Смекни!
smekni.com

Понятие совести (стр. 4 из 4)

Совесть предшествует любой морали, подчеркивает автор, она – доморальное постижение ценности. Совесть иррациональна, потому что имеет дело не с реальностью, а с возможностью. Для нее открыто не существующее, а лишь то, что должно существовать. Как и любовь, совесть интуитивна, она предвосхищает должное, усматривает то, чего еще нет.

Совесть направляет человека в поиске смысла, поэтому Виктор Франкл называет ее «органом смысла» и определяет как «способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации». В век распространяющегося чувства смыслоутраты, воспитание должно оттачивать совесть – иммунитет против конформизма и тоталитаризма (которые есть следствия экзистенциального вакуума). Только «бодрствующая совесть» (В. Франкл) дает человеку способность сопротивляться, не поддаваться конформизму и не склоняться перед тоталитаризмом.

Для определения глубины понимания совести и характера ее проявления были опрошены педагоги и учащихся начальных классов г. Костаная. Участвовали младшие школьники школы-сада № 3, студенты очной и заочной форм обучения КГУ им. А. Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Младшим школьникам было предложено написать сочинение – размышление «Когда меня «мучает» совесть». Мы получили искренние и содержательные ответы. Школьники описывали характерные для их возраста житейские ситуации, в которые они попадают. Большинство рассуждений младших школьников о том, как их «мучает» совесть, связаны с обманом взрослых или скрытия чего-либо от них. Например: «Один раз, когда папа пришел меня будить, я не захотел вставать и не пошел в школу. На следующий день в школе я сказал, что папа меня не разбудил. Так меня мучила совесть» (Виталий, 7 лет, 1 класс). В данном возрасте проявление своей совести ребенок определяет неодобрением взрослых. Совестно, потому что недовольны или огорчены родители и учитель.

Дети описывают свои переживания уже после свершения «плохого» поступка. И здесь замечено, что для детей характерно отождествление стыда и совести. «Мне стыдно, что я разбила папину кружку. За это меня мучает совесть» (Ассель, 7 лет, 1 класс).

Проведенный анализ психологических текстов и детских сочинений о совести позволил предположить, что в силу возрастных особенностей, младшие школьники не знакомы с реальными проявлениями совести как глубокого и зрелого переживания.

Возраст участвующих в исследовании практикующих учителей от 24 лет до 51 года. Это учителя сельских начальных школ, на момент опроса они являлись студентами заочного отделения ПиМНО Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Самое распространенное мнение о совести – как о внутреннем ограничителе поведения: «рамки, которые человек не должен нарушать», «поступать в соответствии с правилами поведения», «внутренний контролер, дающий оценку поступкам» и т.д. Многие связывают совесть с чертой характера человека, его личностными качествами: «когда человек говорит правду», «правдивое отношение к себе и окружающим», «любит трудиться», в нескольких ответах уточняется, что совесть характеризуется отношением к людям.

Подчеркивая интуитивность, интервьюируемые пишут, что совесть – это внутренняя сила, не регулируемая человеком: «то, чему я не могу воспротивиться, что заставляет меня правильно поступать…», «то, что заставляет меня вовремя одуматься». Так же, как и в школьных работах, замечено отождествление совести и стыда. Самое красивое, на наш взгляд, из предложенных следующее описание: «совесть – это – чистота души; когда человек, не смотря на разные испытания в своей жизни, остается чист внутренне» (ответы давались без подписи фамилий).

Как мы и предполагали, определение такого человеческого проявления, как совесть, вызвало у опрашиваемых некоторые затруднения. Заметили, что учителя не готовы к размышлениям о совести и других феноменах человеческого существования, затруднялись выразить свою мысль. В основе понимания совести, в основном, житейские определения, поверхностные, не глубокие. Много размытых представлений, судя по которым вообще не ясно, о чем хотели сказать: «чувство, которое возникает при каком-то поведении», «определенное качество», «внешнее и внутреннее состояние человека».

