Смекни!
smekni.com

Тора и проблема экологии: жизнь за счет будущих поколений (стр. 2 из 3)

В отличие от многих других заповедей, запрет "не уничтожай" распространяется и на косвенные действия. Нам, к примеру, запрещено менять русло водного потока, если это приведет к увяданию плодовых деревьев. Впрочем, владелец дерева не обязан поливать его и ухаживать за ним ради сохранения этого дерева. Следует отметить, что запрет "не уничтожай" относится также и к бесхозной собственности.

Один из даров окружающего мира - красота. Ее тоже надо беречь. Хотя Тора не дает прямого указания защищать красоту, она намекает нам, что такова воля Б-га. Мы знаем, что потолок Шатра откровения ("походного" храма, которым пользовались евреи во время сорокалетнего странствования по Синайской пустыне после Исхода из Египта) представлял собой завесы из искусно скрученных голубых, пурпурных и алых нитей. Тора предписывала покрывать эти завесы защитным слоем шкур. "Тора учила нас правильному поведению (дерех эрец) - заботе о красивых вещах".

Наш самый ценный природный дар - человеческий организм, тоже нуждается в уходе и развитии, - не ради него самого, а чтобы он был всегда в хорошей "форме" и безотказно служил нам. Здесь тоже действует запрет "не разрушай". О большом значении, которое Тора придает этому аспекту нашей жизни, свидетельствует талмудический вопрос: по какому праву еврей ест пшеничный хлеб, ведь ячменный хлеб гораздо дешевле и можно питаться им? - Ответ: "не губить свой организм куда важнее (пшеница полезнее)". Интересное постановление принял один более поздний авторитет Галахи. Он сказал, что тот, кто переедает, дважды нарушает запрет "не уничтожай": напрасно расходует пищу и вредит своему организму.

Далее мы увидим, что вред, наносимый ландшафту, тоже противоречит духу Торы, хотя на такие действия не распространяется Галахический запрет "не уничтожай".

Мицва "не уничтожай" вместе с ранее упомянутыми постановлениями мудрецов культивирует в еврее особое бережное отношение ко всему сотворенному, к живым и неживым объектам. В каждом существе он видит партнера в своем служении Б-гу, породившему нас всех.

Городское планирование

Красота окружающей среды является важным элементом качества жизни. Поэтому Тора не ограничилась разработкой абстрактных принципов ее защиты. Она снабдила нас подробными указаниями, призванными защитить красоту и удобство жизни в городе. В то же время Галаха не допускает бесконтрольного роста городов. Именно этот феномен снижает сегодня качество жизни во многих развитых и развивающихся странах, ставит градостроителей перед трудноразрешимыми проблемами. Существует мицва, обязывающая нас создавать "зеленый пояс" вокруг каждого обнесенного стеной города. Проиллюстрируем ее словами рабби Шимшона-Рафаэля Гирша: "Города левитов были окружены муниципальной территорией шириной в две тысячи локтей по всему периметру. Внутренняя зона шириной в тысячу локтей называлась миграш га-ир (городской участок). Этот внутренний участок земли был пустующей территорией и предназначался для "их животных, их собственности и для их нужд" - для животных, имущества и других жизненно важных потребностей, например, для стирки. Во внешней зоне шириной в тысячу локтей размещались поля и виноградники. Мы видим, что власть муниципалитета распространялась на сам город, городской участок и поля. Здесь сказано, что "поле на участке их города не будет продано..." (Мудрецы) толковали эту фразу в широком смысле: запрещено не только менять владельца, но и назначение. 'Что означает "не будет продано"? - Не будет преобразовано". Нам нельзя превращать поле в свободный участок и, наоборот, свободный участок - в поле (путем разведения культур). (Нельзя также преобразовывать) участок в город (строить на нем дома), а город - в участок. "Потому что это вечное недвижимое имущество для них". Поскольку оно было дано им на все будущие поколения, ни одно поколение не имеет права менять его по своему желанию. Нынешнее поколение - не единственный хозяин этой собственности. Оно имеет на него такие же права, что и будущие поколения. Получив его от своих предшественников, оно должно оставить его в том же виде тем, кто придет после него."

Далее рабби Гирш объясняет, как эта мицва вместе с юбилейным годом поддерживает равновесие между городским и сельским населением и решает проблемы, характерные для каждой из этих двух групп. Согласно этим правилам, все поля, а также дома, расположенные на фермах и в неогражденных стеной городах, возвращаются к своим первоначальным владельцам каждые пятьдесят лет. Продаже, не имеющей обратной силы, подлежат лишь те дома, которые находятся в городах, обнесенных стеной. Отсюда мы видим, что в городах, изначально построенных за крепостной стеной, жило население, отделенное от близлежащих полей и вообще от сельского хозяйства, т.е. городское население. При этом законы "зеленого пояса" совершенно исключали возможность стихийного расширения границ таких городов и появления гигантских урбанизированных чудовищ под названием мегаполис. Если возникала нужда в дополнительных домах, создавался новый город.

В то же время сельские районы всегда сохраняли связь со своими коренными жителями, и местное население знало, что его никогда не сгонят с родной земли. Тем самым, Тора поощряет населенные пункты среднего размера, как городские, так и сельские. Это позволяет избежать деморализации и нравственного разложения общества, формирования взрывоопасной смеси из зажиточной верхушки и рабочего класса, характерной для крупных городов. Та же система предотвращает культурную деградацию, от которой часто страдают сельские жители.

Возмещение ущерба соседям

Заповедь Торы "люби своего ближнего, как самого себя" дает нам поистине великий принцип, но он остался бы утопией, если бы не был подкреплен Галахой. Одна из важных граней этой заповеди, обучающая нас любить ближнего и заботиться о его благополучии, относится к теме "возмещение ущерба соседям". Это очень широкая галахическая тема, которая, помимо всего прочего, оказывает существенное влияние на экологию.

Тора подробно анализирует, какую ответственность несут владельцы той собственности, которая стала причиной ущерба, даже если это был косвенный ущерб или он был причинен предметом, формально не принадлежащим виновнику ущерба.

В случае неодушевленного предмета ущерб классифицируется как "ущерб, вызванный ямой". Ответственность возлагается на человека, который вырыл или открыл яму на общественной территории. К этой категории относится, к примеру, ущерб, причиной которого стала банановая кожура, брошенная на улице, или опасные для людей отходы, оставленные на общественной территории. Если же такой предмет переносится природной стихией, например, ветром, то это категория "огня", которая включает в себя ущерб, нанесенный загрязнением воздуха и водных путей. Любопытно, что нам не разрешается лишать выгоды других людей, даже если у них нет юридического права на эту выгоду. В Мишне (там, где обсуждается мицва халифа - освобождение мужчины от женитьбы на бездетной вдове его умершего брата) мы находим утверждение, "что нельзя опорожнять свой колодец, если вода нужна другим людям". Еврею заповедано даже предотвращать ущерб, грозящий его соседу от внешних сил.

Мудрецы Талмуда распространили эти правила и на ущерб психологического характера, включая шум, вероятность оказаться под наблюдением соседа и т.д. Любой, кто страдает от таких раздражителей, может обратиться в суд. Речь идет также об устранении источника шума, даже если шум лишь косвенно вызван этим источником или если его устранение поставит владельца в трудное финансовое положение. Исходя из перечисленных правил, Риваш (рабби Ицхак бен Шешет из Сарагосы, 1326-1408 г.г.) сформулировал общий принцип: "Нельзя оберегать свое имущество от ущерба за счет нанесения ущерба ближнему". Сегодня этот принцип может служить основой при разработке законов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.

Юридические действия можно распространить, в первую очередь, на четыре раздражителя: дым, запах канализации, пыль и прочие аэрозоли, а также на вибрацию. Даже если страдающий сосед вначале согласился терпеть один из таких раздражителей, он может затем отменить свое согласие. Борьба с этими помехами актуальна по сей день. Галаха ограничивает, в частности, допустимую близость к городу некоторых промышленных технологий, стремясь обеспечить чистоту воздуха в жилых кварталах. Такие же ограничения распространяются и на размещение гумен (из-за соломы), мясокомбинатов и боен, кладбищ, кожевенных заводов (из-за неприятного запаха) и технических печей (из-за дыма). В частности, кожевенные заводы могут находиться только к востоку от города, учитывая преобладающую розу ветров в Эрец-Исраэль.

Мы уже говорили о том, что Тора ценит красоту. Отсюда следует, что Галахический запрет распространяется и на причинение эстетического ущерба. Нельзя, к примеру, оставлять мусор в общественных местах. Этого требует не столько буква, сколько дух Галахи. Тора приводит, по крайней мере, один пример такого запрета: в Иерусалиме не разрешалось строить технические печи, потому что из-за дыма стены домов покрывались копотью, "а это - позор".

Все перечисленное - лишь небольшая часть из более чем ста подразделов кодекса еврейских законов Шульхан Арух, в которых рассматривается ущерб, в основном, экологического свойства, нанесенный одним соседом другому. Тот, кто изучает и применяет в повседневной жизни эти законы, привыкает считаться с интересами других людей. Он не станет легкомысленно причинять вред окружающей среде, будет осторожен и внимателен в своих действиях и будет избегать наносить ущерб, особенно экологический.