Смекни!
smekni.com

Биологические корни мирового кризиса (стр. 3 из 4)

У природы остался один жесткий и надежный инструмент, способный сократить численность человеческих популяций, который основан на доставшемся от животных качестве — агрессивности. В случае серьезного недостатка жизненных ресурсов агрессия проявляет себя внутри вида, это борьба всех против всех. Она всегда сопровождала человечество, но наиболее изощренную форму, включая применение различных видов оружия массового уничтожения, приобрела в последнее время.

Таким образом, корни сегодняшнего мирового кризиса (некоторые авторы называют его катастрофой) произрастают из того времени, когда появление разумной трудовой деятельности человека дало старт практически неподконтрольному биосфере росту численности населения, регулярно приводящему к все более и более серьезным кризисам в истории человечества. Homo sapiens освободился от жесткого пресса биологической эволюции, но по своим физиологическим потребностям остался зависимым от биосферы. Разумность породила мировой кризис, она же и должна найти выход из него.

Выход из кризиса

Столкнувшись с глобальным кризисом, человечество, казалось бы, должно было возвратиться под потерянный контроль со стороны биосферы. Однако биологическая эволюция необратима, у вида Homo sapiens свой путь дальнейшего развития, и прежний механизм биосферной регуляции для него уже неприемлем.

Возможность эффективно удовлетворять непрерывно растущие потребности развратила людей. Конечность человеческого существования (”живем один раз”) и неверие в загробную жизнь при соответствующей обработке сознания людей сформировали у них определенный взгляд на смысл своего существования, который выражает лозунг ”бери от жизни все”. Возникло общество, главной жизненной целью которого стало безудержное потребление всего, что предлагает реклама. Получение удовольствия через потребление различных товаров и услуг для многих стало единственным смыслом существования. Если на заре возникновения человеческого общества главной заботой было утоление голода и поиски безопасного местообитания, то есть обеспечение минимальных физиологических потребностей, то в современных условиях стараниями мощной индустрии удовольствий человеку навязаны такие потребности, которые не только бесполезны для организма, но и подрывают его здоровье.

Создалась неестественная ситуация, когда одна из частей биосферы (вид Homo sapiens, или в локальном масштабе — его популяция в составе биоценоза) вышла из-под подчинения своей надсистемы, но продолжает в ускоряющемся темпе черпать из нее жизненные ресурсы. Трудно (а может быть и невозможно) назвать хищника, который бы настолько понизил численность своей жертвы, что ее вид прекратил свое существование. Деятельность же человека стала прямой или косвенной причиной полного исчезновения многих видов животных и растений. Выборочное поедание скотом ценных кормовых растений в условиях неумеренных выпасов приводит к ухудшению и обеднению видового состава растений, особенно многолетних, и к преобладанию видов, непригодных для корма. Особый вред наносят козы в аридных зонах при чрезмерном выпасе, когда кормовые виды постепенно замещаются несъедобными, например ковылем. Такие земли в дальнейшем могут быть использованы под богарное или орошаемое земледелие. Так при участии человека происходит ”перепрофилирование” природного биоценоза на бедный по видовому составу агроценоз.

Создание городов, особенно крупных, разрывает биологический круговорот. Если в традиционном личном хозяйстве все отходы жизнедеятельности человека и животных в виде навоза и золы, выгребаемой из печей, поступали вновь в почву, в городах бытовые отходы стали мощными загрязнителями окружающей среды и ’’головной болью” администраций населенных пунктов. Для восполнения плодородия почвы потребовалось получение большого количества минеральных удобрений, что связано с расходованием и без того тающих запасов энергоносителей.

Мегаполисы стали своего рода ”раковыми опухолями” государств. Потребляя колоссальные материальные и энергетические ресурсы, они дают реальную отдачу в расчете на человека, которая в среднем значительно уступает отдаче жителя сельской местности. В большом городе имеются ограниченные возможности для реализации трудового потенциала людей, он в основном работает сам на себя и имеет стойкую тенденцию к увеличению численности своего населения. И на этом фоне в общество ”вбра- сывается” мысль о перенаселенности нашей планеты, из которой следует вывод о необходимости каким-то образом избавиться от ”лишних” людей, оставив на ней минимум ”достойных” жить. Вступает в силу внутренний фактор саморазрушения вышедшего из-под контроля биосферы вида Homo sapiens — агрессивность его членов по отношению друг к другу. Это чревато войной — Третьей мировой.

