Смекни!
smekni.com

Виды и масштабы воздействий нефтедобывающей промышленности на лесной фонд Ханты-Мансийского автономного округа (стр. 2 из 3)

Прокладка трубопроводов осуществляется в одно-, двух- и многониточном исполнении. Часто трубопроводы размещаются в одном коридоре коммуникаций вместе с другими линейными сооружениями. Ширина трасс однониточных трубопроводов колеблется в зависимости от диаметров труб от 20 до 32 м, а ширина коридоров коммуникаций обычно составляет 80-220 м, достигая в отдельных случаях 1,5 км. По масштабам негативного воздействия на растительность и почвогрунты трубопроводы стоят наряду с автодорогами на первом месте среди линейных объектов. При сооружении трубопроводов по всей ширине трассы полностью уничтожается древостой и живой напочвенный покров, а грунты перемешиваются на большую глубину. Глубокое разрушение почвогрунтов приводит к повреждению корней опушечных деревьев, их отпаду и дополнительному захламлению опушек. Использование некачественных труб, несвоевременная их замена, отсутствие надежной антикоррозийной защиты приводит к образованию свищей и аварийным порывам трубопроводов, частота возникновения которых нарастает по мере старения труб. При этом прилегающие к трубопроводам территории загрязняются нефтью и минерализованными водами.

Геологоразведочные буровые площадки являются объектами средней степени воздействия на леса. Продолжительность всего цикла работ на буровой площадке длится от нескольких месяцев до одного года. Для них характерны: обильное захламление невывезенными трубами, металлоконструкциями, цементом, химреагентами, древесиной. Беспокойство охотфауны, рост источников лесных пожаров отмечаются кратковременно.

Эксплуатационные буровые площадки (кусты скважин) являются экологически самыми опасными объектами нефтедобычи, требующими постоянного контроля. Неэкологичный режим хранения и периодический слив в амбары смесей различных токсикантов делают непредсказуемым состав содержимого амбаров и препятствует их саморекультивации. При строительстве и эксплуатации скважин вырубается древостой, живой напочвенный покров уничтожается на 75-80 %, 30-40 % территорийплощадок загрязняется нефтью, буровыми растворами, шламами, химреагентами, 3-10 % площадей подвержено затоплению водой. Прилегающие участки леса обычно захламлены брошенной древесиной и порубочными остатками, загрязнены, отличаются повышенной горимостью. Фактические размеры площадок редка совпадают с нормативными. На дренированных грунтах их площади больше на 16-25 %, а на переувлажненных и болотных участках меньше на 17-22 % по сравнению с нормами отвода во временное пользование. В среднем фактическая площадь кустов скважин превышает норматив отвода в постоянное пользование более чем в 2 раза (табл. 3).

Открытая добыча песка и его заменителей сопровождается полным уничтожением биоценозов и радикальным преобразованием рельефа почвенно-гидрологических условий. До 40 % площадей карьерных выемок представлены участками с избыточно-увлажненными грунтами или мелководьями, не пригодными ни для водохозяйственного использования, ни для лесовыращи-вания. В карьерах с кварцевыми песками, наоборот, толща невыбранного грунта над уровнем грунтовых вод превышает 1,5 и, наблюдается перевевание песков и очень медленное их зарастание. Экологически необоснованные способы добычи строительного грунта приводят к замене ценных лесных ценозов заболоченными территориями или песчаными пустошами.

Центральные пункты сбора и подготовки нефти, газа и воды, дожимные насосные станции (ДНС) и компрессорные станции (КС) относятся к экологически опасным объектам. При их строительстве и эксплуатации на отведенной площади полностью вырубается древостой, уничтожается живой напочвенный покров, грунты перемешиваются на большую глубину или засыпаются привозным грунтом, 30-40 % территории загрязняется нефтепродуктами, минерализованными водами и химреагентами. Действующие факелы делают их пожароопасными для прилегающих лесных массивов. На опушках леса отмечается повышенный отпад деревьев. Постоянный шум машин и факела, присутствие людей и факты браконьерства отпугивают диких животных, что привело к сокращению их видового состава и численности.

Опытное лесоустройство территорий Аганского и Ватинского Всторождений нефти выявило структуру площадей всех видов вадействий на лесной фонд. За 15-летний период эксплуатации этих месторождений общая трансформация земель составила 12,2 %. На первом плане по площадям отвода (40-60%) стоят линейные объекты, на втором - буровые площадки (20-30%). Зона негативного воздействия нефтедобычи за пределами промобъектов составила 38 % от размера отводов в постоянное и временное пользование. На 42,3 % она представлена территориями, загрязненными нефтепродуктами, буррастворами и минерализованными водами, на 33,5 % площадей наблюдается сильное механическое повреждение древостоев, растительного покрова и почв. Затопление и подтопление лесов грунтовыми водами составляет 19,7 %, а повреждение древостоев вокруг факелов - 4,5 %.