В таких случаях возникает вопрос: что имеет в виду учитель, когда говоритосовести своему ученику? Здесь четко обозначается проблема компетентности педагогов и качества результатов их педагогических действий. Учитель, воспитывая совесть, должен объяснять ребенку, что она «работает» прежде, чем человек совершает что-либо, помогает не допустить безнравственных желаний, что совесть – специфическое человеческое проявление, основанное на предвосхищении несоответствия должному, открытии того, что и как должно быть. Совесть предвосхищает то, за что после будет стыдно.

Совесть указывает на сопричастность к другому. Значение приставки со- аналогична словам «сочувствие», «сообщество», «сострадание», «содружество» и др. Корень слова «весть» от «ведать», «знать» - указывает на то, что совесть дана нам для знания правильности или неправильности поступка, слова или мысли с точки зрения общности, единства людей .

Обе позиции ценны в педагогическом процессе. Первая – только ты сам определяешь для себя правильность выбора, не согласуя его ни с кем. Вторая – твой выбор согласуется с выбором окружающих. Тот и другой вектор имеют место в воспитании совести.


5. Функционирование совести

Современные православные богословы придерживаются мнения, что совесть — это выражение всего нравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированная ее способность.

Совесть упрекает молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предпринимать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

Функционирование (деятельность) совести включает участие ума, чувства и воли.

Участие ума в функционировании совести является принципиально необходимым. Ум взвешивает и оценивает альтернативные возможности, анализирует нравственное достоинство мотивов и намерений, чтобы решить, как поступить, или чтобы обсудить уже совершенные поступки.

Однако совесть является не только нравственным сознанием, но и нравственным переживанием всего того, что подлежит этической оценке. Чувства умиротворения и радости чистой совести или чувства вины и тревоги нечистой совести указывают на участие эмоций в функционировании совести.

Наконец, совесть не может осуществлять своих функций без участия воли, которая помогает ей активно осудить зло и обязывает исполнять то, что ею одобрено и принято. Благодаря содействию воли, решения совести приобретают императивный характер.

Таким образом, принимая во внимание, что функционирование совести включает участие ума, чувства и воли, мы можем представлять совесть одновременно в трех измерениях: как нравственное сознание, как нравственное переживание и как волевую способность личности в ее стремлении к нравственной самоактуализации.

Функционирование совести предполагает насущную потребность личности в нравственной самооценке, потребность в нравственном оправдании сокровенных и никому не ведомых замыслов, произнесенных слов, совершенных тайных и явных дел.


Заключение

Из вышеизложенного нам стало известно, что главная функция совести — самоконтроль.

Моральное сознание интригует заключениями, которые здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого.

Совесть — это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» — это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал:

«Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства».

И это — тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении долга.

Моральное сознание интригует заключениями, которые здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого.

В обычной речи мы можем употреблять выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть».Под ними понимают факт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.

Человеческая совесть является желанием приблизить окружающий мир к идеальному. Часть информации, описывающей идеальный мир, можно охватить своим сознанием, но оставшаяся часть находится в подсознании, и человек часто не понимает, почему он поступил так, а не иначе. Например, если мы видим, что кто-либо поступил не так, как он не должен был поступить в нашем идеальном мире, то мы его осуждаем. А если мы сами поступили не так, как должны были, то мы осуждаем сами себя.

Самоосуждение – это муки совести. Я считаю, чтобы «не грызла» совесть, надо жить по законам морали, по крайней мере – стараться.


Список литературы

1.Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1990.

2. Бергер П.Л. Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 462 с.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

4. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., и др. Обществознание: Курс лекций: учебное пособие. – Ростов- н/Д: Феникс, 1999.

5. Архимандрит Платон (Игумнов), учебные материалы «Нравственное Богословие».

6. Берлов В.И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. – Краснодар: «Советская Кубань», 2001.

7.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Обществознание. – М.: Аспект Пресс, 1999.

8. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

9. Ниязбаева Н.Н. «Экзистенциальные основания свободы в педагогическом процессе», Казахстан, 2005.

10. Фромм Э. Душа человека: Перевод. – М.: Республика, 1992.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

12. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

13. Флоренская Т. Мир дому твоему. Тело, душа и дух – Воспитание школьников. - № 6. – 1998.