[62] «Церковный вестник» в 1875–1887 гг. был журналом, издававшимся Петербургской Духовной Академией, в котором Святейший Синод публиковал свои указы, циркуляры и другие распоряжения. С 1888 г. Святейший Синод получил свой собственный журнал, выходивший два раза в месяц, который назывался «Церковные ведомости» и был разделен на две части: в первой печатались официальные документы, вторая часть носила заглавие «Прибавления», где публиковались различные материалы: проповеди епископов и священников, некрологи, хроники и статьи пастырского и церковно-исторического содержания, иногда научного, но чаще популярного характера. Эта часть журнала также весьма важна для нас. «Епархиальные ведомости» выпускались во всех епархиях.
[63] Вернадский. Ук. соч. С. 160 и след.
[64] Об Уставе духовных консисторий см. § 6 и 11.
[65] См. библиографию к отдельным параграфам; важнейшие труды: Барсов, Булгаков, Чижевский, Ивановский, Калашников, Малиновский, Нечаев, Проволович.
[66] СПб., 1869–1911.
[67] СПб., 1889–1912.
[68] СПб.—Пг., 1910–1915.
[69] Пг., 1915.
[70] Пг., 1915.
[71] Материалы по истории Русской Церкви за время царствования императора Николая I, в: Сборник. 113. 1 и 2.
[72] СПб., 1869–1914.
[73] Описание рукописей архива Святейшего Синода / Изд. А. И. Никольский и А. И. Соболевский. Т. 1, 2. Ч. 1 и 2. СПб., 1904, 1906, 1910; Дела Комиссии духовных училищ, 1808–1839. СПб., 1910; Описание архива
Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого. СПб., 1903–1911. 2 т.
[74] Зачастую отчеты составлялись сразу за два года: 1888–1889, 1890–1891, 1892–1893, 1894–1895, 1896–1897, 1903–1904, 1905–1907, 1908–1909, 1911–1912. По периоду 1840–1891 гг. есть очень полезная книга И. Преображенского «Отечественная Церковь по статистическим данным, 1840–1891 гг.» СПб., 1897, где приложены статистические данные отчетов по различным отраслям церковного управления, что дает весьма наглядную картину; см. также: Herman A. De fontibus (1936).
[75] См. библиографию в списке литературы под рубрикой «Филарет Дроздов», где указаны важнейшие собрания.
[76] Много писем публиковалось в первую очередь в следующих журналах: Прав. об., Прав. соб., БВ, Русс. ст., Русс. арх., ТКДА, Христ. чт., Чтения и др.; здесь же и многие документы официального характера. Записки иностранцев, посещавших Россию во времена Петра I или проведших в ней долгое время, с высказываниями о церковной реформе Петра или ее оценками, рассматриваются во введении к книге П. В. Верховского «Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент». 1 (1906). С. III–XVI, см. т. 2 настоящего труда, где речь идет об историографии Русской Церкви.
[77] Савва. Хроника (см. библиогр.).
[78] Никанор (см. библиогр.).
[79] Порфирий Успенский (см. библиогр.).
[80] Победоносцев (см. библиогр.).
[81] Отзывы и Журналы см. в библиографии. Из 4-х томов Отзывов были сделаны сводки по отдельным темам, изданные под названием «Сводки отзывов преосвященных по вопросу церковной реформы». СПб., 1906. [82] Эта литература будет специально обсуждаться во 2 томе, в параграфе, посвященном планам реформы 1905–1906 гг.
[83] С начала 60-х гг. до 1900 г. было основано 17 церковно-археологических комитетов; между 1900 и 1914 г. к ним добавились еще 40 (Библиографическая летопись. 1. СПб., 1914. С. 133; Отчет... за 1911–1912 год. С. 220 и след.).
[84] «Епархиальные ведомости» представляют главным образом исторический материал из архивов консисторий или из частных собраний, касающийся, прежде всего, истории соответствующей епархии. См.: ПБЭ. 5. Стб. 451–454. [85] Важные публикации встречаются в «Известиях» архивных комиссий Новгорода, Владимира, Вятки, Рязани, Твери. Общество Нестора летописца при Киевском университете публиковало в своем серийном издании «Чтения в Обществе Нестора летописца» материал по истории украинских епархий. Общество истории, археологии и этнографии при Казанском университете выпускало очень ценные собрания актовых источников и ряд монографий по церковной истории Поволжья.
