Смекни!
smekni.com

Гражданское право (стр. 2 из 13)

Специфика гражданского имущественного правоотношения заклю­чается в том, что его участники своим поведением воздействуют те только друг на друга, но и на определенные материальные блага. Поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различного рода материальные блага, и составляет объект гражданского– имущественного правоотношения. При этом необходимо различать поведение субъектов гражданского правоотношения в процессе их взаимодействия между собой и их поведение, направленное на мате­риальное благо. Первое образует содержание гражданского имущест­венного правоотношения, а второе –его объект. Так, взаимодействие подрядчика и заказчика составляет содержание правоотношения, воз­никающего из договора подряда, а деятельность подрядчика по выпол­нению предусмотренных договором работ – объект указанного правоотношения. Как правило, механизм воздействия гражданского имущественного правоотношения своим содержанием на объект сле­дующий: управомоченная сторона своим поведением воздействует на обязанную сторону, которая под влиянием этого и совершает действия, направленные на соответствующие материальные блага. Так, в приве­денном примере заказчик требует от подрядчика выполнения работ в соответствии с заключенным договором, предопределяя тем самым поведение подрядчика в процессе выполнения работ, которые всегда связаны с воздействием на предметы материального мира.

В отличие от имущественного, в личном неимущественном правоотношении в качестве объекта выступает поведение сторон, направ­ленное на различного рода нематериальные блага, такие, как уесть, достоинство и деловая репутация, имя человека, наименование юридического лица и т.д. Однако в любом гражданском правоотношении объект представлен поведением его участников, направленным на какие-либо блага, способные удовлетворять потребности человека. По вопросу об объекте гражданского правоотношения в литературе высказываются самые различные мнения. Одни авторы считают, что в качестве объекта гражданского правоотношения всегда выступают вещи. Между тем вещи не способны реагировать на воздействие со стороны правоотношения как определенного рода связи между людьми Само по себе взаимодействие между людьми не может привести к каким-либо изменениям в вещах. Лишь поведение человека, на­правленное на вещь, способно вызвать в ней соответствующие изменения. Другие авторы полагают, что объект гражданского пра­воотношения образует поведение человека. Однако не всякое пове­дение человека составляет объект правоотношения. Так, нельзя рассматривать в качестве объекта поведение людей в процессе их взаимодействия в рамках существующего между ними правоотноше­ния. Это поведение составляет содержание гражданского правоот­ношения. Только поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различного рода материальные нематериальные ценности, может выступать в качестве объекта гражданского правоотношения. По изложенным выше причинам нельзя рассматривать в качестве объекта гражданского правоотно­шения сами материальные, духовные и иные блага: вещи, продукты творческой деятельности, действия людей, результаты действий и т.д., как полагают некоторые авторы.

Гражданское правоотношение может воздействовать лишь на строго определенные явления окру­жающей действительности – поведение людей, направленное на различного рода блага, но не на сами эти блага. Сам по себе объект утрачивает какой-либо смысл, если на него нельзя оказать никакого воздействия.

Государство как субъект гражданского права.

Общие положения. Правовое положение государства и государст­венных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматри­вается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.

Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может рассматри­ваться как единый и единственный субъект. В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выпол­няемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уни­кальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоя­тельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных уровней – Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муници­пальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства и государственных (муниципальных) обра­зований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, однако, и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное о государстве распространяется на все государственные (муниципальные) образова­ния, если иное особо не оговорено.

Государство как носитель власти. Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает правоспособностью. Однако его правоспособность обладает радом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носи­телем власти. Эти особенности концентрированно выражают свойство суверенности, присущее государству.

Государство осуществляет власть. Но функция властвования свой­ственна и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работ­никами, родители над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета.

Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей территории государство олицетворяет наивысшую власть. Никто не может вмешиваться во внутренние дела государства, если только иное не вытекает из общих принципов международного права. Вовне суверенитет проявляется как независимость данного государства от других государств и иных субъектов международного права. Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права, а именно:

¨ государство само принимает законы, которыми должны руко­водствоваться все остальные субъекты гражданского права;

¨ государство может принимать административные акты, из ко­торых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

¨ государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

¨ государство пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений. Однако даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении госу­дарства в гражданском праве.

Это особое положение отражает две противоположные тенденции. С одной стороны, необходимость уравнивания государства в отноше­ниях с субъектами частного права, не обладающими властными пол­номочиями, а с другой – использование этих полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Первая тенденция отражена в ГК в качестве общего принципа. Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого положения как суверена в частно-пра­вовых отношениях. И тем не менее во многих других нормах кодекса (см., напр. ст. 445 ГК) и в иных правовых актах полномочия государства по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно ши­роки.

Государство как лицо. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимство­вать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.

В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим прин­ципам гражданского права. Таким образом, происходит своеобразное «расщепление» личности государства в зависимости от природы отно­шений, в которых оно участвует. И тем не менее, властная (публично-правовая) сущность государ­ства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трех­членная – физические лица, юридические лица и особое лицо – госу­дарство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов.