Смекни!
smekni.com

Стинг (стр. 1 из 2)

Английский рок-певец, композитор, гитарист (р. 1951)

Время от времени Стинг напоминает аудитории о существовании интереснейших пластов музыки. Не той, которую он и его коллеги обычно исполняют на концертах. Он подсматривает нетривиальные музыкальные идеи у Стравинского, вдохновляется темой Прокофьева, использует для названия очередного альбома строку из сонета Шекспира. Стинг как бы показывает: вот лестница, первые ступени которой занимает рок-музыка, но по этой лестнице можно пойти выше и запросто добраться до высот музыки классической.

Важной составляющей психологического портрета музыканта является его высокий дух. Стинг пользуется теми красками, которые заставляют широкую аудиторию впитывать все то, что еще 30—40 лет назад отторгалось — вспомните песню «Roll Over Beethoven» Чака Берри. Стинг — своеобразный популяризатор высокого искусства посредством рок-музыки.

Гордон Мэттью Самнер родился 2 октября 1951 года. После обучения на курсах работал учителем, играл в джазовых группах. Прозвище Стинг получил из-за приверженности к полосатому свитеру, в котором он был похож на пчелу. Поначалу его называли Стингер — «жалящий», а затем прозвище сократили до Стинг.

Музыкальному миру он стал известен как участник группы «Police», которая в период с 1978 по 1983 годы выпустила пять альбомов и получила три награды ГРЭММИ. В 1984 году участники группы объявили, что следующий год будет для них годом отдыха. Критики стали поговаривать о возможном распаде группы, но музыканты в интервью лишь отшучивались. Стинг, например, сомневался, стоит ли продолжать работать в коллективе, очередной альбом которого обречен на успех. Видимо, в подобных интервью он стремился намекнуть, что музыканты трио потеряли способность подавать новые творческие идеи. Самого же Стинга постоянно тянуло сделать что-то необычное.

В конце концов он пришел к заключению, что группе не обязательно распадаться, можно просто «заморозить проект» и не спешить заключать контракты на выпуск новых альбомов. Так и было сделано.

Сам Стинг стал искать пути для воплощения собственных творческих идей. В январе 1985 года он дал грандиозный прием в Нью-Йорке, на котором объявил, что открывает трехнедельную «мастерскую». На деле это было приглашением известным джазовым музыкантам прийти и сыграть вместе с ним, чтобы на основе новых знакомств сделать нечто иное. Каково же было удивление Стинга, когда на его приглашение откликнулись люди, на чьих записях он сам некогда учился.

В печати в это время каких-либо сообщений о распаде «Полис» не было. Более того: участники появляются вместе на престижной британской церемонии «British Photografic Industry Awards» 1985 года. Стало также известно, что группа в соответствие с ранее заключенным контрактом задолжала фирме «А&М Records» один альбом, поэтому в 1986 году в свет выходит сборник лучших композиций «Every Breath You Take: The Singles», который погашает долг.

Стинг же в это время был увлечен новым проектом. После работы в мастерской ему удается собрать новую команду, в которую вошли опытные музыканты из других именитых групп. Сам Стинг играл на ритм-гитаре и заявил, что проект имеет большой творческий потенциал, знаменуя для него возвращение к той музыке, которой он увлекался до «Полис».

Первый концерт новая команда дала 25 февраля 1985 года в Нью-Йорке. Воодушевленные теплым приемом, музыканты улетели на Барбадос в Карибском море, где приступили к записи альбома, впоследствии названного «The Dream Of The Blue Turtles». Альбом отмечен тщательными аранжировками и был записан на основе стиля джаз-рок. Интересны песня «Russians», написанная с использованием темы Прокофьева, и лирическая композиция «Moon Over Bourbon Street», сочиненная под впечатлением книги «Интервью с вампиром» Анны Райе.

Во время записи альбома не обошлось без происшествий. Так Стинг, увлекавшийся подводным плаванием, находился на глубине более 50 метров, когда в баллоне закончился воздух. Если бы музыкант, поддавшись панике, начал быстро всплывать, то непременно погиб бы от кессонной болезни. Однако Стинг, проявив выдержку, поплыл вдоль дна к инструктору, который находился неподалеку. Инструктор и Стинг всплыли вместе, дыша из одного баллона и сохраняя необходимую скорость подъема.

Презентация нового альбома состоялась в Париже. В это же время очередная подруга Стинга Труди Стайлер родила ему мальчика, которого назвали Джейком. У Стинга это был уже четвертый ребенок. «Новая группа, новый альбом и новый ребенок», — так оценил восхищенный отец совпадение всех этих событий.

Стинг не ошибся в предположениях: творческий потенциал новой команды был действительно велик. Альбом занял третье место в хит-параде Великобритании и был высоко оценен критикой. Вслед за презентацией программы последовало мировое турне по Японии, Америке, Канаде и Европе, которое закончилось грандиозным концертом в престижном лондонском зале «Albert Hall».

О новой группе Стинга в 1986 году был снят документальный фильм «Bring On The Night». Первую часть фильма составили кадры, сделанные на райних репетициях во Франции, а вторая часть представляла собой видеозапись одного из концертов. Вместе с фильмом вышел и одноименный концертный альбом. В 1986 году участники группы «Полис» предприняли попытку собраться вместе, но в результате записали лишь новую версию песни «Don't Stand So Close To Me».

