Смекни!
smekni.com

Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека (стр. 1 из 3)

Реферат по предмету : “Теория политических процессов” Кирюхина Т.Н.

МИРЭА

1996 г.

Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы "общество – природа", но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира. Неоправданный, излишний оптимизм, с которым не только практики, но и теоретики подходят к формированию среды обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности вообще, так и на эстетических значениях. Поскольку процесс преобразования геобиосферы с неизбежностью продолжается, а вместе с ним происходят изменения, затрагивающие не только один или несколько видов живого, отдельные пейзажи, но и глобальные, меняющие аксиологический статус природных регионов в целом, постольку существенно меняется эстетический облик планеты. Разрушения, наносимые человеком эстетически ценной природной среде, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и активным экологически не спрогнозированным применением техники. Вместе с тем с изменившимся типом культуры и расширением ценностного кругозора стремление к удовлетворению эстетических потребностей стало, как уже отмечалось, занимать все большее место в жизнедеятельности человечества. В этой связи актуален интерес к возможностям сохранения утрачиваемых ценностей в период научно-технической революции и связанным с ними процессом компенсации.

В естественнонаучной литературе вопросы сохранения природных ресурсов и их компенсации связываются непосредственно с культурным землепользованием. Исследуются существующие методы рационального преобразования естественной среды обитания человека, выделяются перспективные формы внутривидовых и региональных изменений. Этот подход нашел отражение прежде всего в работах последних лет'. Рационализация природопреобразования связывается с такими новыми формами охраны и использования экосистем, как национальные парки и природные парки. Анализируя значение этих форм, советский исследователь С.А. Генсирук выделяет рекреационное использование лесных территорий с учетом не только прагматических задач, но и их эстетических значений . Особое место в рациональном природопользовании отводится оптимизации отношений человека и природного мира как области совершенствования технологии культуро-преобразующей деятельности по использованию и переработке ресурсов геобиосферы. Уделяется внимание и технике организации национальных парков как эстетически ценных объектов .

Широкое распространение в связи с проблемой сохранения природы приобретают идеи контроля окружающей природы как формы научного наблюдения, включенного в технологию рационального природопользования. При этом ряд исследователей заявляют о необходимости стабилизации достигнутых наиболее положительных результатов, закрепления оптимальных форм природопреобразующей практики, в том числе и эстетической. В этой связи особенно актуальна задача анализа понятия сохранения на основе диалектико-материалистической методологии.

Хотя по традиционному определению под сохранением понимается некое постоянство в природной среде, достигаемое целенаправленной культурной деятельностью, однако в объективной действительности как законы самой природы, так и влияние людей, подвергающих в практических процессах естественную среду обитания преобразованиям, исключают возможность консервации достигнутого, отрицающую развитие, движение внутри системы "общество – природа". Само движение как атрибутивная форма существования исследуемой системы становится причиной многообразия предметов, явлений и их превращений, представляющих явление дискретности в континууме эстетически ценной природной среды. Сохранение не есть простая консервация каких-либо уже имевшихся в эстетическом опыте форм, так как природа чужда стабильности и в сложной системе климатических, межвидовых, культурных противоречий подвергается постоянному изменению, не теряя большей частью эстетической ценности. В этих превращениях естественные факторы играют не меньшую роль, чем антропогенные. Реконструкция климатической обстановки прошлых эпох, в частности раннего карбона, а также коллекция растительного мира соответствующего периода позволили известному палеонтологу и стратиграфу С. Мейну воссоздать общий тип ландшафта того времени, названный им "странным ландшафтом". Основой пейзажа служила унылая щетка плауновидных. Крупнейший климатолог нашего столетия В. Кеппен предлагает классификацию климатов по растениям и растительности. Он говорит о "климате березы" или "климате фуксии", что не является стремлением к одной лишь образности языка, а отражает те коренные изменения, которые вносят климатические перемены в растительный мир и вместе с тем накладывают свою печать на эстетику пейзажа. Даже на современном этапе, когда решающую роль приобретает антропогенный фактор воздействия на природу, было бы ошибочным игнорировать климатические условия. Академик Н.С. Нестеров, связывая качественные видовые изменения растительности Петровско-Разумовской лесной дачи с существенными климатическими изменениями, которые произошли за последние сто лет, подчеркивает сохранение эстетических свойств исследуемого участка.

