Смекни!
smekni.com

Обследование (стр. 1 из 2)

Экспедиции и обследования Коми края

Север Европейской России издавна привлекал внимание путешест­венников и ученых. Удаленность Коми края и отсутствие здесь научных учреждений почти до 1917 г. усложняли изучение этого богатейшего региона. Экспедиция 1768—1772 гг. академика И. И.Лепе­хина лишь приоткрыла этот край в области природы, климата, расти­тельности и животного мира.

В XIX—начале XX в. Коми край входил в состав Вологодской (Усть-Сысольский и Яренский уезды) и Архангельской губерний (восточная часть Мезенского уезда, с 1891 г.— Печорский уезд). Развитие России вызывало необходимость более точного определения территориальных и «временных» границ, установления надежных путей сообщения и свя­зи. «Медвежьи углы» привлекают все больший интерес местной адми­нистрации, различных ведомств и академической науки.

После «ревизии» Вологодской губернии в 1830 г. сенаторами Мертенсом и Корниловым, в ее северо-восточную часть была направлена группа специалистов-дорожников под руководством инженера майора Львова. Была поставлена задача — изучить возможность соединения рек Печоры и Вычегды, т. е. проложить новый путь сообщения на Печору, Урал и Сибирь. Это обследование охватывало не только вопросы гидрологии, но и географии, геологии и др. Оно продолжалось с 1834 по 1838 гг. и было «отложено по недостатку средств».

В 1837 г. по рекам Цильме, Печоре и Колве совершил поездку известный ученый А. Шренк. Он добрался Югорского пролива, затем — на Урал, откуда вернулся в Пустозерск и через тундру вновь вышел к Мезени и через Архангельск вернулся в Санкт-Петербург. Эта научная поездка способствовала возрастанию научного интереса изучению Севера России. Более укороченным путем,А. Шренк, совершил свою поездку по «Печорской зеле» С. Максимов в 1856 г. Побывав в Усть-Цильме и Пустзерске, он вернулся в Ижму и далее проехал на Мезень, Пинегу и вернулся в Санкт-Петербург. Интересы С. Максимова отличие от А. Шренка, почти не затрагивали сферы геологических знаний, а были сосредоточены в области этнографии, быта, истории края.

Качественно новый уровень имели научные геолого-графические исследования «Тиманского и Печорского краев» экспедиции горного инженера А. А. Кейзерлинга астронома и географа П. И. Крузенштерна в 1843 г. (за что первый был награжден Демидовской премией в 1846) П. И. Крузенштерн провел астрологические наблюдения, определил достаточно точно координаты многих населенных пунктов, рек, возвышенностей и других опорных точек, произвел топографическую съемку маршрута экспедиции составил несколько карт региона. Подобной работы до него в Коми крае никто не проводил.

Только в 1814 г. астроном В.К.Вишневский определил координаты г. Усть-Сысольска, которые были исправлены П. И. Крузенштерном на 4 " времени или на 870м. А. А. Кейзерлинг на всем пути движения исследовал родные ископаемые, геологические отложения и т.п., а главное впервые провел научное обследование Ухтинского нефтеносного района.

П. И. Крузенштерн в 1849—1876 гг. организовал еще ряд экспедиций «в Печорский край». Вначале он видел свою главную задачу в определении удобного морского пути в Сибирь через север. После гибели построенного им судна «Ермак» у Карских ворот, в 1874 и 1876 гг. предпринима­ется попытка найти выход в Сибирь через притоки рек Уса и Обь. Подобную попытку еще в 1806 г. предпринял инже­нер полковник Попов. И это начинание П. И. Крузенштерна не увенчалось успехом (не в последнюю очередь из-за фи­нансовых затруднений). Однако он многое сделал для изу­чения побережья северных морей и рек Мезени, Печоры и др., пополнения астрономических, топографических и гео­графических знаний о Северном Приуралье, тундровой зо­не и Северном Тимане. Проблема связи Сибири с Европейской Россией по северным морским и сухопутным путям стала отныне важным (в ряде случаев — главным) лейтмотивом многих экспедиций и обследований.

Геологические изыскания «Ухтенской нефти» были продолжены в 1864 г. «экспедицией в Пермский край» профессоров Н. П. Барбот де Марни и Г. Д. Романовского. И все же, подобные «теоретические» обследования пока не оказывали практического влияния на развитие экономики и жизни Коми края.

Хотя разработка полезных ископаемых, прежде всего нефти, пред­принималась еще в середине 40—начале50-х гг. XVIII в. купцами Набатовым и Ф. С. Прядуновым.

Особенно много усилий и личных средств затратили в этом направле­нии М. К. Сидоров (потратил на развитие Севера около 1,7 млн руб.) и В. Н. Латкин. Они внесли ощутимый вклад и в изучение северного региона, организовали во второй половине XIX в. несколько различного ро­да экспедиций, предприняли шаги по поиску новых путей сообщения, добыче нефти и других полезных ископаемых и природных богатств края, организовали вывоз печорской лиственницы через Печору морем и др. М. К. Сидоров впервые начал буровые работы на Ухте. До него нефть «черпали», т. е. выбирали в местах выхода из земли естествен­ным путем. Он произвел изучение русла р. Печоры и Печорской губы для определения безопасного плавания .

