Смекни!
smekni.com

Эстетическая деятельность и ее формы (стр. 3 из 5)

2. Другая тенденция исходит в штучном усилении стилизации человеческой статуры при помощи одежды, использования всяческих париков и чрезмерной косметики.

В истории мировой моды имели практический всплеск как первая, так и вторая тенденции. В наше время общество нашло возможность гармонического сочетания требований как к человеческому телу, так и к одежде, украшениям, косметики, что дополняют естественную красу человека.

Важным эстетическим достоянием человечества есть массовый спорт, забота про здоровье и физическая досконалость. Вместе с тем искусство косметики и одежды дает возсожность в случае необходимости утаивать или подчеркивать недостатки внешности.

Внешний облик человека, умения его через внешность передавать свой внутренний мир, либо затаить его, продемонстрировать свою индивидуальность, либо создать нужен имидж - важные элементы эстетической культуры личности. Внешность человека не есть его личным делом и требует уважения к общественным нормам и правилам, к человеческому достоинству вообще.

Итальянский философ Антонио Банфи оценивает эстетическую весомость одежды так:"... Одежда отличается тысячами оттенков, в которых проявляются наиболее тонкие нюансы самосознание и личного мира индивида. Одежда всегда есть важным элементом личности, зеркалом того, что есть в человеке – естественного и риторичного, либо фальшивого, коллективного или индивидуального, манерного или подлинного. Поэтому история костюма - это история самого человека".

Создание личного стиля через формирование внешности есть важной сферой эстетической деятельности человека.

Человека характеризует ее внешний вид. Вид человека должен отвечать его личности. Помощниками в решении этого задания должны быть эстетическое развитие человека, его вкус, искусство и спорт.

Также эстетический опыт личности реализуется через отношения: моральные и юридические, экономические и политические, религиозные и идеологические. Эти отношения могут быть объектом эстетической деятельности человека и общества. Потому что любая человеческая деятельность приводит к установлению типичных социальных отношений, содействует обмену мнений, вызывает эмоции.

Например, ритуал, что сопровождает какое-либо магическое действие: церковная литургия, которая своей эстетичностью захватывает и неверующего человека либо военный парад, политическая манифестация или карнавальная процессия.

Народные праздники, карнавальные игры, ярмарки, спортивные соревнования есть зрелищными действами и олицетворяют вольную общественную взаимосвязь.

Все наиболее важные этапы человеческой жизни, такие как рождение, достижение полнолетия, брак, похороны есть коллективным действием, которым обеспечивается сознание общественного единства и взаимосвязи, а также общественной ценности отдельного человеческого существа.

Межличносные взаимоотношения регулируются принципами морали, эстетической формой которых выступает этикет - установленная система норм поведения и общения, что имеет тенденции исторического развития. Соблюдая нормы этикета подсознательно влияет на моральное состояние человека, смягчает агрессивность, нетерпимость, бесчувственность к другому человеку, изменяет внутреннее настроение, моральные установки, не создает основы для конфликта или недоразумения.

Следовательно, внешняя форма поведения сначала выступает как вынужденная необходимость соблюдения этикетных правил, а потом переходит в внутренние состояние человека, изменяет его морально. Человечество, создавая идеал личности, предвидит развитие физического усовершенствования, высоких моральных свойств и развитого эстетического сознания.

Еще античная эстетика определила гармонию внешнего и внутреннего, словом калакоготия, то есть условием красы человека.

3. Природа в структуре эстетической деятельности

Сферой эстетической деятельности и одновременно предметом эстетического наслаждения есть природа. С одной стороны общество обращается к природе как к источнику эстетических переживаний и эстетических ценностей; а с другого – наносит непоправимый вред природе.

Человечество пережило различные формы взаимодействия с природой.

В период культуры собирания и охоты человечество полностью зависело от природы, которая давала ему способы к существованию. На этом этапе происходит осознание человеком ценностей природы как условий ее существования. Наблюдение природы, растительного и животного мира, их взаимосвязи порождает попытки человека овладеть окружающей красою, богатством и процессом, передать их существо в первичных формах изобразительной деятельности.

Изображение животных, растений, попытки использования природных форм для создания предметов повседневного быта, имитирование поведений животных в ритуальных танцах - все это свидетельствует о постепенном духовном и практическом овладении творческими силами живой природы.

