Смекни!
smekni.com

Экологический кризис, два мира в философии и эко-совместимость знаний (стр. 2 из 2)

Однако решение проблемы видится не в навязывании одного мировоззрения, одной системы ценностей взамен других, но в предоставлении свободы выбора из множества доступных учений, в обеспечении свободного права для каждой личности и каждого народа самостоятельно выбрать, выстрадать, заслужить, завоевать истинные и высшие знания, с тем чтобы в дальнейшем устойчиво контролировать сохранение достигнутых знаний и их развитие, подъём на новые, более высокие уровни.

Существующая система знаний человека об окружающем мире, по нашему мнению, сегодня подошла вплотную к новому важному этапу своего развития – этапу, который мы называем духовным возрождением. Это – этап утверждения нового мировоззрения и возникновения основанных на нем духовных наук.

К такому выводу приводит не только осознание необходимости нового, адекватного мировоззрения в условиях глубокого экологического кризиса, вызванного неведением и непониманием взаимозависимой, духовной сущности всех происходящих в мире процессов и явлений; но и внутренняя логика развития естественно-научных представлений.

Основная наша идея состоит в том, что в целях восстановления утраченных гармонии и равновесия на Земле, сохранения природы, а следовательно и самой жизни на планете, необходимо, наконец, вспомнить о традиционных ценностях. Сохраняя сложившиеся материальные ценности, мы считаем необходимым изменить приоритет в пользу ценностей духовных: не материальные, временные и относительные, а духовные, абсолютные и вечные ценности должны определять жизнь человеческого общества и отдельных людей. Добро должно стать идеалом; совершенство и Красота – целью. Только в этом случае становление и принятие новых, более адекватных представлений об окружающем мире откроет путь для контакта с Природой, чтобы восстановить и в дальнейшем совершенствовать естественную гармонию, поднимаясь на всё более высокие ступени.

Современная материальная наука имеет ряд преимуществ. Так, ее объективность и независимость от любых сложных, нематериальных факторов открывает широчайшие возможности для получения надежного и высоко эффективного инструмента технологического воздействия на окружающий мир в различных областях.

Эта наука как инструмент включает в себя конкретные схемы (например, математические модели, теории, или технологические приспособления и устройства), которые всегда упрощенны, но вследствие их материалистичности стабильны и в меньшей степени поддаются воздействию.

Однако, если этот полезный созидательный материал конкретных схем основывать на неверном мировоззрении, идеологии, искусственно и примитивно сводя систему миропонимания к таким схемам, наука может становиться почвой для материалистического мировоззрения. Но такой подход, впрочем, едва ли заметно способствуя положительному развитию технологического материала, приводит к ряду негативных последствий, поскольку при этом:

создаются неверные представления об окружающем мире

происходит утрата подлинных ценностей взамен отдельных сравнительно очень малозначительных ценностей, что непременно сопровождается устоцчивым вырождением человеческой личности и культуры.

создаются антагонистические противоречия и конфликт с окружающим миром и природой, который в рамках такого мировоззрения не может быть разрешен в принципе. Причем этот глобальный конфликт становится опасным для всей живой природы на нашей планете, а как следствие, и для той цивилизации, которая конфликт порождает, в то время как уничтожение природы сделало бы невозможной и жизнь человека.