Смекни!
smekni.com

Эребуни (стр. 1 из 3)

Содержание
1 История изучения
1.1 Отождествление урартского Эребуни с развалинами на Арин-Берде
1.2 Вопрос взаимосвязи Эребуни и Еревана
1.3 Другие результаты археологических раскопок

2 История Эребуни
2.1 Основание города (782 год до н. э.)
2.1.1 Национальный состав и религия Эребуни

2.2 Расцвет Эребуни (782—735 годы до н. э.)
2.3 Упадок Эребуни (735—600 год до н. э.)
2.4 Ахеменидский период в истории крепости (V—VI вв. до н. э.)

3 Устройство города
3.1 Устройство крепости
3.1.1 Внутренние помещения крепости
3.1.2 Архитектура крепости
3.1.3 Архитектура храмов
3.1.3.1 Храм бога Халди
3.1.3.2 Архитектура храма «Суси»

3.1.4 Монументальные росписи


4 Водоснабжение города
5 Наследие Эребуни
6 Эребуни в настоящее время
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки


Эребуни? ( Ирпуни?, Ирепуни?, урартск. URUer-bu-?-ni[1], арм. ????????) — древний город государства Урарту, развалины которого расположены на холме Арин-Берд на окраине современного Еревана в Армении. Эребуни был основан царём Урарту Аргишти I в 782 году до н. э. в качестве опорного пункта для закрепления урартов в Араратской долине. В связи с тем, что Эребуни располагался в непосредственной близости от Еревана, а также благодаря возможной этимологической связи слов «Эребуни» и «Ереван», Эребуни часто отождествляют с Ереваном, считая 782 год до н. э. годом основания Еревана, несмотря на то, что нет данных, указывающих на существование значимого поселения на месте Еревана в период с IV века до н. э. по III век н. э.

История изученияВпервые холм Арин-Берд привлёк внимание учёных в 1894 году, когда российский учёный А. А. Ивановский приобрёл у жителя окрестного села Чолмакчи (ныне район Еревана Старый Норк) камень с урартской клинописью. Местный житель, Папак Тер-Аветистов, утверждал, что нашёл его в 1879 году на холме Арин-Берд. Рисунок и приблизительный перевод надписи был вскоре опубликован М. В. Никольским[2]. Надпись на камне сообщала, что на этом месте урартский царь Аргишти I построил зернохранилище «ёмкостью 10 100 капи». Однако в течение длительного периода времени холм оставался без внимания археологов и только в 1947 году археологическая экспедиция под руководством Б. Б. Пиотровского, занимавшаяся в Ереване раскопками Кармир-Блура, провела на холме разведывательные работы. В 1950 году эта же археологическая экспедиция начала на холме систематические археологические раскопки[3]. Отождествление урартского Эребуни с развалинами на Арин-Берде25 октября 1950 года во время разведывательных работ армянский учёный К. Л. Оганесян обнаружил два базальтовых камня, покрытых клинописью. Один из этих камней сообщал о строительстве зернохранилища урартским царём Сардури II, а второй приписывал постройку крепости Эребуни царю Аргишти I. После этой находки появилась гипотеза о том, что холм Арин-Берд скрывает развалины древнего Эребуни, и с 1952 года на холме продолжились археологические раскопки, проводимые совместно уже двумя археологическими экспедициями: Институтом археологии и этнографии АН Армянской ССР и Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина под общим научным руководством Б. Б. Пиотровского. В связи с тем, что много предметов с надписью «Эребуни» были обнаружены при раскопках соседнего Тейшебаини, ещё некоторое время оставались сомнения, действительно ли Эребуни находился на холме Арин-Берд: существовала возможность, что табличка, обнаруженная Оганесяном в 1950 году, попала на холм случайно. Спустя 8 лет, в 1958 году, сомнения окончательно разрешились, и гипотеза получила окончательное подтверждение: во время археологических раскопок ещё одна надпись Аргишти I об основании Эребуни была обнаружена нетронутой, на камне, заложенном в древнюю стену. Таким образом, с 1958 года Эребуни был окончательно локализован на холме Арин-Берд[3][4].
Отрывок из «Хорхорской летописи» Аргишти I, повествующей об основании Эребуни
Летопись обнаружена в конце XIX века на Ванской скале, в Тушпе. Надпись повреждена пушечными снарядами Первой мировой войны.

Перевод отрывка: Величием бога Халди выступил я в поход на страну Хати[12] … … … По велению бога Халди Аргишти, сын Менуа, говорит: город Ирпуни я построил для могущества страны Биаинили и для усмирения вражеской страны. Земля была пустынной; ничего не было там построено. Могучие дела я там совершил. 6 тысяч 600 воинов стран Хате и Цупани я там поселил[13].


Источник

Национальный состав и религия ЭребуниЛетопись Аргишти I рассказывает о заселении Эребуни пленными из страны Хати[12]. Кроме этого один из храмов, находящийся в крепости, (так называемый храм «Суси»[14]) был снабжён необычной надписью Аргишти I, которая упоминала божество «Иварша», никогда больше в урартских текстах не встречавшееся.

