Смекни!
smekni.com

на тему: Талашкинские краски (использование новых художественных приемов в творческих работах на основе Смоленской народной вышивки) (стр. 3 из 4)

В Талашкино делают и другие вышивки, нитками, шерстью и шелком по новым рисункам, составленным в самой мастерской. Их надо отличать от рукоделий собственно крестьянских, повторяющих старинные традиционные узоры.

Среди смоленских женщин имелись большие мастерицы вышивания, выполняющие заказы с большим старанием. Их узоры были на редкость художественны и разнообразны.

Сложность и кропотливость техники выполнения этих кустарных деревенских вышивок и сейчас вызывает восхищение. Хорошие работы щедро поощрялись; неудачные образцы возвращались с указаниями «как делать не надо». Но главный выбор орнамента, чередования цветов все-таки принад­лежит самим мастерицам.

Веками создавались русские узоры, бесчисленные поколения воспитывались на них. Сложилась традиция, своего рода непреложный обычай. Веками применялись те же способы вышивания, повторя­лись те же крестообразные стежки, в которых кристаллизовался народный вкус.

По своему характеру смоленские вышивки принадлежат к трем типам. Во-первых, так называемая «строчка». Этот способ вышивания по виду напоминает вязание: нитки ткани, через известные промежутки, выдергиваются иглой, и края образовавшихся таким путем отверстий, квадратных или круглых, тесно обвиваются ниткой. Так получаются полосы жгутовидного плетения, нечто вроде грубого кружева. Рисунок этих сквозных полос и их окраска, в зависимости от цвета вышивальных ниток, и дают узор, одинаковый на обеих сторонах холстяной или шерстяной основы. «Москва» — характерная фигура другого рода рукоделия — «настебки» или «навыколки». Это способ вышивания, тоже двустороннего, но без выдергивания ниток, наподобие вышивок по канве. Здесь обычными мотивами являются «кучки» — цепочки мелких зубцов и четырехугольников, и «баранчики» — от сходства с закрученными рогами баранов.

Третий способ — «набор», или «настилка», от слова «набирать», «настилать» нитку, прокалывая основу иголкой и захватывая несколько «числинок», то есть стежков ткани. Образец «набора» дает вышивка с красивым чередованием «гребенок» и «пальцев».

Остается еще упомянуть об особенностях сшивания полотнищ (довольно узких, достигающих более девяти вершков в вышину). Обычный прием называется «пищик» — прямое скрепление двух краев полотнища или «зубени». Второй прием, более сложный, состоит в соединении краев с помощью «лапы» или «расшивы», причем между ними получается сквозная ветвистая полоска.

В основе талашкинских орнаментов лежит народное творчество, технические приемы и художественные мотивы которого были сохранены в народе.

О народности талашкинских декоративных изделий говорит и техника художественной обработки тканей. Все талашкинские ткани, так же, как и крестьянское шитье, характеризуются абсолютной тождественностью, идентичностью

«лица» и «изнанки».

Вышивка, кружева и художественное шитье смолян с древнейших времен и до наших дней несут эту традицию «двуличности» народных изделий.

Особенностью талашкинских вышивально-кружевных мотивов является повторяемость первичных фигур, из различных сочетаний которых и составляется орнамент. Этот же прием является характернейшей чертой смоленских народных узоров.

В смоленской народной вышивке почти нет четких графических очертаний узора, он составляет мозаику, как бы перетекая из одного цвета в другой, при этом сохраняя ритм повторяющегося узора. В технике исполнения и в орнаментах присутствуют народные источники. Новшества применены в цвете. В этих целях в Талашкине специально организовали красильню. Льняные, шелковые и шерстяные нитки стали окрашивать растительными красителями. «Пришлось восстанавливать старинные рецепты, изобретать свои, терпеливо разыскивать для этого расспросами стариков, дополняя отрывочные сведения, почерпнутые в одном месте разъяснениями и указаниями, собранными в других местах».

То, что делалось в талашкинских мастерских, особенно по части вышивок, во многом совпадало с лучшими образцами народного твор- чества. Это вполне закономерно уже потому, что главными художницами-вышивальщицами, работавшими по заказам М.К. Тенишевой на дому, были смоленские крестьянки. И какой бы узор они ни получали из рук М.К. Тенишевой, Е.Д. Поленовой, СВ. Малютина, они переиначивали его на свой лад, как учили их тому бабки и прабабки. С этим М.К. Тенишевой приходилось считаться.

Изучение наследия М.К.Тенишевой даёт прекрасную возможность проследить судьбу традиций русской вышивки , в которой переплелись народные элементы с привнесенными инновациями. После Октябрьской революции в селе Гвоздово, по соседству с Талашкиным, в 1930 году была создана промысловая артель художественной вышивки, несколько позже получившая название «13 лет Октября» (в настоящее время Смоленская фабрика художественной вышивки).