[86] Все духовные академии имели свои собственные журналы: Петербургская — «Христианское чтение» (1821–1917); Киевская — «Труды Киевской Духовной Академии» (1860–1917); Московская — «Прибавления к Творениям святых отец» (1843–1891) и «Богословский вестник» (1892–1917; в 1918 г. появилась только тетрадь 1); Казанская — «Православный собеседник» (1855–1917, в 1918 г. — лишь тетрадь 1). Все эти журналы печатали научные статьи, часто очень большого объема. При этом в Христ. чт. встречаем главным образом церковно-исторические исследования, в БВ — богословские сочинения, а в Прав. соб. — статьи по истории миссионерской деятельности среди инородцев Поволжья. Киевские «Труды» содержат много монографий о епископах украинских епархий, а также по истории Киевской Духовной Академии. Московский журнал «Православное обозрение» (1860–1891), частное издание протоиерея П. А. Преображенского, интересовался в особенности вопросами, связанными с деятельностью и жизнью приходского духовенства; много места уделялось здесь истории Восточной Церкви в целом, в первую очередь — в православных славянских странах; разделы «Хроника» и «Церковные известия» содержат много важных фактов. Основанное белым духовенством в Москве Общество любителей духовного просвещения имело свой собственный журнал — «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863–1916). Здесь, наряду со всевозможными сочинениями не всегда научного характера, имеется большой материал по истории проповедничества, а также много собраний писем. Харьковская духовная семинария издавала журнал «Вера и разум» (1889–1917), где обсуждались главным образом вопросы богословско-философского и апологетического характера. Истории сектантства были посвящены «Миссионерский сборник» (Рязань, 1890 и след.) и «Миссионерское обозрение» (СПб.—Пг., 1896–1916). О других многочисленных журналах религиозно-этического содержания будет сказано ниже, когда во 2 томе пойдет речь об истории пастырской деятельности. О журналах см.: ПБЭ. 5. Стб. 605–610; Лисовский Н. Библиография русской периодической печати 1703–1900 гг. Пг., 1915; Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928.
[87] О труде Платона Левшина см.: Соловьев С. М. Писатели русской истории XVIII века, в кн.: Сочинения (б. г.) и в: Архив историко-юридических сведений, изд. Калачевым. 2. 1 (1855); Голубев С. Т. Начало систематической обработки русской церковной истории, в: Киев. унив. изв. 1885. № 4; Карташов, в: Христ. чт. 1903. № 6.
[88] О Евгении Болховитинове см.: Абрамович Д. И. Памяти митрополита Евгения Болховитинова, в: Исторический архив. 1 (СПб., 1919). С. 190–223 (библиогр.); История российской иерархии. Т. 1 (М., 1807), 2 (1810), 3 (1812), 4 (1814), 5–6 (1815).
[89] Об Иннокентии Смирнове см.: Лебедев А. П. Два пионера церковно-исторической науки у нас, в: БВ. 1907. № 5. С. 122–152; Карташов. Ук. соч. Митрополит Евгений Болховитинов, который сам допускал немало ошибок в своих сочинениях (У Троицы в Академии. М., 1914. С. 320), очень резко критиковал сочинение Иннокентия: Письма, в: Русс. арх. 1889. № 7. С. 148; и наоборот, Филарет Дроздов отзывался о труде Иннокентия весьма положительно (Собр. мнений. 1. С. 352).
[90] История Российской Церкви. СПб., 1838. 2-е изд.— 1840, 1845; английский перевод: Mouravieff. History of the Russian Church. London, 1852; немецкий перевод: Murawiew. Geschichte der russichen Kirche. Karlsruhe, 1857.
[91] О Филарете Гумилевском см.: Карташов. Ук. соч.; Глубоковский. С. 44 и след. Филарет. История Русской Церкви, пятый период. М. 1848. 5-е изд.— 1884, 6-е изд.— 1894; Филарет. Обзор русской духовной литературы (2 т. 1859. 3-е изд.— 1884) дает также много библиографического материала за 1700–1863 гг., хотя небезошибочного и, к сожалению, неполного. См. также: РБС. С. 80 и след. О других сочинениях Филарета будет сказано во 2 томе, когда пойдет речь о русской богословской науке.
[92] Добронравин К. (впоследствии Псковский епископ Гермоген). Очерк истории Русской Церкви от начала христианства в России до настоящего времени. СПб., 1863 (430 с., кратко касается эпохи Николая I); Денисов И. Очерк истори Русской Церкви. СПб., 1874; Лавров А. (впоследствии архиепископ Литовский). Очерк истории Русской Церкви. М., 1880. 5-е изд.—
1902 (263 с.); Малицкий В. А. (преподаватель Тульской семинарии).
Руководство по истории Русской Церкви. 1 (988–1589). Тула, 1888; 2 (1589–1700). М., 1889; 3 (синодальный период). М., 1889.
[93] О развитии русской историографии в XIX в. см.: Рубинштейн Н. Л. Русская историография. М., 1941.
[94] История царствования Петра I. 1–3 (СПб., 1858); 4. 1–2 (СПб., 1863), 5 (не вышел); 6 (СПб., 1859); тома 1–4 охватывают период до 1706 г., т. 6 (царевич Алексей Петрович) — до 1718 г. В каждом томе имеется дополнение, где приведены документы, касающиеся в том числе истории Церкви; 2-я часть 4 тома содержит только документы.
[95] Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868, в: Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности имп. Академии наук. Т. 5. См. пространные рецензии на работу Чистовича: Пекарский П. П., в: 34-е присуждение премий П. Н. Демидова. СПб., 1868. С. 117–143 (еще на основе рукописи); он же, в: Отчет о 10-м присуждении наград графа Уварова. СПб., 1868. С. 13–35; Сухомлинов М. И., в: ЖМНП. 1869. Ч. 142. С. 257–305; Пыпин А., в ВЕ. 1869. 3. С. 791–818; ср.: Карташов, в Христ. чт. 1903. № 7. С. 86 и след.