Клинописная надпись у входа в храм «Суси»
Обнаружена в 1956 году.


Источник
Перевод надписи: Богу Иварша этот дом Суси Аргишти, сын Менуа, построил, Аргишти говорит: земля в этом месте была пустынной, ничего там не было построено. Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель Тушпа-города[15].

На основании этих данных учёные высказали предположение, что бог «Иварша» — это хетто-лувийское божество Иммаршиа, упоминающееся в хеттских клинописных надписях Богазкёя, а храм «Суси» был построен для воинов-переселенцев из стран Хати[12] и Цупани[16]. Недостаточность данных для этой аргументации породило альтернативную теорию о том, что храм «Суси» был построен ради божества местного населения Араратской долины, так называемых в урартских текстах жителей страны Аза[17]. Хотя вопрос о божестве Иварша остаётся открытым, учёные сходятся во мнении, что состав населения Эребуни с момента основания был многонациональный[3][17][18][19].В крепости также, вероятно с самого основания Эребуни, существовал храм бога Халди, главного бога Урарту. Этот храм занимал значительно большую площадь, чем храм «Суси», и являлся главным храмом Эребуни. В заключтельный ахеменидский период жизни Эребуни оба храма были расширены и перестроены в персидские святилища. Храм «Суси» был переделан в «Храм огня», а храм бога Халди в персидскую ападану[3][20].

Святилища Эребуни


Автор: EvgenyGenkin
Источник: собственная работа

Автор: EvgenyGenkin
Источник: собственная работа
Фундамент урартского храма «Суси» и (на переднем плане) обломки более позднего персидского «храма огня». С обеих сторон входа в храм «Суси» сохранились урартские клинописи царя Аргишти I. Восстановленная стена храма бога Халди с настенными росписями и элементами перистиля. Основания колонн на переднем плане — остатки персидской ападаны.

Расцвет Эребуни (782—735 годы до н. э.)Основание города Эребуни достигло своей цели: урарты успешно обосновались в Араратской долине. Первые шесть лет Эребуни оставался единственным урартским городом в Араратской долине, но в 776 году до н. э. Аргишти I основывает Аргиштихинили — ещё один крупный город недалеко от современного Армавира. Устройство Аргиштихинили демонстрирует, что этот город решал преимущественно хозяйственные, а не военные задачи. Таким образом, уже через шесть лет после основания Эребуни урарты прочно закрепились в Араратской долине и пожинали плоды своих хозяйственных деяний. Каналы, проложенные Аргишти I обеспечили землям необходимое орошение, и плодородные земли долины стали приносить богатые урожаи. В период с 782 по 735 годы до н. э. во времена царствования Аргишти I и его сына Сардури II было построено несколько крупных зернохранилищ в Эребуни. Подобное строительство в соседнем Аргиштихинили было ещё масштабней, а за Эребуни сохранялась военная власть и сила в регионе[21].

Примеры клинописных надписей о строительстве зернохранилищ в Эребуни
Надписи были обнаружены во время археологических раскопок 1967—1968 годов на камнях, заложенных в основание помещений. Хранятся в музее «Эребуни» в Ереване.


Источник: Неизвестно

Источник: Неизвестно
Перевод надписи:Аргишти, сын Менуа, это зернохранилище заполнил; здесь 10 тысяч 100 капи[22]. Перевод надписи: Величием бога Халди Сардури, сын Аргишти, это зернохранилище насыпал; 10 тысяч 100 капи здесь[22].

Упадок Эребуни (735—600 год до н. э.)Безоблачный период существования Эребуни закончился с началом заката Урарту. В 735 году до н. э. Сардури II на противоположном от Эребуни западном конце страны потерпел поражение от ассирийского царя Тиглатпаласара III. Это поражение оказалось переломным в истории Урарту. Приблизительно с 735 года до н. э. Урарту постепенно утрачивало своё могущество и свои владения. Хотя армии Ассирии, вечного соперника Урарту, никогда не проникали в урартские владения в Закавказье, последующие годы противостояния с Ассирией сильно ослабили урартскую армию. С другой стороны уже со времени царствования сына Сардури II, Русы I, участились нападения киммерийцев с северо-востока урартских владений на Араратскую долину. В результате хозяйственная деятельность в Араратской долине прекратила своё спокойное и мирное развитие, и были проведены административные реформы, затормозившие развитие и изменившие статус Эребуни и соседнего Аргиштихинили[18].Тем не менее, оба города продолжали существовать, по крайней мере, до падения Ассирии (609 год до н. э.) и времени правления Русы III, сына Эримены (период правления ок. 605—595 гг. до н. э.). Позиции Урарту в бывшем центре страны, в районе озера Ван, при Русе III сильно пошатнулись, и урартский административный центр вынуждено сместился в Закавказье. Эти события ненадолго вдохнули новую жизнь в Эребуни, сохранилась надписи Русы III о строительстве новых зернохранилищ в Аргиштихили и в Эребуни.