Смекни!
smekni.com

Основные категории этики (стр. 2 из 4)

Западной цивилизации свойственна морально-психологическая парадигма вины, унаследованная от христианства. По религиозным представлениям, каждый человек:

• изначально греховен первородным грехом;

• подвержен страстям, плотским желаниям;

• грешные мысли свойственны даже самым возвышенным и богобоязненным людям.

З. Фрейд в теории психоанализа дал свое объяснение происхождения чувства вины:

• человек в детстве испытывает страх перед внешним авторитетом (родителями), который налагает запрет на некоторые желания человек;

• с взрослением человека внешний авторитет превращается в часть внутреннего мира человека, высшую инстанцию (Сверх-Я);

• в результате этого перехода возникает совесть, производящая чу вины;

• под воздействием "Сверх-Я" человек испытывает чувство вины не только за проступок, но даже за намерение;

• чем чаще человек отказывается от влечений, тем больше его чувство вины;

• нереализованные влечения направлены против человека (например, подавление агрессии ведет к саморазрушению). Чувство вины может принять форму невроза.

Помимо прощения для преодоления чувства вины необходимо раскаяние (в религии - покаяние):

• сожаление о случившемся;

• принятие нравственного решения (не повторять подобного);

• изменение своих оценок и поведения.

Вопрос 4. Свобода

1. Моральная свобода и необходимость

2. Моральные действия

3. Свободный выбор

4. Воля

1. Моральная свобода человека - это возможность определения (нравственного самоопределения) и реализации нравственной позиции.

Свобода проявляется в выборе направления и способов деятельности. В свободе выбора человек проявляет себя как личность - самостоятельная и творческая. В разных этических учениях даются свои определения свободы:

• возможность достижения насущной выгоды (прагматизм);

• абсолютная свобода деятельности, реализация эгоистических интересов (экзистенциализм);

• постижение Бога, следование законам божественной морали (религиозная этика);

• определение человеком цели деятельности и удовлетворенность ее результатами (антропоцентризм).

Моральная деятельность отражает сочетание объективных условий и субъективных составляющих нравственного сознания. Человек ограничен множеством необходимостей. Он подчинен законам: природным, социальным, юридическим, правилам, стереотипам поведения и т.п.

Все условия, в которых живет и действует человек, законы, которым он подчиняется, - данность, необходимость, предзаданная человеку. Человеку необходимо:

• осознать внешнюю необходимость как единственно возможную;

• подчиниться ей;

• принять необходимость как свое внутреннее побуждение;

• осознать свое место в едином процессе необходимости.

Свобода человека заключается в осознании объективных границ деятельности, попытке их расширения. ("Свобода есть познанная необходимость". Гегель)

Автономия, отрицательная свобода выражается в:

• свободе от опеки, диктата извне;

• действиях, основанных на нормах и принципах, которые отвечают личным представлениям человека о благе;

• возможности воздействия на формирование норм и принципов.

Познание законов природы, научные открытия позволили человеку преодолеть свою природную ограниченность. Свобода рассматривается как самопроизвольное отклонение от предзаданности.

2. Свобода характеризует действие, которое совершено:

• с учетом объективных ограничений;

• не по принуждению;

• в условиях выбора возможностей.

Аристотель выделял произвольные и непроизвольные действия человека. Непроизвольные действия совершаются подневольно, по принуждению, по неведению.

Произвольные действия могут быть недобровольными (смешанные действия) - они произвольны (поскольку человек сам является источником действия), но недобровольны (непроизвольны вследствие того, что человек не совершил бы это действие по собственному желанию). К произвольным поступкам Аристотель относил действия, совершенные по незнанию того, в чем заключается польза, в состоянии ярости т.п.

Произвольные поступки могут быть преднамеренными (совершенными сознательно, по своему выбору).

Возможность выбора является сущностью свободы. Выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов.