Возникновение продуктивного хозяйствования резко сменило картину природы. Сельскохозяйственный характер деятельности человека (вырубывают леса, долины рек выпахиваются, уменьшается количество диких животных) создает условия для дисгармонии. Первые землеробские цивилизации оставили после себя пустыни.

На протяжении многих веков между природой и человеком было равновесие. Этим обусловлено место природы в эстетическом опытечеловека и в его художественном творчестве. Целенаправленное влияние человека на природу зависит от конкретно-исторического представления об красе, которая создавалась предметно-практической деятельностью человека и искусством.

Человек начал приближать природу к своему жилью сначала в форме садов и парков. Создавая сады и парки, человек придавал им формы, что свойственны предметам культуры: прямые аллеи, ровные кустарники, подстриженые газоны. Такой сад или парк украшали статуями, фонтанами, беседками. Следовательно, природный уголок создавался практически человеком.

Необходимо было несколько тысячелетий, чтобы человек стал способным видеть красу естественного природного ландшафту. Пейзаж на картинах художников появился только в эпоху Возрождения. Это не означает, что человек не видел природу раньше, - просто она еще не послужила для человека предметом эстетического наслаждения. Именно через пейзаж произошло овладение изображением природы, что послужило зафиксированным выявлением эмоциональных состояний человека: печали, возвышения, тревоги...

"Краса спасет мир" (Достоевский).

4. Эстетическая деятельность и искусство

Среди форм эстетической деятельности особенное место занимает искусство: профессиональное, народное, фольклор.

Основные закономерности появления искусства и его развитие.

1. Искусство возникло на основе развитых эстетических потребностей и эстетических способностей человека.

2. Появление искусства послужило последней фазой подлинного разделения труда на физический и умственный. Отделение духовного производства от материального освободило от зависимости и соединения с практикой, сформировало профессиональную деятельность в сфере искусства, науки, философии.

3. Искусство возникало только в обществе, разделенном на классы – это исторический факт.

4. Искусство развивается у связи с общественно-экономической и духовной жизнью общества.

5. Функции искусства в зависимости от его конкретно-исторической формы способны изменяться; важность искусства оценивается в каждую эпоху по-разному.

Суть искусства во все времена остается единым, хотя мир искусства, его виды и жанры, стили и художественные школы, его взаимоотношения с жизнью разнообразны в разные исторические эпохи, при разных режимах, в разных культурах и цивилизациях. Эта суть искусства – в творчестве. Творчество определяет и процесс создания искусства, и процесс его восприятия.

Эстетическая деятельность содействует развитию творческих способностей человека. При помощи искусства (духовная форма деятельности) человек получает возможность влиять на всеобщее развитие общества, реализовать человеческую способность формировать, изменять, творить "по законам красоты" свой духовно- практический мир.

Искусство закладывает параметры усовершенствования человека и общества, но отталкивается оно от жизни, от конкретно-исторических условий, при которых происходит художественная деятельность общества. Искусство есть формой отображения общественного бытия, формой общественного сознания.

Искусство, подходя к действительности с позиции потребностей развития человека, создает идеал, идеальный образ, который есть всеобщей общественной потребностью. Искусство отображает жизнь, становится основой духовной культуры.

При помощи искусства осуществляется связь человека с человеком, разных поколений, разных народов и разных культур.

Эстетическое чувство.

Испытание человеком чувства и наслаждения многогранны по характеру, структуре, психологическим фактором. Одни из них близки животным, другие же присущи только людям.

Эстетическое чувство присуще только людям. Это одно с наиболее сложных видов духовного переживания, благороднейшее из чувств человека. Эстетическое чувство не дается человеку от рождения. Оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, либо не зарождается вообще, если ребенок по каким-либо обстоятельствам вырастал в среде животных.

Человеческая чувственность возникает и развивается под влиянием многообразных форм практической деятельности.

Эстетическое чувство - наиболее сложная категория. Она характеризуется как глубокое переживания от рассматривание ответного предмета. Возникают вопросы: почему те или иные предметы вызывают у нас глубокое эстетическое переживания? Почему симметрия, гармония, ритм ассоциируются с красотою?