Смекни!
smekni.com

Единство противоположностей: краткий анализ антиподальных пар на логическом уровне. (стр. 2 из 3)

Христианство: "Поступайте с человеком так же, как вы хотите, чтобы он поступил с вами". Евангелие от Луки, 6:31.

Ислам: "Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя". Сунна.

Даоизм: "Хороший человек должен жалеть о злонравных поступках других; смотреть на удачи других, как на свои собственные, и на их беды так же, как на свои". Тай-Шанг.

Конфуцианство: "Максимум доброты - это не делать другим того, что не желаешь себе". Аналект, XV, 23.

Бахаизм: "Он не должен желать другим того, что не желает себе и не обещать того, что не сможет выполнить". "Крупицы".

Доброжелательность - важнейшая черта характера северного человека. Потому, что она предполагает постоянную готовность к взаимопомощи, особенно высоко ценимую в экстремальных условиях жизни в арктике и субарктике. Баха-Улла завещал нам "Высказывайте друг другу снисхождение, благожелательность и любовь. Если кто-то среди вас не может уяснить некую истину и тщиться постичь ее, проявляйте в беседе с ним дух крайнего мягкосердечия и доброй воли. Помогите ему узреть и признать истину, нимало не считая себя выше или одареннее его."[Крупицы, 1994, с. 15].

Диаметрально противоположным является злопыхательство - удовлетворение личных амбиций за счет чужих несчастий, чужого горя или хотя бы воображения того, что кому-то плохо. Однако, в первую очередь злопыхательство - несчастье как раз для того человека, в характере которого заложена эта черта. Ибо удовлетворение чужим несчастьем кратковременно, а оторванность от других людей, неразделенные ни с кем свои собственные проблемы остаются для завистливого человека, радующегося чужому горю постоянными.

Бескорыстие - корыстолюбие. Две категории плавно переходящие одна в другую, меняющиеся в своей значимости во времени и в зависимости от обстоятельств жизни общества. В сложнейших материальных обстоятельствах, в которых оказались граждане России в последние годы, особенно ярко проявилось корыстолюбие людей, приближенных к власти и получивших возможность улучшать свое благосостояние не трудом, но используя свое служебное или общественное положение. Улучшать за счет своего собственного народа, сограждан, многие из которых находятся далеко за гранью бедности. Таким образом, корыстолюбие стимулирует дальнейшее усиление дифференциации богатства и бедности, не способствующее консолидации общества. А лишь усиление в нем социальной напряженности.

Однако, и в эту пору, мы видим, и не мало, людей и организаций бескорыстно помогающих различным фондам, детским домам и больницам, телевизионным программам и передачам, даже научным разработкам и внедрению их в практику производства. Бескорыстное благотворительное и меценатское движения постепенно приобретают размах, приближая нас к дореволюционным традициям. Однако нельзя не заметить в этой связи, что истинно бескорыстен лишь тот, кто делится не от богатства, а лишь от возможностей что-то выделить от своего невеликого состояния.

Милосердие - жестокосердие. Способность к сопереживанию, готовность оказать при необходимости помощь, к чем-то отказывая себе особенно ярко проявляются в периоды социальных катаклизмов, когда в крайне неблагоприятном положении оказывается множество людей, изгнанных или ушедших из родных мест, потерявших дом, родных и близких. Именно на этой основе возникают семейные детские дома, милосердие движет молодыми людьми, помогающими старикам, инвалидам, больным людям, не способным к самообслуживанию. На встрече малочисленных народов в парке Кеннаи на Аляске в 1995 году мы встретили молодую супружескую пару, которая воспитывала пятерых малолетних детей, больных детским церебральным параличем. Дети посменно висели на руках своих приемных родителей, ковыляли рядом с ними, держась за руки и все время, в продолжении десяти дней они были вместе. Даже если эти родители обеспеченные, а может быть и богатые люди, воспитание стольких больных детей - великий подвиг бескорыстия и человеколюбия. Если же судить об уровне государственного милосердии по отношению государства к своим гражданам-инвалидам, то наша Россия перед ними находится в неоплатном долгу. Однако пока сильны традиции социалистического прошлого, она продолжает быть жестокосердной не только в отношении инвалидов, но, пожалуй, всех своих граждан, особенно пенсионеров, учителей, врачей, студентов, молодых ученых...

Любовь к природе - прагматическое отношение к природе и ее ресурсам. Выше уже говорилось о беспредельно прагматическом отношении к природе в бывшем СССР и тех экологических проблемах, которые возникли даже на территориях, казалось бы не несущих значительной производственной нагрузки. В частности, это относится к Вилюйской и заречной группам улусов в Республике Саха (Якутия), ко многим нефтегазоносным регионам российского Севера, Башкортостана и Татарстана, к территориям, примыкающим к предприятиям цветной металлургии, химии, нефтехимии, транспортным магистралям. Природа и ее интересы всегда были на задворках отечественной экономики, где они остаются и по сие время. И никак не доходит до руководителей Российского государства и всех государственных собраний простая мысль, что построить благополучное общество на разрушенной природе и исчерпанных ресурсов никому не дано.

