Смекни!
smekni.com

Природопользование Соловецкого монастыря (стр. 2 из 2)

Архитектура Соловецких островов до сих пор (точнее, в наше время особенно) удивляет сочетанием мощи и красоты, сквозь века видится титанический труд людей, которые могли так работать во славу Божию. Соловецким постройкам по пятьсот лет и они сохранились, несмотря на суровый климат и отношение к церкви советской власти. Просто тогда строили по другим критериям - для вечности. Монастырь собирался существовать очень долго, поэтому предпочитали строить "раз и навсегда". Оглянемся вокруг, наши дома стоят не более сорока лет, потом их надо ломать и перестраивать. Это потому, что мы строим временный мир. Мы лишились чувства вечности. Поварня с толщиной стен 5 м стоит до сих пор и не требует ремонта, затрат на амортизацию практически нет (это еще и выгодно). Кстати, еще одно добавление касательно соловецких построек. Говорят, когда на Заяцком строили порт, то использовали удивительный метод. Каждый валун внесенный в постройку зачитывался за определенный грех. Покаянное чувство в народе русском было очень сильным, поэтому неудивительно, что быстро справились. Каналы, которыми Филипп соединил озера были, несомненно, оригинальной идеей. В середине острова находился огород (а теперь покос), как возить оттуда урожай? Овес для лошадей дело дорогое, вот и решили рыть каналы (а грунт там состоит практически из камней). Для рыбы проточная вода тоже хорошо. На пути оказалась каменная гора в 50 м, так и через нее и прорубили. Стены соловецкого кремля площадью 2000 м2 строились всего за 8 лет, а толщина их в основании 15 м.

Эта вечность выражалась в духовной памяти и мироощущении монахов, которые и в географии пространства архипелага проследили связь духовного мира и мира их окружающего ( гора Голгофа на Анзере, Фавор на Б.Муксалме, Секирная гора на Б.Соловецком), и применяли они технологий соответствующие такой природной среде. Н.М.Теребихин в своей "Сокральной географии русского севера" пишет: "В соответствии с монастырским обычаем, богомольцы за время трех дневного пребывания на Соловках должны были обойти всю святую землю Нового Иерусалима, омыться в водах Святого озера (Иордана), взойти на Голгофу, пройти дорогами соловецких святых и подвижников основателей семи пустыней, которые в своей "математической" символике запечатлели гармонию Преображенного мира - Обетованной земли Царствия Небесного".

Кстати, в монахи на Соловки шли, в основном, крестьяне. В.Н.Немирович-Данченко, посетивший Соловки в конце XIX в., писал: "Крестьянин оживает здесь и быстро смотрит вперед, мечтая рано или поздно войти в эту добрую рабочую семью в качестве ее полноправного члена". И далее: "Надо отдать справедливость соловецким монахам, они и сами едят хлеб в поте лица своего. Монах, например, огородник, своим рабочим подает пример труда, он не ограничивается ролью наблюдателя, но сам прикладывает руки к делу, возится в грязи, и, в конце концов, сделает больше всякого богомольца. Так у них везде. Поэтому хозяйство цветет, а монастырь помимо аскетического значения, имеет все признаки хорошей рабочей общины". Он характеризует монастырский быт как "добрая рабочая семья", "хорошая рабочая община", а эта семья ведь состоит из нескольких сотен человек (монашеская трапезная была рассчитана на две тысячи), проживающими на пространстве более 300 км.

В обители действовало специальное для малолетних трудников, училище. В крестьянских семьях было принято посылать по обету на некоторое время для трудов своих детей на Соловки. Освоение природной среды происходило на основе взаимовлияния культур поморов и монахов. С XV в. не только в духовном, но и технологическом развитии Беломорья и Баренцевоморья стал играть Соловецкий монастырь. В монастыре постоянно присутствовали трудники, которые в условиях севера проходили школу духовного воспитания и послушания. И это духовное воспитание было неотделимо от технологической деятельности, подчиненной по монастырской идеологии идеям духовным.