В 1987 году Стинг записал второй сольный альбом, который подтвердил закономерность успеха первого. В качестве названия Стинг выбрал строчку из 130-го сонета Шекспира — «...Nothing Like The Sun» («Непохожий на солнце»). Правда, в группе произошли изменения: из прежнего состава остались лишь саксофонист и пианист, зато добавились Марк Нопфлер из группы «Dire Straits», Эрик Клэптон и другие музыканты. Песни для новой программы Стинг написал в Нью-Йорке, проживая там в течение трех месяцев в полном одиночестве. «По своей натуре я склонен писать песни один», — говорил музыкант о своем решении.

Во время записи альбома певцу было суждено пережить страшный удар судьбы: в июне 1987 года он узнал, что его мать находится при смерти. Вышедший альбом был посвящен памяти матери, открывала его песня «Lasarus Heart» («Сердце Лазаря»), явно навеянная безрадостным событием. Многие песни альбома посвящались разным людям, сыгравшим ту или иную роль в жизни и творчестве музыканта. Так, композиция «Englishman In New York» («Англичанин в Нью-Йорке») была посвящена памяти Квентина Криспа, друга Стинга, о котором музыкант с грустью говорил: «Он едва ли не самый смелый человек изо всех, кого я когда-либо встречал». Другая песня была написана под впечатлением увиденного в Чили: вдовы и женщины, потерявшие сыновей и отцов в годы диктатуры Пиночета, танцевали поодиночке с приколотыми на груди фотографиями погибших. Все это происходило перед зданием тюрьмы или правительственными офисами. Впрочем, были в альбоме и радостные песни, как, например, «We'll Be Together», которую, правда, Стинг не любил из-за того, что она первоначально была задумана для рекламы пива в Японии. Музыкальный стиль в этом альбоме смещается к поп- и рок-музыке с элементами фламенко и стиля рэггей. Альбом, вышедший в октябре 1987 года, занял верхние строчки ведущих хит-парадов мира.

Скоро Стинга подстерег новый удар судьбы: смерть отца. Несмотря на скорбное известие, певец предпринял мировое турне, основанное на материале только что записанного альбома. Певец полагал, что работа — лучшее противоядие от горя. Турне началось грандиозным концертом на самом большом в мире футбольном стадионе в Рио-де-Жанейро, вмещающем 200 тысяч зрителей. Последующие гастроли наглядно подтвердили высокую репутацию музыканта. Интересно, что в Испании и Португалии в 1988 году вышел компакт-диск «Nada como el son» — своеобразная мини-версия альбома «...Nothing Like The Sun». Компакт-диск содержал пять песен, записанных на испанском и португальском языках.

Следующий альбом вышел только через три года: смерть родителей все же вызвала у музыканта творческий застой. Стинг не мог выдавить из себя, как он говорил, «ни одной новой строчки, ни одного аккорда». Такое состояние всерьез беспокоило музыканта, однако он старался не поддаваться панике. В феврале 1991 года вышел несколько меланхоличный альбом «The Soul Cages», посвященный отцу. Морская тематика альбома была вызвана тем, что детство Стинга прошло в Ньюкастле, городе кораблестроителей. Певец продолжает отдавать предпочтение высоким и нетривиальным темам. Например, песня «Island Of Souls» основана на романтической истории о душах моряков, томящихся на дне морском... В хит-параде США альбом занял 2-е место, в Великобритании — 1-е. Вслед за выходом альбома последовало очередное турне, а после гастролей компания «А&М Records» выпустила малым тиражом акустический концертный мини-альбом «Acoustic Live In Newcastle», записанный 20 апреля 1991 года и сразу ставший раритетом.

Следует отметить, что последний альбом дался Стингу с большим трудом. Певец всерьез сомневался, сможет ли творить далее, однако в марте 1993 года вышел его очередной альбом «Ten Summoner's Tales», который показал, что его автор в очередной раз преодолел творческий застой. Новый альбом добрался до второй позиции в хит-парадах как Америки, так и Великобритании. После его выхода состоялось очередное гастрольное турне, и популярность Стинга вновь резко возрасла. Не последнюю роль тут сыграл придирчивый отбор текстов песен, чем не часто балуют аудиторию рок-авторы.

Когда замолчала группа «Полис», считали, что Стинг выдохся, однако музыкант всегда умел находить действенные пути для выхода из кризиса. Впрочем, кризисных ситуаций как таковых у него в целом и не было. Были этапы осмысления, пересмотра сделанного. Каждым новым альбомом музыкант доказывал свой творческий потенциал. По крайней мере, весьма интересна и последняя работа Стинга, названная «Brand New Day». Альбом датирован 1999 годом.

Стинг вновь начал работу над ним с приглашений, которые отправил знакомым музыкантам. Он звал всех приехать на виллу в Тоскани, что в Италии: «Приезжайте на несколько недель. Солнце светит. У меня есть немного хорошего вина...» Среди тех, кто откликнулся, был Стиви Уандер, который сыграл в альбоме на губной гармошке. Об этом музыканте восхищенный Стинг вспоминал позже: «Стиви является символом для всех музыкантов моего поколения. Существо более высокого порядка, чья музыка повлияла и до сих пор влияет на многих людей... Я был очень взволновал его согласием. Он пришел в студию и одарил нас энергией, которую я и хотел отобразить в альбоме, оптимизмом, которого у него так много...»