средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат), прежде всего - в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;
· инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.
Описанная тенденция ведёт к неравномерному отраслевому и территориальному распределению инвестиций. Иностранный капитал, не оказывая значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этой тенденции даже при количественном росте иностранных инвестиций может привести к т.н. “венесуэлизации” российской экономики - структуре национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий технологический разрыв между передовыми экспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом, и примитивным, низко-производительным производством в других отраслях, ориентированных только на внутренний спрос. Избежать этого и добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций.
За последние годы с иностранными инвесторами был заключён ряд сделок. Одними из крупнейших сделок, совершённых в 200-2001гг., были:
Несмотря на это, объем прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в России, крайне незначителен по сравнению с другими странами с переходной экономикой. При наличии огромных природных ресурсов страны и высококвалифицированных трудовых кадров, в 1995-2000 гг. ежегодный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику составил лишь 20 дол. США на душу населения, что является ничтожно низким показателем по сравнению с Венгрией, где ПИИ на душу населения достигли 220 дол. США в год, и Чешской Республикой, где этот показатель равен 134 дол. США. Даже учитывая то обстоятельство, что в небольших странах объём ПИИ на душу населения обычно оказывается более высоким и что положительную роль в привлечении иностранных инвестиций сыграли как географическая близость Венгрии и Чехии к Западной Европе, так и перспективы присоединения этих стран к Европейскому Союзу, масштабы ПИИ в России не могут не внушать пессимизма. Неготовность иностранных инвесторов вкладывать средства в России принято объяснять отсутствием в стране политической стабильности и благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Западные средства массовой информации обычно изображают Россию как страну-банкрота, в которой царят беззаконие, коррупция и насилие и которую контролируют криминальные мафиозные структуры. Сложился стереотип о том, что честно и открыто вести бизнес в России невозможно, этому препятствуют либо мафия, либо само государство, которое не способно, а иногда и не желает защищать интересы иностранных предпринимателей и инвесторов.
Еще пару лет назад на вопрос: "Почему в Россию не идут инвестиции? " отвечали: "Из-за высокой инфляции, экономической и политической нестабильности в стране". Сейчас эти проблемы в России в основном решены. Однако инвестиций это не прибавило. Причина крайне проста. Инвесторы боятся вложений в российские предприятия, опасаясь нарушений своих прав, в том числе менеджментом предприятий. События последнего времени только подтверждают опасения инвесторов, достаточно вспомнить череду громких корпоративных конфликтов, потрясших страну в 1999 - 2000гг. Среди них противостояние нефтяных компаний, попытка деприватизации Ломоносовского фарфорового завода, вооруженный захват Качканарского ГОКа, конфликт по поводу перехода на единую акцию "Сургутнефтегаза".
Однако инвестиционной деятельностью в России занимаются многие иностранные компании. Основными странами - инвесторами, осуществляющими значительные инвестиции в российскую экономику, являютсяГермания, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия. На долю этих стран приходилось 76.3% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - 74.8% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. Наибольший объём инвестиций приходится на США(20,2%), далее идут Германия(18,9%) и Кипр(15,6%), замыкают список Великобритания и Нидерланды – 7,3 и 5,1% соответственно. Наиболее привлекательными отраслями промышленности для иностранных инвесторов являются пищевая промышленность, на которую приходится 13,5% иностранных инвестиций или 31% инвестиций в промышленность, черная металлургия (10,4% и 23,9%) и нефтедобывающая промышленность (5% и 11,5%).
Иностранные инвестиции в Подмосковье.
Как жительница Московской области, я хотела бы кратко охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в этом регионе, тем более что Подмосковье играет значительную роль в экономике Российской Федерации и по многим показателям в последние годы стремительно приближается к Москве.
Цифры об иностранных инвестициях в Московскую область часто разнятся. Сколько же их? Вот последние уточнённые данные Мособлкомстата. В первой половине 2002 года общий объём инвестиций, поступивших в Московскую область из-за рубежа, составил 167,2 млн. $ (с учётом рублёвых поступлений, пересчитанных в доллары). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объём зарубежных инвестиций вырос почти в два раза, что свидетельствует о значительном росте инвестиционной привлекательности Подмосковья. Неслучайно по кредитному валютному рейтингу, составленному недавно агентством Standart&Poors, Московская область заняла второе место в Центральном Федеральном округе и четвёртое по Российской Федерации.
Основной объём иностранных инвестиций в Подмосковье (почти 80%) в первом полугодии пришёлся на промышленность, и сегодня по объёму иностранных инвестиций в индустрию Подмосковье уже опередило Москву. Отрадным фактом является то, что значительная часть “промышленной” валюты вложена в обновление оборудования. Иностранный капитал вносит существенный вклад в решение этой острейшей проблемы подмосковной промышленности. В январе-июле 2002 года на него пришлось почти 40% подмосковных инвестиций, вложенных в приобретение машин и оборудования. Другими сферами интереса зарубежных инвесторов были транспортная инфраструктура, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение.
Среди стран-инвесторов, осваивающих подмосковную землю, продолжает лидировать Германия, к ней приблизился Кипр, который потеснил со второго на третье место Нидерланды (таблица 2). На эту тройку лидеров приходится более 60% всех зарубежных вложений в Московскую область в первом полугодии 2002 года. Другие страны инвестировали значительно меньше, но это не умаляет знач6ния их участия. Примечательно, что свой вклад внесло даже такое небольшое государство как Белиз из Латинской Америки ( ≈0.5 млн. $).
Таблица 2. Основные страны-инвесторы в Московскую область в первом полугодии 2002 года.
Страна | Доля от общего объёма инвестиций (%) | Объём инвестиций (млн. долларов) |
Германия | 40,4 | 24,2 |
Кипр | 34,3 | 20,5 |
Нидерланды | 26,8 | 16,1 |
Ирландия | 14,5 | 8,7 |
Финляндия | 8,2 | 4,9 |
Что касается привлечения валюты, то здесь лидером полугодия стал Мытищинский район-29,2 млн.$ (на него приходится почти шестая часть вложенных в область иностранных инвестиций). За Мытищами следуют другие фавориты в привлечении средств из-за рубежа: Ступинский(17,2 млн.$), Химкинский(15,5 млн.$), Одинцовский (14,2 млн.$) и Раменский (12 млн.$) районы. На эти пять перечисленных районов в первом полугодии приходилось более половины всех зарубежных вложений.