вали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще
не были жестко отделены от массы верующих.
К существенным изменениям в характере религиозных верований
привело разложение родоплеменных отношений и углубление социаль-
ной дифференциации внутри племен. Со временем в руках отдельных
общинников начинают накапливаться материальные богатства, в их
77
подчинение попадают рядовые соплеменники. Выделение вождей и
усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сак-
рализации, они становятся объектом религиозного почитания не только
после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри пле-
мен и формирование племенной аристократии тоже нашли свое отра-
жение в содержании религиозных представлений. Ранее аморфные и
безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде-
ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах
воспроизводит социальную иерархию. Полидемонизм - почитание
множества духов - вступает в свою завершающую стадию.
На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почита-
емых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков,
местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышаться
более могучие божества, влияние которых не ограничивается мест-
ными, индивидуальными или племенными условиями. Хорошей иллю-
страцией становления политеизма могут служить религиозные
представления кондов - дравидских племен, обитающих в горных
районах Индии. Мир кондов населен огромным количеством местных
духов, они управляют природными явлениями и влияют на челове-
ческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей,
которые стали божествами - покровителями племен. Выше их стоят
шесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодо-
родия, бог охоты, бог войны, бог - судья умерших. Еще выше этих
богов стоят бог солнца Бура Пенну и его жена, могучая богиня земли
Тари Пенну.
Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые
были связаны с небом или небесными явлениями (Тянь - в Китае,
Ра - в Египте, Индра и Шакра - в Индии). Но эти боги не были
бесформенными существами, они были богами - зооморфитами, ан-
тропоморфитами, социоморфитами.
Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд
с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь
(небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами
и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине
земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с моль-
бой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древ-
негреческой религии олицетворением земли была Гея, которая
породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана - божество,
олицетворяющее небо.
Важное значение в политеистических системах имели боги-
воители, что было связано с истребительными войнами, характерными
для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому
обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен,
образование племенных союзов. Соответственно этому происходил
синтез религиозных представлений. Во главе политеистического
78
пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется
генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в
том, что, признавая существование многих богов, та или иная
общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь
одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается
всего один шаг до монотеизма.
В период перехода от родоплеменного строя к классовому
обществу произошли существенные изменения и в сфере религиозной
практики. Отношение к богам стало отличаться от отношения к
духам умерших людей и безличным духам природы, скроенным по
образцу духовной природы человека. Если на ранних этапах развития
человеческого общества отношения с душами умерших и духами
рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения
людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают
характер общения несоизмеримых по своему статусу существ.
Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные
жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам
высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь
богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регла-
ментироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны
жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих
и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких
мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наслед-
ственной профессией, что было связано с эзотерическим характером
жреческого знания, передающегося из поколения в поколение.
Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся
средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с
храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти
укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.
Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается
в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, откры-
вается новая страница в истории религии, страница, повествующая
о развитии и функционировании религиозных систем государственно
организованных народов.
Глава VII
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
§ 1. Индуизм
Индуизм - религиозная система, теснейшим образом связанная
с историей и специфической социальной структурой народов Южной
Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700
млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной
79
Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство
составляют индуисты и в королевстве Непал.
Возникновение, эволюция, Процесс синтеза нескольких этнокультур-
основные направления ных компонентов, в результате которого
возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи
лет назад; системообразующим фактором стала религия древних
арьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, ха-
рактерных для периода становления классового общества (опреде-
ляемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах -
сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболее
существенными чертами этого комплекса можно считать представ-
ления о принадлежности последователей ведической религии к одно-
му из трех сословий-варн ритуально полноценных людей,
"дваждырожденных" арьев, идею об общении их с миром богов через
посредника - жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуа-
лу, описанному в Ведах, жертву богам.
К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения пле-
менного общества, становления государств, включения все новых эт-
носов в процесс складывания индийской культуры, архаичность,
племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе
ведических представлений религиозно-философской системы, опре-
деляемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной,
ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана),
- стали помехой для общественного развития. Не соответствовал
брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, став-
шей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского
общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные
связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому
ритуалу.
Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, вы-
держав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точ-
нее - уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные
потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием
с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив пред-
ставления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брах-
мана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в
качестве священных текстов (но снабдив их многочисленными ком-
ментариями), индуизм тщательно проработал понятия перерождения
души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), опреде-
ляемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы,
касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чисто-
той индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же
правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело-
века и влекло не только прижизненное наказание (например, исклю-
80
чение из касты ж лишение прав состояния), но и рождение в сле-
дующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне
социума (в группе внекастовых "неприкасаемых" - изгоев общества)
или в образе животного.
Освоение- индийской цивилизацией обширной племенной
периферии, включение в систему общественного разделения труда все
новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нор-
мативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем бо-
лее эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы.
Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с
мифологической сложностью и множественностью пантеона. Социаль-
но объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знаю-
щего священные тексты, всеобщность закона воздаяния - кармы,
почитание коровы. Мифологическая пестрота упорядочена через пред-
ставление о воплощениях богов - аватарах, их явлениях - манифес-
тациях. Обряды поклонения богам могут быть самыми
разнообразными, фактически ритуализованы (и подконтрольны брах-
манам) многообразные социальные и даже физиологические прояв-
ления жизни. Очередное пребывание человека в этом мире