Любовь к детям - безразличие к детям. Любовь к своему потомству, выпестывание родившихся, их подготовка ко взрослой жизни - основа всего живого, залог самой жизни. Потому нравственно все то, что делается для нормального роста, физического, психического и интеллектуального развития ребенка, если эти действия не приносят ущерба для других детей или людей. Однако именно у людей их собственные дети способны подчас вызывать неприязнь, нежелание уделить им требуемое время, оказать необходимое внимание. И это в лучшем случае. Пьющие родители, сожители, соседи, порой вышвыривают детей на улицу, выгоняют из дома, пропивают квартиры, оставляя свое потомство без средств и шансов на существование. Не уделяет должного внимания детям и государство. И вот уже в стране, претендующей на титул великой державы, на начало 1998 г. оказывается более двух миллионов беспризорных детей и только в ее столице их более пятисот тысяч. И бродят бездомные дети по стране, проживают в технических этажах, подвалах и на чердаках зданий, не учатся, болеют без оказания им медицинской помощи, живут попрошайничеством, воровством, проституцией.

Однако, и во многих благополучных семьях низкий прожиточный уровень не дает возможным обеспечить нормальное физическое и умственное развитие ребенка у которого возникают трудности в школе и тем более - дальнейшем образовании. Трагическая картина трагического состояния российского детского населения. Невольно вспомнишь английский опыт организации семьи - вступать в брак лишь тогда, когда есть где жить на что содержать семью. Может быть этот опыт стоит перенять?

Уважение к женщине - пренебрежение к женщине. Отношение к женщине изначально отражало собой духовно-нравственный уровень общества или, по крайней мере отдельных его слоев. В памяти человеческой навсегда запечатлено преклонение перед любимой в Книге песни песней Соломона, любви - в шекспировском Ромео к Джульете, преданности в Дон-Кихоте Сервантеса. Н.Корякина [1997] предлагает вниманию читателей отрывки из опубликованных писем выдающихся мужчин XVIII-XIX веков: Герцена, Гюго, Наполеона, Пушкина, Чернышевского, написанных женщинам, полные безмерной любви, уважения, потребности быть вместе или безграничного сожаления, что это не может состояться. Поразительны глубиной содержания и доверия письма жене, написанные В.И.Вернадским.

Женщина - жена, мать, хранительница домашнего очага, во все времена и у всех народов была уважаемым и оберегаемым человеком. Такое к ней отношение отвечало фундаментальному экологическому предназначению женщины в человеческой популяции - рождать детей, выращивать и воспитывать их, во всяком случае в раннем возрасте. Выполняя это природное предназначение, женщина тем самым продлевает род семейный и человеческий. С другой стороны, подобное положение в чем-то ограничивало иные возможности женщины, в частности работы и заработка, участия в общественных делах. Оно, это положение, сделалось особенно нетерпимым в нашем социалистическом государстве, в котором заработка мужчины оказалось недостаточным, чтобы прокормить семью. То обстоятельство, что женщине пришлось включиться в процесс производства материальных благ и культурных ценностей, в работу общественных организаций материализовало мечту женщины о полной эмансипации. Однако эмансипация женщин была реализована Октябрьской революцией в совершенно извращенной форме: женщин стали постоянно, вместе с мужчинами, пpивлекать на тяжелую физическую, чисто мужскую, pаботу, на работу во вредных цехах химических производств, в результате чего женщины болели, лишались свей репродуктивной функции, не говоря уже о женственности и мягкости характера. В любой организации и на производстве в женщине видели только работницу, сотрудницу, в лучшем случае коллегу, и не более того. Потому, взирая на семейные обстоятельства, ее можно было на общих основаниях определить на сменную работу, в ночное дежурство, отправить в командировку. Подобное прагматическое отношение к женщине со стороны государства привело к столь значительному ущербу их восприятия со стороны мужчин, что даже законодатели, заседающие в Государственной думе России и формирующие законы российского государства, позволяют не только непарламентские выражения в отношении сидящих рядом женщин - депутатов думы, но и рукоприкладство, свидетельством чему была неоднократно многомиллионная телевизионная аудитория. Все это не могло не отразиться и на отношение к женщине в семьях, прежде всего со стороны мужей, которые видели в женщине уже не хранительницу домашнего очага, а днем - прислугу, ночью - наложницу, нередко битую и всегда - бесправную. Мужчины старшего поколения забыли, а более молодые, просто не знают о том, что Женщина - это всегда Ваше Величество, как справедливо написала в одном из своих стихотворений поэтесса и учительница средней школы г. Якутска Т.Баланова.