Смекни!
smekni.com

Индоевропейские языки (стр. 1 из 7)

Ivan P. Susov

Тверской государственный университет

1. Введение в индоевропеистику

Индоевропейские языки представляют собой одну из крупнейших семей языков Евразии (около 200 языков). Они распространились в течение последних пяти веков также в Северной и Южной Америке, Австралии и отчасти в Африке. Наиболее активной была экспансия языков английского, испанского, французского, португальского, нидерландского, русского, что привело к появлению индоевропейской речи на всех материках. В число первых 20 наиболее распространённых языков (считая как их исконных носителей, так и использующих их в качестве второго языка в межнациональном и международном общении) сейчас входят английский, хинди и урду, испанский, русский, португальский, немецкий, французский, панджаби, итальянский, украинский.

Индоеропейская (по традиции, принятой в среде немецких учёных, индогерманская) семья языков наиболее хорошо изучена: на материале исследования её языков в 20-х гг. 19 в. начало формироваться сравнительно-историческое языкознание, исследовательские методы и приёмы которого были затем перенесены на другие языковые семьи. К родоначальникам индоевропеистики и компаративистики относят немцев Франца Боппа и Якоба Гримма, датчанина Расмуса Христиана Раска и русского Александра Христофоровича Востокова.

Компаративисты ставят своей целью установить характер и степень подобия (прежде всего материального, а также в некоторой мере и типологического) исследуемых языков, выяснить пути его возникновения (из общего источника или в силу сближения в результате длительных контактов) и причины расхождения (дивергенции) и схождения (конвергенции) между языками одной семьи, реконструировать праязыковое состояние (в виде набора архетипов как своеобразной матрицы, в которой фиксируются накопленные знания о внутренней структуре гипотетического праиндоевропейского) и проследить направления последующего развития.

Сегодня чаще всего считают, что область первоначального или достаточно раннего распространения носителей индоевропейского языка простиралась от Центральной Европы и Северных Балкан до Причерноморья (южнорусских степей). Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что начальный центр иррадиации индоевропейских языков и культур лежал на Ближнем Востоке, в близком соседстве с носителями картвельских, афразийских и, вероятно, дравидийских и урало-алтайских языков. Следы этих контактов дают основание для выдвижения ностратической гипотезы.

Индоевропейское языковое единство могло иметь своим источником либо единый праязык, язык-основу (или, вернее, группу близкородственных диалектов), либо ситуацию языкового союза как итога конвергентного развития ряда первоначально различных языков. Обе перспективы в принципе не противоречат друг другу, одна из них обычно получает перевес в определённый период развития языковой общности.

Отношения между членами и.-е. семьи из-за частых миграций беспрерывно менялись, и поэтому принятая ныне классификация индоевропейских языков должна корректироваться при обращении к разным этапам истории этой языковой общности. Для более ранних периодов характерна близость языков индоарийских и иранских, балтийских и славянских, менее заметна близость италийских и кельтских. Много общих черт есть у языков балтийских, славянских, фракийского, албанского с индоиранскими, а италийских и кельтских - с германскими, венетским и иллирийским.

Основные признаки, характеризующие относительно древнее состояние индоевропейского языка-источника:

в фонетике: функционирование [е] и [о] как вариантов одной фонемы; вероятность отсутствия у гласных на более ранней ступени фонематического статуса; особая роль [а] в системе; наличие ларингальных, исчезновение которых привело к оппозиции долгих и кратких гласных, а также к появлению мелодического ударения; различение смычных звонких, глухих и придыхательных; различие трёх рядов заднеязычных, тенденция к палатализации и лабиализации согласных в определённых позициях;

в морфологии: гетероклитическое склонение; вероятное наличие эргативного (активного) падежа; относительно простая падежная система и более позднее появление ряда косвенных падежей из сочетаний имени с послелогом и т.п.; близость номинатива на -s и генитива с тем же элементом; наличие "неопределённого" падежа; противопоставление одушевлённого и неодушевлённого классов, давшее начало трёхродовой системе; наличие двух серий глагольных форм, приведшее к развитию тематического и атематического спряжения, переходности/непереходности, активности/ инактивности; наличие двух серий личных окончаний глагола, ставшее причиной дифференциации настоящего и прошедшего времени, форм наклонения; наличие форм на -s, приведшее к появлению одного из классов презентных основ, сигматического аориста, ряда форм наклонений и производного спряжения; в синтаксисе: взаимозависимость мест членов предложения; роль частиц и превербов; начало перехода ряда полнозначных слов в служебные элементы; некоторые начальные черты аналитизма.