Идея континуума ландшафтной сферы и живого мира находит подтверждение в работах эволюционистов Л.С. Берга, А.Г. Гурвича, А.А. Любищева. В среде географов приходят к выводу, что в ландшафте совмещается дискретность и континуальность. В.С. Преображенский считает, что поскольку в природе постепенных переходов гораздо больше, чем резких, а дискретные границы, как правило, не образуют замкнутых контуров, причем нижние и верхние геосферы в большинстве случаев изменяются постепенно, то нельзя не признать, что ландшафтная сфера в целом континуальна.

Континуум эстетически ценной природной среды связан также с деятельностью общества по созданию "второй природы", в которой возникают новые природные виды и формы. Культурная природа также несет эстетическое содержание, что подтверждает идею непрерывности как объективной закономерности. Доказательством служат современные методы количественных оценок эстетических значений природных регионов, предлагаемые в разные годы такими авторами, как К.Д.Файнс А. Скамони и Г. Гофман, К. Эрингис и А.Р. Бурдюнас, А. Цеплик. Особое место занимает методика В.П. Ковтунова и В. Нефедовой', в системе которых большое место отведено экологическим критериям, хотя конечной их целью является оценка эстетическая. Факт возможности применения некоторых методик к разным пейзажам для определения уровня их эстетичности служит веским доказательством континуальности эстетически ценной природной среды.

В самой творческой деятельности людей заложены критерии, обусловленные закономерностями и нормами естественной среды обитания человека. Не только в процессах репродуктивной сельскохозяйственной деятельности, но и в творческом преобразовании природы, когда индивидуальное авторское начало, неповторимость форм организации пространства композиционные особенности играют столь существенную роль, характер самого природного материала, климатических, геоморфологических условий становится определяющим в разрешении противоречий между субъективной и объективной сторонами. Творческая личность, выступая по отношению к природному материалу в роли режиссера, обращается к его естественным качествам фактуры, цвета, формы, к способности образовывать композиции, не разрушающие природного облика. Она выявляет с помощью специального монтажа наиболее ценные эстетические особенности природных объектов и явлений. Однако только естественность построения, передающая единство и целостность мира природы, становится основой творческих достижений. Критерием эстетической ценности результатов преобразовательной деятельности человека выступают закономерности природы. которые являются основанием ее красоты. Нарушение этих закономерностей приводит к разрушению существующего континуума эстетических значений природы.

Искусство представляет своеобразное единство материального и Духовного в эстетическом освоении человеком природной среды, а его история становится продолжением истории объективной природы. В произведениях литературы, живописи, музыки отражается и преломляется природа во всем многообразии эстетических значений. Эмпирический опыт, лежащий в их основе, обусловливает не только индивидуальное своеобразие творческого почерка художника, но и отображение природного, трансформированного через содержание социального бытия. К. Маркс замечает, что в архитектуре человек воспроизводит не только самого себя, но и повторяет всю природу, и это в равной степени относится ко всем видам искусства. Отдельные жанры, такие, как пейзаж, натюрморт, а также сады, парки, концентрируя в себе данную особенность искусства, являются своеобразным критерием эстетического освоения природной действительности, непосредственно выражают достигнутый на этом пути уровень.

Но проблема творческого отображения природы и в названных жанрах заключается не во внешнем, хотя бы и самом совершенном подражании естественным объектам и явлениям, а в постижении отображения гармоничности природы, ее явлений. Вне зависимости от внешней формы, которая может быть предельно искусственной, представления о целесообразности и гармонии отображают связь человека с природой. Так, например, восточный монохромный живописный пейзаж, где в отличие от многоплановой цветовой гаммы естественной среды используются лишь черный и белый цвета, способен тем не менее выразить и динамику, и безмятежный покой природного мира. В серебристых и густо-черных линиях и пятнах туши передается противоборство космических сил как борьбы движения и статичности, свободы и порядка, царящих в природе. Не менее условен по форме жанр садов. Художественно осмысленный сад, несмотря на свою наглядную конкретность знакомых всем природных форм, способен подниматься до уровня высоких абстракций – понятия. Внутренняя суть природных явлений, их скрытый смысл всегда остаются центром подобного произведения. Даже пейзажный парк, наиболее близкий к естественной природе как произведение искусства, не является прямым аналогом природы. Выделяясь из окружающей среды благодаря деятельности его создателей, он раскрывает наиболее эстетически ценное в природном материале, представляя еще одну сторону континуума, обогащенного творчеством людей.