Сейчас в мире около 75 млн. лютеран, 192 млн. лютеранских церкви. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирный лютеранский союз.
Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально - этические проблемы. Лютеранские церкви принимают участие в экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др.
4.2.Кальвинизм.
На втором месте по численности приверженцев после лютеранства остается как это было и раньше, кальвинизм. Жан Кальвин ( 1509 - 1564 гг. ) - один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города ( 1541 г. ) , добился подчинения светской власти церкви. Основанная Кальвином система протестантизма - кальвинизм - выражала требования "самой смелой части тогдашней буржуазии " ( Ф.Энгельс ). Основы кальвинизма - учение о божественном предопределении одних людей к "спасению"и других к "осуждению". Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно Ж.Кальвину, верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он "божий избранник". Каливинизм оправдал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления. Это нашло свое отражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Для Кальвина была характерна религиозная нетерпимость к инакомыслящим. По его приказу сожгли ученого Сервета ( 1553 г. ). Основное произведение Ж.Кальвина - "Наставление в христианской вере " ( 1536 г. ).
Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних людей предназначил "к спасению", т.е. к рабскому блаженству, а других к "погибели" - мукам ада. Он разъяснял : если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскрываются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.
Таким образом, выходило, что человек достигает богатства не посредством эксплуатации других людей, не с помощью обмана, насилия, а в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что ни один верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим богом.
Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления : реформатовство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины.
Конгрегационализм ( от лат. - "соединение" ) сложился еще во времена реформационного движения в Англии как течение, оппозиционное англиканской церкви. Отличительную его особенность составляет принцип независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины - конгрегации. Призывая к возрождению раннехристианского строя религиозной жизни, конгрегационамисты полностью первоначально отвергали иерархию.
Наибольшее развитие конгрегационализм получил в Северной Америке.
Конгрегационамисты ведут активную проповедническую и миссионерную деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение раннего христианства. Существует в качестве всемирного центра конгрегационамизма Информационный конгрегационамистический собор.
Подобное учение, т.е. кальвинизм в целом, подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными.От каждого человека Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась заветом:"молись и работай!" Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях. Кальвинистов зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь.Вскоре они получили прозвище "пуритан"(от лат. "purus"- чистый) - ревнителей чистой жизни.
Строжайшая, доходящая до скаредности бережливость позволяла им выгадывать каждый грош, чтобы, накапливая деньги,снова и снова пускать их в оборот ради новой прибыли, владевшей всеми помыслами пуританина.
Женева времен Кальвина жила размеренной жизнью. С 9 часов вечера во всех окнах гас свет, и позднее этого часа никто не смел появляться на опустевших улицах. Если кто-то дерзал оспаривать учение Ж.Кальвина его постигала кара и даже смерть. Он также выдвигал и политические идеи, говоря, что государи поставлены богом над народами в наказание за людские грехи, разъясняя,что бог может вразумить народных представителей обойтись без монарха, и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное богу дело. Не удивительно, что участники ранних буржуазных революций в ХVI в. в Голландии, а в ХVII в. в Англии выступали под знаменем кальвинизма, учения, которое оправдало борьбу молодой буржуазии против феодального абсолютизма.
4.3. Англиканство.
Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т.д., всего в 16 странах. С 1867г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, обьединяются Англикантским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую. Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы.
Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.
В США англиканство представлено Протестанской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий симодальный орган входят представители клира и прихожан.Епископальная церковь США ведет большую мессионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
4.4. Старокатолики.
К протестантам относят и старокатоликов - сторонников отколовшихся от римско
- католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1840 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную раннее в Голландии Утрехтскую церковь. В настоящее время старокатолицизм представлен несколькими самостоятельными церквями. Основные его центры - ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Старокатолические церкви обьединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный Совет церквей. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд моментов из католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. Во всем этом старокатолики особенно близки к англиканам, с которыми они поддерживают постоянные контакты.
4.5. Меннониты.
К числу сложившихся еще во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта меннонитов. Она возникла в Северной Германии. Ее основателем был голландец Менно Симоне. Источником вероучения меннонистов является написанный им"Фундамент истинной христианской веры ". Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов. Меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед "Священным писанием". Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. К основополагающим канонам меннонистического учения относятся принципы : покаяния в грехах, крещение по вере,омовение ног, церковные отлучения, отказ от воинской службы и ряд других догматов,ставящих меннонитов в ситуацию самоизоляции от общества, в особенности от государства.
В настоящее время секта меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе; имеются меннониты и в ряде районов нашей страны. Сейчас в мире насчитывается около полумиллиона меннонитов. Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров . Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение, меннонистские миссии можно встретить почти во всех странах мира.
4.6. Баптизм.
Большое место в системе протестантистских церквей занимает баптизм. По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестантистскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т.п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип "оправдания верой". Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности.В их вероучение отчетливо выделяются элементы архинианства, признающего свободу воли человека. Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены у них молитвенными собраниями ; крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.
Источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет). Баптисты не признают святых, монашество, сосредотачивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который своей жертвой спас грешников. Главный принцип " Жить в мире, но быть не от мира сего ", т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать " небесному жениху " - Христу. Особое значение баптисты придают проповеди своей веры, которую вести обязан каждый ( принцип всеобщего священства ), особенно среди детей и молодежи. За последние десятилетия численность баптистов в нашей стране в целом медленно, но постоянно увеличивается.