2. Анатолийские языки

В число анатолийских языков включают карийский, лидийский, ликийские, лувийский иеороглифический, лувийский клинописный, хеттский и ряд других. Все они являются мёртвыми. Их носители во 2—1-м тысячелетиях (возможно, и ранее) обитали на территории современной Турции и Северной Сирии.

Принято выделять подгруппы: хетто-лидийскую (хеттский, лидийский, возможно, и карийский) и лувийско--ликийскую (лувийский клинописный, лувийский клинописный, сидетский и некоторые другие). Палайский занимал обособленное положение.

Письмо: северомесопотамско-хурритский вариант староаккадской клинописи для хеттского (18—13 вв. до н.э.), лувийского клинописного и палайского (14—13 вв. до н.э.); близкая к египетской иероглифика для лувийского иероглифического; буквенное "малоазийское" письмо (испытавшеее греческое влияние) для поздних анатолийских языков: лидийского, карийского, ликийского, сидетского; обычное греческое письмо для писидийского.

Основные черты анатолийских языков:

в фонетике: первоначально наличие 4 гласных, по-разному изменявшихся в отдельных языках; наличие носовых и плавных сонантов; различие глухих/звонких или напряжённых/ненапряжённых смычных, по-разному развивавшихся в отдельных языках; появление оппозиции по палатальности в одних языках и оппозиции по придыхательности в других; сохранение ларингального, утраченного другими и.-е. языками;

в морфологии: категории рода (общий, средний), числа (ед. и мн.), от 8 до 4 падежей; перестройка парадигмы мн. ч.; использование морфонологических чередований для различения прямых и косвенных падежей с последующим распадом этой системы; оппозиция активных/инактивных имён; наличие у глагола категорий числа, лица, наклонения, залога, времени; 2 типа спряжения; именное словообразование по суффиксальным моделям и глагольное по суффиксальным и префиксальным моделям; ограниченность инфиксации; малопродуктивность словосложения;

в синтаксисе; частые начальные энклитики; конечное положение глагола; преимущественный порядок слов SOV;

в лексике: значительное количество и.-е. корней; наличие заимствований из хаттского, хурритского и неизвестных язхыков; изоглоссы в области социальной и сакральной лексики, объединяющие анатолийские языки с тохарскими, кельто-италийскими, греческим.

3. Индоарийские языки

В число индоарийских (индийских) языков (более 40) входят: группа языков апабхранша, языки ассами, бенгали, бходжпури, ведийский, гуджарати, магахи, майтхили, мальдивский, маратхи, непали, ория, пали, панджаби, группа языков пахари, санскрит, сингальский, синдхи, урду, хинди, цыганский. Области распространения живых индийских языков: северная и центральная Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская республика, Непал. Общее число говорящих 770 млн. человек.

Все они восходят к древнеиндийскому языку и вместе с иранскими, дардскими и нуристанскими языками принадлежат к индоиранской языковой общности. Древнейший период развития представлен ведийским языком (языком культа, с 12 в. до н.э.) и санскритом (эпический период: 3—2 вв. до н.э.; эпиграфический период: первые века нашей эры; классический период: 4—5 вв. н.э.).

Свойства индийских языков в древнейший период их развития:

в фонетике: наличие среди смычных шумных фонем классов придыхательных и церебральных; оппозиция по долготе/краткости; допустимость и согласного, и гласного исхода слова; наличие многочисленных сочетаний согласных в середине слова;

в морфологии: система качественных чередований (аблаута) гласного в корне и суффиксе; развитый синтетический строй; многочисленные типы основ имени и глагола в сочетании с той или иной серией окончаний; наличие у имени 8 падежей, 3 чисел; наличие у глагола 3 лиц, 3 чисел, 6-7 времён, 4-6 наклонений, 3 залогов; наличие в парадигме глагола многих десятков личных флективных форм;

в словообразовании: продуктивность суффиксации и префиксации; прозрачность морфологической структуры слова;

в синтаксисе: преимущественно конечное положение глагольного сказуемого; препозитивность определения; свободный порядок слов.

Развитие в среднеиндийский период многочисленных языков и диалектов, получивших потом письменность (пали, пракриты).

Свойства индийских языков более позднего периода:

в фонетике: резкие ограничения на сочетания согласных; отсутствие консонантного исхода слова; изменение интервокальных смычных; появление назализованных гласных; сужение сферы противопоставления долгих и кратких гласных;

в морфологии: утрата ясности морфемной структуры сова; тенденция к унификации типов склонения, к смешению именных и местоимённых окончаний, к сильному упрощению падежной парадигмы; разрушение системы аблаута; развитие системы послелогообразных служебных слов; исчезновение многих глагольных категорий; сужение сферы употребления личных форм;