Смекни!
smekni.com

Роль католической церкви в средневековой Европе (стр. 2 из 4)

Часть 2. Обретение папой светской власти.

В предыдущей части я рассмотрела и проанализировала проевропейское направление политики папы Григория I. Григорию I удалось обрести светскую власть в Риме, но после его смерти необходимо было избрать достойного преемника для того, чтобы эту власть удержать.

В 691 г. осенью в Трулле – купольном зале императорского дворца в Константинополе был открыт собор, одобривший 102 канона, регулирующих церковную жизнь. Собор признал недостоверными Апостольские Постановления (сборник из 8 книг, якобы написанных апостолами). Юстиниан II, византийский император, не смог принудить папу Сергия I (687-701 гг.) изменить обычаи римской церкви. Единственное, что мог сделать Юстиниан – это созвать собор. Собор был признан урегулировать церковно-правовые отношения в христианстве. «Папа Сергий послал на собор двух легатов. Каноны собора преследовали цель поднять христианскую мораль и покончить с остатками языческих обрядов. Собор разрешил духовенству вступать в брак».[5] Папские легаты одобрили решения собора, но сам папа высказался против, так как собор навязывал западному христианству обычаи восточной церкви. Мне кажется, что основная причина недовольства Сергия I крылась в том, что собор уравнял в правах константинопольского патриарха и римского папу. Таким образом, византийский император получил отпор при попытке вмешательства в дела католической церкви. Я полагаю, что Сергий I, отказавшись принять решения собора, подтвердил религиозную и политическую независимость Рима от византийских василевсов. Рим все больше отдаляется от Константинополя. Особенно это стало заметно в период понтификата Константина (708-715 гг.) и Григория II (715-731 гг.). Константин и Григорий II также как и Григорий Великий старались напрямую не выражать недовольства политикой Византии. Константин не одобрял политическую линию, проводимую Юстинианом II, однако согласовал с ним спорные вопросы собора в Трулло. Когда Юстиниан II был убит заговорщиками, во главе которых стоял императорский офицер Барданес, папа Константин отказался признать узурпатора (Барданеса). Таким образом, Константин использовал внезапно возникшую неразбериху вокруг наследника византийского престола для того, чтобы еще больше отдалится от Византии. Григорий II продолжает искать союзников в государстве Меровингов в Англии, а также среди недавно обращенных в христианство племен, находящихся за Рейном. Он противодействовал иконоборческой политике императора Льва III, но следил за тем, чтобы дело не дошло до антиимперского восстания, так как понимал, что не наступил еще удобный момент для освобождения из под власти Константинополя. В 751 г. лангобарды захватили византийскую Равенну и включили этот город с прилегающими провинциями в свое королевство. Таким образом, уже при папе Захарии (741-752 гг.) Рим был освобожден из под власти Восточной Империи.

В 754 г. на реке Эна (Франкское государство) произошла встреча между папой Стефаном (II) III и франкским королем Пипином III Коротким. Франкский правитель обещал основать церковное государство, которым будут править папы, и защищать его. Папа Стефан в ответ на это, признал Каролингов законными королями Франкского королевства. Этот договор между папой и королем спас Рим от лангобардов. Кроме того, король лангобардов Айствульф под давлением франков передал папе Равенский экзархат. Передача этих земель папе именуется Пипиновым даром. Союз между папой и Франкским государством оказался решающим фактором западной политики.

Взаимоотношения с папами и вытекающие из них конфликты окажутся в будущем главной проблемой западноевропейских империй, первая из которых, - Франкская, - была основана в 800 г.

Часть 3. Зависимость папства от римских феодалов и германских императоров (IX-XI вв.).

После того как папа получил светскую власть, он стал собственником всех земель на территории папского государства. Таким образом, никто кроме папы не может отдавать в аренду или продавать земли.

Однако, римская земельная знать не соглашалась подчиняться папским чиновникам и желала заполучить земельное могущество понтифика. Для баронов, папа являлся, прежде всего самым богатым, крупным и сильным феодалом. В борьбе с феодальной знатью папство пыталось объединить вокруг себя мелких феодалов. Но это привело к тому, что папские родственники (обычно они назначались управляющими этих маленьких бароний) после смерти il papa natio[6]при следующем понтифике попадали в опалу (так как законодательно отсутствовала наследственная передача Престола Св. Петра, а новоизбранный папа пытался упрочить свои позиции за счет привлечения родственников), что вынуждало их (так как они не могли противостоять силе нового понтифика) соединятся со знатными конкурентами папы и вести против него такую же борьбу как и старые земельные магнаты.

В середине IX в. появляются лжеисидоровы декреталии, представляющие собой сборник, составленный (больше чем на половину) из подложных документов. Основная идея декреталий сводилась к тому, что епископат должен быть поставлен под опеку римского папы. Согласно декреталиям, папа был свободен от ответственности перед королем и людьми. Мне кажется, что при помощи этого наполовину сфальсифицированного сборника, папство пыталось вернуть людям веру в святость римского епископа. Нечто подобное произошло уже в XIX в., в 1869 г., когда «Пий IX созвал Первый Ватиканский вселенский собор, который провозгласил догмат о непогрешимости папы».[7]

В ходе ожесточенной борьбы между римскими феодалами и папством, из рук римского епископа постепенно начинает уходить светская власть. В результате папа вновь оказывается под контролем императора, но на этот раз уже императора Франкской империи. Император Франкского империи Лотарь I издал Constitutio Romana, закон, который урегулировал отношения папы и императора в пользу последнего. Данный акт признавал верховенство императора над понтификом. Согласно этому закону новоизбранный папа обязан присягать на верность императору. Церковный совет находился под контролем императорского уполномоченного.

