Смекни!
smekni.com

Гражданский процесс (стр. 2 из 7)

Действующее процессуальное законодательство (ст. 41 ГПК) уста­навливает две формы участия прокурора в суде первой инстанции. Про­курор может возбудить любое гражданское дело в любом из видов гра­жданского судопроизводства (исковом, административном, особом) или вступить в любой уже начатый другими заинтересованными лицами процесс, в любой его стадии.

Прокурор может участвовать в деле как по своей инициативе, так и по инициативе суда. Вопрос об участии в деле решается прокурором самостоятельно в зависимости от того, требуется ли в процессе защита прав и охраняемых законом интересов государства и общества, либо прав и охраняемых законом интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы зна­чительного числа граждан (п. 4 ст. 27 Закона о Прокуратуре). Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел может быть признано обязательным законом или судом (ст. 41 ГПК). В последнем случае суд выносит соответствующее определение и тогда прокурор обязан всту­пить в процесс.

Прокурор является совершенно особым участником гражданского процесса, для характеристики которого уместнее всего употребить вы­работанный русской процессуальной наукой термин "правозаступник". Правозаступник в отличие от представителя, поверенного, слуга частно­го интереса стороны - его клиента защищает индивидуальные права частного лица ввиду и во имя общественного блага[1]. Прокурор выступает гражданском процессе в качестве правозаступника, когда он выявляет иски или вступает в уже начавшийся процесс для защиты свобод частных лиц (п. 4 ст. 27 Закона о Прокуратуре). В некоторых случаях прокурор является защитником государственных интересов. В этом случае он является законным представителем государства.

Судьи участвуют в деле как незаинтересованная сторона и их решения должны быть независимы от мнения окружающих и беспрестрасны. Судьи имеют право оказать в рассмотрении дела если по их мнению дело не имеет оснований для рассмотрения в суде[5].

Лица, участвующие в деле, своими действиями оказывают влия­ние на возникновение и ход процесса; они вправе возбуждать дело, а в некоторых случаях требовать его прекращения; они вправе обжаловать решение, могут обращаться с просьбой к должностным лицам о прине­сении протеста в порядке надзора и т.д. Среди лиц, участвующих в деле, перечисленных в ст. 29 ГПК, не упоминаются судебные представители. Некоторые авторы считали, что это неверно, так как судебные представители играют в процессе само­стоятельную роль[3].

Другие, наоборот, полагают, что у судебных представителей нет юридического интереса, они не имеют самостоятельных процессуальных прав и действуют от имени и в интересах представляемых ими лиц, ко­торым и предоставлено законом право совершения этих действий[5].

С этими доводами трудно согласиться. Даже договорные предста­вители (адвокаты, юрисконсульты и др.) имеют в процессе самостоя­тельные процессуальные права. Конечно, для вступления в процесс они должны представить соответствующую доверенность на право ведения дела. Предъявив такую доверенность в суд, в дальнейшем они действуют по своему разумению. Только в особых случаях, преду­смотренных ст. 46 ГПК, они могут совершать действия по особой дове­ренности. Если признать, что представители якобы не имеют самостоя­тельных процессуальных прав, надо было бы прийти к выводу, что они не являются субъектами процессуального права, что, мягко говоря, не­логично.

Лица, участвующие в деле, наделены значительным комплексом процессуальных прав, которые свидетельствуют об особом положении этих лиц по сравнению с другими субъектами процесса. Закон (ст. 30 ГПК) достаточно полно определяет состав прав, которыми пользуются лица, участвующие в деле. Прежде всего они вправе знакомиться со всеми материалами, которые имеются в деле. Они могут делать выписки из материалов, снимать копии. Это касается как собственных докумен­тов, так и материалов, представленных другими лицами, прокурором, органами государственного управления и др.

Кстати, судебный предста­витель, действующий на основе ордера юридической консультации и доверенности, вправе делать копии, выписки и знакомиться с материа­лами дела без какого-либо особого полномочия от представляемого на совершение именно этих действий. Это его собственные процессуаль­ные права как представителя. Лица, участвующие в деле, активно дей­ствуют в судебном разбирательстве: могут заявлять отводы составу суда, прокурору, секретарю судебного заседания; вправе представ­лял» доказательства, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, давать объяснения об известных им обстоятельствах, имеющих значение для дела. Такие объяснения сторон третьих лиц подлежат проверке и оценке наряду с други­ми собранными по делу доказательствами (ст. 60 ГПК).

Лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства: об истребовании доказательств, назначении экспертизы, обеспечении иска, приостанов­лении производства по делу и т.д. В ходе процесса лица, участвующие в деле, вправе давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, они могут возражать против ходатайств, до­водов и соображений других лиц, участвующих в деле, а также любых субъектов, которые высказали их в ходе процесса. Лица, участвующие в деле, имеют право обжаловать или опротестовать (прокурор) решения или определения в надлежащем порядке и в установленные законом сроки. Они имеют также и иные процессуальные права, предусмотрен­ные в законе.

В ст. 30 ГПК указывается, что лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им правами и ис­полнять предусмотренные законом обязанности. Злоупотребление пра­вом или неисполнение установленной в законе обязанности может по­влечь применение санкций либо неблагоприятно отразиться на содержа­нии судебного решения. "Каждая сторона должна доказать те обстоя­тельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений" (ст. 50 ГПК).

Безответственное отношение к своим правам и неисполнение обя­занности может поставить лицо, участвовавшее в деле, в положение субъекта, к которому применяется санкция. За невыполнение обязанно­сти по представлению в суд письменных доказательств (при отсутствии уважительных причин) виновные должностные лица и граждане, участ­вующие или не участвующие в деле, подвергаются штрафу до 50 мини­мальных размеров оплаты труда, а в случае неисполнения повторного и последующих требований - штрафу в размере до 100 минимальных раз­меров оплаты труда (ст. 65 ГПК). Такая же санкция установлена за не­представление вещественных доказательств (ст. 70 ГПК)[9].

Гражданская процессуальная правоспособность - предусмотрен­ная законом возможность иметь процессуальные права и нести про­цессуальные обязанности. Она тесно связана с гражданской правоспо­собностью (ст. 17, 18 ГК РФ), но не тождественна ей. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела, возникающие не только из гражданских правоотношений, но и из административных, трудовых, семейных, налоговых, государственных и иных правоотноше­ний. Для гражданского права сейчас аксиоматично, что субъектами права являются: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; российские и иностранные юридические лица; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образова­ния1.

Граждане обладают гражданской процессуальной правоспособностью с момента рождения, а прекращается их правоспособность в момент смерти. Что касается организаций, то их процессуальная правоспособ­ность возникает с того момента, когда они стали субъектами матери­ального права. Именно с этого момента они обладают нравом на ис­пользование средств процессуальной зашиты.

Что касается вопроса о том, распространяется ли процессуальная правоспособность лишь на стороны и третьи лица или является поня­тием более широким, имеющим в виду также и других субъектов (суд, прокуратура, судебные представители и др.), то вопрос этот продолжает оставаться спорным2.

Гражданская процессуальная дееспособность - способность са­мостоятельно осуществлять защиту своих прав в суде: лично возбудить гражданское дело, лично распоряжаться своими материальными и про­цессуальными правами, лично участвовать в судебном разбирательстве, поручать ведение своего дела судебному представителю и т.д.

Полная гражданско-процессуальная дееспособность граждан воз­никает с 18 лет (ч. 1 ст. 32 ГПК). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может лично осуществлять свои права и обязанности в суде в слу­чае объявления его полностью дееспособным (эмансипация - ч. 1 ст. 27 ГК). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе и по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Объявле­ние несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) про­изводится по решению органов опеки и попечительства с согласия обо­их родителей либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ч. 2 ст. 27 ГК).

Права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также гра­ждан, признанных ограниченно дееспособными, должны защищаться в суде их законным представителем. В случае возбуждения дела, в котором стороной является несовершеннолетний от 14 до 18 лет либо лицо, ограниченно дееспособное, суд обязан привлечь к участию в деле несовершеннолетнего или ограниченно дееспособного, которые вправе совершать в суде соответствующие процессуальные действия, однако от­казываться от иска, заключать мировое соглашение или признавать иск эти лица могут только с согласия своих законных представителей.