Монастырь был своеобразной трудовой школой, где трудники получали ремесленные и хозяйственные знания, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни. Здесь привыкали к порядку и опрятности. Во время голода обитель снабжала хлебом бедные крестьянские семьи, особенно те, где мужчины работали на монастырь, а после пожара помогала деньгами и лесом. За некоторых хороших работников монастырь платил даже все мирские и государственные пошлины в счет будущего промысла или личных работ. Так видно, что монастырь оказывал не только религиозное влияние на жителей севера, но часто и практически содействовал поморским семьям. Трудников в начале века было около тысячи в год, они приходили по обету, по стремлению к аскетизму, по экономическим причинам. Несмотря на такое количество даровых рабочих рук, монастырь прибегал и к наемным, в основном это были поморы, они работали с 1 апреля по 1 октября, их было 200-300 человек.

Надо сказать, что несмотря на обширность хозяйства, к XX веку оно не удовлетворяло все потребности обители, монастырсие заводы обеспечивали быт, но огороды служили лишь разнообразием в пище и вызывали восхищение богомольцев. Обитель закупала продукты и материалы на материке. Доходы у монастыря были в основном: в виде пожертвований 6-8%, исправление культа 38-42%, % с капитала монастыря 13-14%, добавим сюда доход от продажи в монастырской лавке, с довольно большим ассортиментом от сьестных припасов до одежды и керосина, где продавалась продукция и своего салотопленого завода, от паломников зависело так или иначе 75-85% приходящих сумм. Но именно высота духа привлекала паломников в монастырь, святость места освященная подвигами преподобных и монашеское мировоззрение, которому и учились приходящие.

А это мировоззрение, как мы видели всецело выражалась в хозяйстве. На острове природу не покоряли, а постоянно с ней взаимодействовали. Были даже и свои заповедные территории, например, остров Анзер - суровый скит, где не велось никакой хозяйственной деятельности. Монастырь приспосабливал к природе самые современные технологии. Так на основе воскобелильного завода в Макарьевой пустыни были оборудованы оранжереи и ботанический сад с яблонями, сиренью, розами и др., возведенные всего в 160 км от полярного круга. Сделаны парники, почва которых подогревалась теплой водой, протекающей по деревянным трубам, там вызревали экзотические для тех мест фрукты и овощи: персики, дыни, огурцы, арбузы. Вряд ли этих фруктов хватало на всю братию, но не это было главной целью. Главное - показать, что можно добиться трудом во славу Божию и рациональным использованием суровой земли. Такими примерами были и сухой дон, неповторимый по своей конструкции и экономичности, рыболовные тони, завод по отбеливанию воска, километровая дамба между Б.Соловецким и Б.Муксалмовским островами. Самая северная ГЭС, одна из первых на севере, построенную в 1912 г., использующую естественный перепад воды в Святом озере и Белом море. В результате было проведено освещение не только помещений монастыря, но и судоходной части канальной системы. Это и научная биостанция (изучавшая особенное стадо соловецкой селедки), необычное по своему технологическому решению и передовое для своего времени животноводческое хозяйство и многом другом. В начале XX в. на Соловках действовало 6 заводов - салотопенный, свечной, лесопильный, кирпичный, кожевенный, гончарный, мукомольная мельница, многочисленные мастерские: сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, слесарная, переплетная, корзинная, экипажная. Кузница, литейное и механическое заведения. В 1915 г. была проведена телеграфная линия. В начале века монастырь владел тремя пароходами, а судоходство было вполне важной отраслью монастырского хозяйства (лес возили в Англию), да и богомольцы (а их было 20000 в год), посещавшие монастырь платили лишь половину стоимости за перевозку на острова в сравнении с ценами Мурманского общества.

Вот так преобразили своим трудом и молитвой окрестный мир. Да и население, прежде пустынного полярного края, увеличилось. В деревне Керетя (сейчас, но не раньше, мало заметной) проживало 900 человек, и жили там почти богато (семья имела по 2 коровы), было там 3 лесопилки, а 10 деревенских мальчиков регулярно отправляли учиться в Петербург. Деревни Сорока (Беломорск), Кемь тоже были весьма состоятельными.

Итак, хозяйственная деятельность Соловков направляемая православным представлением о мире, т.е. ограничении своих потребностей, преображение земли собственным преображением (и сам монастырь назван Преображенским), сотворчеством с Богом в преумножении красоты давала удивительные результаты. Идея природопользования на Соловках было не просто удовлетворением потребностей путем извлечения природных ресурсов, а соучастием природы в обретении Бога. Потому так и ожила скупая северная земля.

Список литературы

Елена Григорьева.Природопользование Соловецкого монастыря .