В этой артели вручную делали кружева и вышивки для полотенец, скатертей, салфеток, подзоров, дорожек, мужских рубах и женских сорочек и кофточек в традиционной тематике смоленских «украс», состоящую в основном из геометрического орнамента и цветов.

Творческая деятельность артели «13 лет Октября» наиболее полно развернулась в конце 40-х и в 50-е годы.

Некоторые из тех, кто помнил заветы художников Талашкина, например, мастерица А.Н. Данилова, охотно учили молодежь понимать и ценить искусство прошлого и сами учились новым приемам. Используя богатство традиций смоленских «украс», они создавали свое новое, оригинальное, в котором легко просматривалось и уважительное восхищение народным творчеством, и яркие поиски того, что фактически связано с красотой и романтикой сегодняшнего дня. Осенью 1949 года на смоленской областной выставке художественной самодеятельности с успехом экспонировались рукоделия мастериц артели. Особым вниманием зрителей пользовались вышивки и кружева Евдокии и Марии Маниных, Татьяны Басовой, Ульяны Даниловой, Веры Калинниковой и других талантливых гвоздовских рукодельниц, чьим работам присущи высокий вкус и мастерство.

К концу 50-х годов в артели «13 лет Октября» выросла большая группа талантливой молодежи. Новым в ее работе было то, что, сохраняя свое творческое лицо и традиции смоленских «украс», некоторые из них трудились совместно с художниками и искусствоведами НИИХП в Москве.

В 1960—1961 годах изделия артели демонстрировались на Выставке достижений народного хозяйства в Москве, и лучшие из них были отмечены наградами и дипломами.

В фондах Соборного двора Смоленска хранятся необычайной красоты скатерти, полотенца, дорожки, салфетки с уникальными вышивками Н.Ф. Столяровой, Н.С.Максимовой, СТ. и М.Т. Ермаковых, А.А. Казаковой, М.Н. Гумилевской. Художники Смоленской фабрики художественной вышивки успешно используют благородные традиции народных умельцев, некогда развивавших мастерство в Талашкинских художественных мастерских. Если сравнить исконно смоленские народные «украсы» с орнаментами, вышедшими из та­лашкинских мастерских, то можно увидеть их полную идентичность. Дорожки из геометризованных элементов являются обязательными для всех кружев, вышивок и декоративных тканей, вышедших из мастерских М.К. Тенишевой. Те же мотивы мы встречаем и в вышивках мастериц из талашкинской вышивальной артели «13 лет Октября».

В случае использования растительных и животных элементов как в тенишевских мастерских, так и у вышивальщиц артели «13 лет Октября» вокруг них создается геометризованный фон. Использование в орнаментальном декоре человеческих фигур также сопровождается применением смоленской ромбаики.

В настоящее время на Смоленской фабрике художественной вышивки вышивальщицы продолжают использовать традиции выши­вальных швов смоленской земли. Их деятельность способствует сохранению традиционной культуры Смоленской земли.

М.А. Некрасова отмечала, что школы народного мастерства как результат коллективно-исторического опыта, связанные с комплексом локальных черт, несут в себе этнокультурные, этноэстетические связи и особенности народа, и в этом их культурная роль. Историческая устойчивость тем не менее не исключает их изменяемости. Более того, эта изменяемость представляет собой одну из существенных сторон жизни народного творчества, обусловливающую его современность каждой эпохе, его связь с ее культурно-историческими процессами.

Вышивка Смоленской земли, как и другие художественные промыслы, дают возможность индивидуализации быта через своеобразие декора одежды и предметов убранства интерьера. При этом внесение в быт не просто инди­видуального начала как самовыражения художника, а традиционного искусства, несущего в себе опыт художественного освоения мира поколения мастеров, совершенно иначе влияет на современного человека, потому что народное искусство отражает животворящее начало природы, которое прекрасно чувствовали и воспроизводили в своих изделиях мастерицы-вышивальщицы.

Поисковый раздел.

Авторы изученных нами литературных источников сожалеют, что история не сохранила нам всего богатства замечательных вышивок талашкиских мастериц и что до нас дошло лишь то немногое , что уцелело случайно .

В очерке Л.С.Журавлёвой «Талашкино» описывается ,что в 1907 году М.К.Тенешева вывозит большую часть экспонатов своей коллекции народного искусства в Париж, где в Лувре в павильоне «Марсан» ей выделили четыре зала . Вышел каталог выставки на французском языке со вступительной статьей Дени Роша.