Первое место по степени нарушения биоценозов и почв на прилегающих к объектам территориях занимает нефтяное загрязнение. Участки умеренного загрязнения, где деградационные изменения фитоценозов обратимы в хозяйственно приемлемые сроки, а рекультивация почвы не требуется, очень редки: менее 10 % по количеству и менее 5 % по площади. Зоны умеренного загрязнения обычно представляют собой узкие (до 10 м) периферийные части разливов. Удельный вес таких зон на разливах более 1 га составляет до 15 %, на мелких разливах и болотных участках до 30 % от их площади. Абсолютное большинство (свыше 90 %) аварийных разливов нефти вызывает сильные и во многом необратимые повреждения природных комплексов.

На загрязненных участках концентрируются огромные массы загрязнителя. На заложенных на территории АО "Юганск-нефтегаз" 18 пробных площадях содержалось, в среднем, 17,1 кг/м2 остаточных нефтепродуктов, причем на 11 из них массы загрязнителя колебались, в переводе на 1 га площади, в пределах от 103 до 409 тонн.

В настоящее время учитываются в основном крупные разливы нефти, что приводит к многократному занижению общей площади загрязнения. Полная наземная инвентаризация замазученных земель показала абсолютное преобладание участков площадью менее 1 га, которые составляют свыше 80 % от общего числа или около половины площадей загрязненных земель.

На аварийных разливах нефти действует комплекс отрицательных факторов. Прогноз состояния загрязненных участков леса и рекультивационные работы должны проводиться с уки том не только нефтяного, но и солевого загрязнения, с обаятельным анализом изменений гидрологического режима участка,

Основные деградационные изменения древостоя заканчиваются за 2-3 года. Без дополнительного воздействия других неблагоприятных факторов (подтопление, заселение вторичными вредителями, экстремальные погодные условия) ослабленные деревья могут отмирать и позднее.

Источниками загрязнения лесов минерализованными водами являются буровые площадки, кустовые насосные станции заводнения нефтяных пластов, центральные пункты сбора и подготовки нефти, газа и воды, водоводы. Разливы минерализованных вод локализуются в ложбинах и болотах. Площади участков варьируют от нескольких соток до десятков гектаров. В Среднем Приобье преобладает хлоридный тип засоления. Явные признаки солевого повреждения растительности наблюдаются, когда содержание ионов хлора в торфах превышает 0,5-1,5 %, в минеральных почвах - 0,1 %. Деградационные изменения фитоценозов заканчиваются в течение одного-двух вегетационных периодов. На прилегающих суходольных участках леса ширина зоны воздействия колеблется в зависимости от уклона от 1 до 15 м. На основной территории разлива обычно наблюдается полная гибель фитоценозов, по окраинам отмечается избирательная сохранность более устойчивых растений. Исчезновение прямых признаков повреждения растений и массовое появление всходов трав и деревьев наблюдается через 1-2 года после загрязнения.

На эксплуатируемых месторождениях нефти кусты скважин и прилегающие к ним территории загрязнены отходами бурения - шламом, причем площади участков, загрязненных шламом, сопоставимы с площадями шламовых амбаров. Вместе со шламом на загрязненный участок попадают нефть, минерализованные воды, химреагенты, прочие токсичные компоненты, хранящиеся в шламовых амбарах. Растительность на участке загрязнения погибает полностью. При толщине слоя шлама 5-10 .см вред, причиняемый лесу, сопоставим с нефтяным загрязнением сильной степени. Даже сроки естественного восстановления растительности приблизительно одинаковы.

При прокладке дорог недостаточно учитывается поверхностный и внутрипочвенный сток и поэтому не строятся в достаточных количествах водосборные и водопропускные сооружения. В результате происходит затопление прилегающих к дорогам земель, не уступающих по площади землям, загрязненным нефтью и минерализованными водами. Неизбежным следствием затопления земель является необходимая смена лесных фитоценозов на болотные, с полным разрушением древесного яруса. Техногенное нарушение поверхностного стока, приводящее к изменениям гидрологического режима почв, по глубине экологического воздействия велико и соизмеримо с загрязнением почв нефтью и химреагентами. В сырых и влажных типах леса площади затопления превышают площади отводов под дороги.