Условия, необходимые для свободного морального выбора:

• отсутствие внешнего принуждения, запрета;

• сознательность, понимание возможных вариантов и выбор одного них;

• действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек - запретов, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного действия, не всегда позволяют достичь добра;

• наличие ориентиров (ценностей, идеалов) свободной воли. В случае, если человек не имеет позитивных ориентиров, он не всегда в состоянии воспользоваться свободой во благо.

Свободно совершенный поступок должен включать элементы:

* исходные эмоционально-нравственные ориентиры, которые могут задаваться в процессе воспитания; человек может развиваться в заданном направлении или выбрать другие жизненные ориентиры;

* знание объекта деятельности и объективных условий, определение человеком своего отношения к объекту;

* определение конкретной цели (цели не носят моральный характер, но могут включать моральный аспект);

* выбор средств достижения цели - средства должны быть благородными и адекватными, то есть не искажающими выбранную цель;

* предвидение возможных последствий поступка;

* реализация намерения.

Важнейшим качеством моральной свободы является признание другого человека, его свободы высшей ценностью, целью, но не средством достижения личных целей.

4. Слово воля иногда употребляется как синоним слова "свобода". Волю можно понимать как:

* отсутствие принуждения, рабства;

* возможность жить по своей воле, не ограничиваясь социальными рамками;

* свободу поступков и т.д.

Р.Г. Апресян выделял своеволие, произвол, представляющие собой:

* свободу желаний;

* разнузданность самостоятельной воли;

* отсутствие уважения к чужой свободе.

Личная воля должна быть соотнесена с долгом, подчиняться общей воле, которая выражена в социальной дисциплине, законодательстве. Свободной воля становится только через обуздание своеволия.

Свобода одного человека ограничена свободой другого человека.

Человек, стремясь к реализации частных целей, должен оставаться в границах принятых норм, не допускать произвола.

Вопрос 5. Моральная ответственность

1. Понятие ответственности

2. Условия моральной ответственности

3. Перед кем ответствен человек?

Свобода является двигателем морали. Мораль посредством свободы выбора становится источником исторической активности человека и общества. Моральные ценности становятся стимулом деятельности человека и реализуются в его практической деятельности. Свобода подразумевает необходимость ответственности человека за pезультат его деятельности. Ответственность - это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека результатов, последствий его поступков. Человек должен предвидеть последствия своих действий, стараться предотвратить негативные результаты поступка.

Ответственность можно рассматривать на уровне:

• личности: выполнение человеком норм, установленных обществом;

• общества: соответствие требованиям морали действий социальных групп. Степень ответственности человека (или группы) необходимо рассматривать с учетом возможностей и конкретных условий.

Моральная ответственность человека зависит от:

• его дееспособности;

• способности к пониманию и верному истолкованию требований;

• влияния внешних обстоятельств на результат действий.

Личная ответственность человека прямо пропорциональна уровню его возможностей в моральном выборе и мере свободы.

Проблема личной ответственности связана с проблемой вины человека за негативные последствия его поступков.

Моральная ответственность также означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т.д.

Чувство ответственности существует в двух формах.

• позитивной - чувство значимости, влияния на происходящее;

• негативной - неуверенность в возможности достичь положительных результатов.

Безответственное поведение - действия, совершаемые без учета их последствий. Оно связано с неадекватной самооценкой, равнодушием и пр.

Выражение "нести ответственность" означает добровольное принятие ответственности на себя.

2. Важные условия моральной ответственности:

• свобода совершаемого действия (поступок, совершенный не по собственной воле человека, не подразумевает ответственности за него);

• преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка только смягчает ответственность, но не снимает ее полностью);

• вменяемость человека, осознание происходящего, возможность по своей воле пресечь действие, которое будет иметь негативные последствия. Невменяемыми признаются психически больные. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, наркотическое) усугубляет вину.

В ходе исторического развития человеческого сообщества повышается уровень личной свободы человека, его моральной ответственности за себя и свою семью.

Философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Фромм выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить человеку с себя свободу и ответственность:

• тоталитарный режим, возглавляемый "сильной личностью", вождем, взявшим на себя всю ответственность за жизнь общества и его членов;