Во второй половине IX в. феодальный распад и процесс дальнейшей децентрализации власти быстро усилился. После императора Лотаря I территория империи раздробилась на ряд самостоятельных феодальных государств. В это время на папский престол восходи Николай I (858-867 гг.). Николай I произвел так называемое разделение властей. Он разрешил вечный спор между папой и императором за власть, решив, что впредь император не будет присваивать себе роли римского епископа, а папа имени императора. Исходя из такого представления о папстве, Николай I требовал всеобщего признания своего авторитета. Я полагаю, что могущество папства при Николае I объясняется слабостью власти ближайших преемников Карла Великого, наследовавших отдельны части его распавшийся империи.

В X в. папа попадает под контроль знатной семьи Теофилактов. Снова начинается борьба за папский престол, которая истощает казну папского государства. В результате распрей папа римский становится вассалом префекта Рима Альбериха Теофилакта. Он уже не утверждает кандидатуру, предложенную духовенством, а прямо назначает папу. Незадолго до смерти, Альберих взял клятву с римской аристократии, что при ближайших выборах папы они будут голосовать за его сына Октавиана. Кроме того, Альберих заявил, что светская власть передается его сыну по наследству.

В 955 г. Октавиан был избран римским папой, и взошел на престол под именем Иоанн XII. Но «молодой» папа (ему было 18 лет) не мог руководить целым государством. «Материальную базу курии подрывали, угрожая основам папского государства, чрезмерные притязания земельной аристократии, избавившейся после смерти Альбериха от его террора. Крупные представители итальянской знати и духовенства постепенно становились независимыми от папы».[8] Стало ясно, что папское государство не может существовать без королевской или императорской опеки, без сильной руки. Иоанн XII был вынужден искать светского покровителя, коего он, и нашел в лице германского короля Оттона I. Сам факт обращения папы за помощью к королю поставил Иоанна XII в подчиненное светскому правителю положение. Оттону не было нужно укрепление авторитета папы, ему нужна была лишь корона, полученная из рук папы римского. Оттон поощрял концентрацию крупных земель в руках епископов. Иоанн XII, поняв политику Оттона I, изменил присяге императору и вступил в переговоры с врагами Оттона, подстрекал венгров и византийцев напасть на Германию. Оттон I, в свою очередь, прибыл в Рим с целью организовать собор, на котором вскоре папа Иоанн XII был предан проклятью и низложен. Результатом проведения собора был закон, смысл которого состоял в том, что папа будет избираться с согласия германского императора.

В середине XI в. папство вступило в острый конфликт с Византией. Папа Лев IX (1049-1054 гг.) потребовал от Византии возвращения папству земель Южной Италии. Однако, Византия не пошла на поводу у Рима и собрала собор, на котором император Византийской империи обвинил Рим в искажении одного из наиболее существенных догматов веры («святой дух исходит не от одного Бога, но и от сына»). На основании этого, собор пришел к выводу, что дальнейшее общение Востока (Византии) с Западом (Римом) невозможно, и 1054 г. был ознаменован разделением церквей.

Таким образом, исключительное положение, которое занимал папа в VII-IX вв. в Европе, свелось практически к нулю в IX-XI вв. Папа перестал быть самостоятельным правителем и главой римско-католической церкви одновременно.

ГЛАВА II. ВОЗВЫШЕНИЕ ПАПСТВА В XII-XIII ВВ.

Часть 1. Зенит могущества церкви при Иннокентии III.

Папство с середины XI в. добивалось повсеместного восстановления канонического права, в том числе и в вопросе о выборах духовных иерархов. Каноническое право представляет собой совокупность норм, сформированных на основе канонов – актов церковной власти, имеющих силу закона. «Каноническое право включает решения вселенских соборов, изречения отцов церкви, папские декреты, освященные церковной традицией, обычаи».[9] В 1059 г. на Латеранском синоде, папа Николай II издал декрет об избрании папы римского коллегией кардиналов. С этого момента ни император, ни римская знать не могли избрать или назначить папу. Коллегия кардиналов была интернациональной по составу, таким образом, воплощая вселенскую церковь во главе с понтификом. Одной из причин возвышения папства в XII в. явилась организация крестовых походов. Крестоносцы, уходя в поход, отдавали свои земли церкви, «вплоть до благополучного возвращения». «Отдать церкви – означало защитить «осиротелую» землю от рук соперника с надеждой получить ее обратно при возвращении из крестового похода».[10] Таким образом, за время крестовых походов церковь вновь возвратила себе земельные ресурсы. Так как крестоносцы редко возвращались, то церковь оставляла за собой право владеть их землей.