Этапным рубежом в создании природных кладовых Се­вера стала крупная правительственная экспедиция на Пе­чору под руководством академика Ф. Н. Чернышева в 1889—1891 гг. Были разведаны, описаны и оценены ос­новные месторождения многочисленных полезных ископа­емых края: нефти, каменного угля, серы, доломита, золота и др. Члены экспедиции поставили вопрос и о пу­тях доставки нефти — предлагались не только водные пу­ти (в том числе соединение Волги с Печорой), но и прокладка сухопутной дороги. Ф. Н. Чернышев разработал свои варианты практического использования природных богатств Севера и заложил несколько опытных нефтяных скважин. В 90-х гг. XIX—начале XX в. разведочные рабо­ты и бурение скважин на Ухте продолжили купец А. М. Галин, техник Б. Л. фон Врангель, инженеры А. Г. Гансберг, Волков, В. Л. Бацевич, капитан Ю. А. Во­ронов и др.

Экспедиция Ф. Н. Чернышева занималась изучением и медных руд на р. Цильме. Эти залежи были известны дав­но (по некоторым данным с XV в.). Разведку их проводил купец Рязанов в 1839 и 1841 гг., экспедиция горного инже­нера штабс-капитана А. И. Антипова в 1857 г., «отставной межевщик» Лебедев в 1864 г., небольшая экспедиция 1867 г. В 1895 г. здесь побывал член императорского рус­ского географического общества И. П. Бартенев, который прошел на лодке от истоков до устья Цильмы. На следую­щий год он организовал экспедицию с целью разведки ме­ди, оценки ее залежей и возможностей промышленного освоения, обследования других полезных ископаемых и путей их доставки.

Очень важное исследование северного Тимана произве­ла экспедиция А. А. Штукенберга и М. С. Тарасова летом— осенью 1874 г. На всем пути от Камы по Печоре к север-И ному Тиману этой экспедиции производились геологичес­кие исследования, которые существенно уточняли знания того времени о природных кладовых Печорского края и тундровой зоны

Упомянутые географические обследования лишь в опре­деленной мере затрагивали другие сферы жизни Коми края. Значи­тельно шире был интерес экспедиции 1867 г. под руководством П. П. Чубинского. Ее целью было исследование «меры к развитию и за­селению Печорского края» и «изыскания для соединения бассейнов Печоры и Оби». Кроме того, в 60-е гг. XIX в. возникает идея выделения восточной части Мезенского уезда в самостоятельный Печорский уезд, для чего требовалось серьезное обоснование. Этой же задаче служили и поездки на Печору Архангельских губернаторов Н. П. Игнатьева ле­том 1871 г.,Кониара зимой 1880—1881 гг., князя Н. Д. Голицина летом 1887 г. и других чиновников. Подобные командировки А. П. Энгельгарда летом 1895 г., чиновника Переселенческого комитета А. Чарушина в 1807 г., Вологодского губернатора А. Н. Хвостова в 1907 г. и других служили обоснованием для организации новых экспедиций. С другой стороны, они сами носили характер экспедиционных и научных иссле­дований, т. к. «важных чинов» сопровождали различные специалисты. В ряде случаев предварительно обсуждалась и принималась программапоездки, обрабатывались и учитывались соответствующие материалы,данные предыдущих экспедиций и др. В ходе поездок делались обо­зрения разных районов по географии, истории, этнографии, изучалось положение населения, климат, сельское хозяйство, промыслы и промы­шленность, пути сообщения, состояние торговли, медицины, образования и др.

В XIX в. поднимались и вопросы заселения районов залегания полез­ных ископаемых или прилегающих к железной дороге Пермь—Котлас, но только в контексте обеспеченности рабочей силой. С появлением в 1900 г. «Временных правил для образования переселенческих участков в Пермской и Вологодской губерниях» (в 1903 г. они были переработаны) и с началом столыпинской аграрной реформы проблема колонизации Коми края приобретает совершенно иной оттенок. Таким путем можно было решать ряд важных вопросов: за счет расселения центра и юга России появлялась свободная рабочая сила, которая позволила бы увеличить сельскохозяйственное производство в малонаселенных реги­онах, освоить полезные ископаемые и природные богатства Севера, построить необходимые пути сообщения и связи.

Исследование лесов в Коми крае осуществлялось почти каждый год. Наиболее важные из них были проведены ин­женерами и чиновниками лесного ведомства и главного уп­равления государственных имуществ на рубеже веков и в 1907-1908 гг.

Изысканием путей сообщения и полезных ископаемых в Ухтинском нефтеносном районе занимались экспедиции 1907 г.: одна — под руководством члена Вологодской гу­бернской управы Б. В. Безсонова, другая — под руководст­вом горных инженеров капитана Ю. А. Воронова и П. И. Полевого. Экспедиция 1908 г. инженера путей сообще­ния Н. Попова обследовала внутренние и внешние имеющи­еся и возможные водные пути сообщения Коми края. Она была довольно крупной — участвовало 5 инженеров путей сообщения, 20 техников, около 100 рабочих. Экспедицией Н. Попова (состояла из 4 отрядов) были обследованы пути с Ухты на Каму и Северную Двину, т. е. около 1600 верст.

Выводы многих экспедиций в вопросах заселения, раз­вития сельского хозяйства, промышленности, дорог были самыми радужными, а в некоторых частях и утопичными для того времени. Руководитель экспедиции 1906 г. на Ухту В. Я. Белобород предлагал построить нефтепроводы от Вестляны до нефтеносного района на Ухте (ценой в 2,1 млн руб.), проложить дороги от бассейна Вычегды до Печоры (стоимостью в 3,6 млн руб.) и от Усы до Оби (стоимостью в 18 млн руб.). С другой стороны, многие из подобных предложений были осуществлены на практике в более по­зднее время, в наши годы, т. е. они не были совсем бес­смысленными.