Следует сразу же отметить, что мысль о перенаселенности планеты как фатальной угрозе существованию человечества — миф, то есть не соответствующее действительности умозаключение. Когда говорят об ужасных последствиях проживания в условиях высокой плотности населения, почему- то забывают о том, что в многоэтажных домах люди фактически располагаются друг у друга над головами, причем если разместить всех жильцов верхних этажей в квартире первого этажа, то действительно будет очень тесно. Однако в высотных домах люди живут многие годы, и мало кто из них стремится променять многоэтажный мир на сельские просторы.

Если бездумно использовать жизненные ресурсы планеты, не пополняя тающие запасы с помощью новых технологий, то энергетический кризис неминуем. Пока он не пришел, человек должен вспомнить, что он — существо, не только потребляющее, но и разумное, способное, по расчетам авторитетных ученых (например, Коллина Кларка), обеспечить нормальное проживание на Земле такого количества людей, которое на порядок превышает сегодняшнюю численность населения планеты. Необходимо научить человека, действующего как хищник и расточитель, относиться с уважением к окружающей среде, особенно к естественным ресурсам, которые составляют его главное и действительное богатство [7].

Что же мешает этому? Прежде всего, невежество, вызванное превалированием животного начала над человеческим у большей части населения, а также ничем не обоснованной надеждой, что все как-то само собой разрешится.

Следует осознать, что в нынешней ситуации ничего само собой не разрешится. Человек, поверивший в безграничность своих возможностей, выделился из биосферы и стал не рядом с ней, а над ней. Однако не всегда носитель разумности в действительности поступает разумно. Homo sapiens не смог в полной мере воспользоваться своей разумностью и привел свое сообщество к мировому кризису.

Что же теперь делать? Нужно перестать говорить, что мировой кризис — состояние временное, из которого человечество через некоторое время выйдет. Те меры, которые в большинстве случаев предлагаются, могут на некоторое время ослабить симптомы болезни, но она вновь возвратится в более серьезной форме. Напротив, людям необходимо прямо объяснять серьезность ситуации и настраивать их на активное противостояние сложившейся ситуации, внушать мысль о возможности победы над кризисом.

Такое мероприятие, например, как отказ от единой мировой валюты (доллара) и переход на национальные валюты, кардинально положение не изменит. Нужно воздействовать на коренные причины глобального кризиса, а они связаны с биологией человека.

Поскольку кризис порожден надвигающейся угрозой исчерпания ресурсов, следует настраивать людей на необходимость ”жить по средствам”, то есть расходовать жизненные ресурсы на удовлетворение только тех потребностей, которые действительно жизненно необходимы. Это сэкономит материальные, энергетические и трудовые ресурсы и даст возможность направить их на борьбу с кризисом. К тому же одновременно улучшится экологическая ситуация. В этом же ключе находится использование энергосберегающих технологий.

Кроме того, необходимо резко активизировать поиски и реализацию способов получения энергии на основе нетрадиционных подходов, так как ”вре- мя не ждет”.

Чтобы эффективнее использовать человеческий потенциал и биоресурсы планеты, необходимо переходить от скученного городского проживания к более равномерному рассредоточению населения на территориях государств, обеспечив соответствующую инфраструктуру и высокую его занятость полезным трудом. К тому же это позволит более простыми способами восстановить утерянный при городском проживании биологический круговорот веществ.

Нужно более полно использовать продукцию, производимую биосферой, для удовлетворения потребности людей в пище. По-видимому, придется воздействовать на отдельные звенья биосферного круговорота, чтобы уменьшить потери биомассы в них и большее количество ее перенаправить на нужды человека. Однако делать это нужно очень осторожно, чтобы не уменьшить видовое разнообразие биосферы и не вывести ее из состояния динамического равновесия.

Следует активнее обживать новые незаселенные территории и среды обитания (океан), включив их в производство необходимых для человека продуктов, прежде всего пищевых.

Очень важно поставить под строжайший контроль и охрану все источники питьевой воды, дефицит которой уже дает о себе знать.

Не исключено, что придется, как это негуманно звучит по сегодняшним понятиям, проводить политику сокращения рождаемости, прежде всего в странах с ограниченными жизненными ресурсами, что является наименее болезненным способом ”укротить” экспоненту роста численности населения, нежели повышение смертности от голода и войн. Может быть, возникнет необходимость для стран вводить определенные ”квоты” на темпы прироста населения, увязав их с темпами прироста жизненных ресурсов в этих странах. Это повысит их активность в деле улучшения благосостояния своих граждан. Реализацию такого ”квотирования”должно проводить руководство каждой страны с учетом национальных особенностей и традиций.