Смекни!
smekni.com

Косуля (стр. 2 из 5)

5) Обучение молоди.

Растут и развиваются косулята очень быстро: в двухнедельном возрасте они уже удваивают свой вес. Темп роста у самки европейской косули, которая в возрасте 3-4 дней весит 1,6 килограмма, на 17-й день ее вес увеличивается до 3,8 килограмма, на 40-й - до 7,0, на 54-й - до 9,0 и на 70-й - до 10,2 килограмма. Кэтому сроку длина тела молодого животного составляла 75 процентов обычной длины тела взрослой самки, а высота - 78 процентов.

Наряду с питанием материнским молоком косулята очень рано начинают поедать растительную пищу. Первые попытки скусывать и жевать отдельные травинки и самые мягкие, распускающиеся на концах древесных побегов листья у детенышей появляются на пятый день их жизни. Но перед тем, как начать есть новое растение, косулята один или несколько дней его опробывают. В месячном возрасте в рацион косули входит уже пятнадцать пород деревьев и кустарников и девять видов трав, а в полуторамесячном число поедаемых ею видов травянистых растений возрастает до двадцати двух.

б) Производственные связи.

1) Охрана индивидуального участка.

Участки обитания самцов. С наступлением весны каждому из половозрелых самцов приходится отстаивать свое право на обладание определенным жизненным пространством с наиболее выгодными условиями
для существования. Лучшие участки распределяются, как правило, между старыми, равными по силе самцами. В это время между самцами происходят настоящие бои. Претенденту на данную территорию первое время приходится активно бороться с конкурентами, кото­рые, даже будучи раз изгнанными, могут вновь и вновь повторять свои притязания. Поэтому в мае, когда только еще устанавливаются границы занимаемых самцами участков, территориальные самцы большую часть времени за­трачивают на их мочение. «Пятачки» и ободранные деревца представляют со­бой визуальные метки, рассчитанные прежде всего на зрительное восприятие. Сре­ди визуальных меток нахо­дится не меньшее число и запаховых меток - неободранные стволы и ветви деревьев и кустарников, а также высокие травы, на которые самец наносит секрет своих кожных желез. Пахучий секрет наносится и на визуальные метки.

Основная масса визуальных и запаховых меток располагается вдоль границ территории самца, обычно приуроченных к дорогам, просекам, опушкам леса и другим естественным границам на местности, а также вдоль троп и на самой территории. Самец постоянно обновляет свои метки.

Площадь территории самца европейской косули в среднем равняется 7,4 гектара.

На хорошо освоенном участке самца можно выделить центральную зону и превышаю­щую ее в пять - шесть раз периферийную зону. Центральная зона всегда приурочена к наиболее безопасной части участка. Самец использует ее для отдыха и укрытия от врагов во время преследования, но кормится здесь редко. Эту зону легко определить по наибольшему количеству ложек, магистральных троп и визуальных меток. Центральные зоны участков самцов обычно приурочены к склонам возвышенностей, поросших лесом с хорошим, густым тра­вяным покровом, причем обычно ближе к вершинам холмов. Во всех случаях места, выбранные самцами для центральной зоны своего участка, отличаются лучшей возможностью обзора и восприятия звуков. В периферийной зоне располагаются главным образом многочислен­ные тропы, связывающие центральную зону с местами водопоев и жи­ровок на опушках, полянах, вырубках и полях сельскохозяйственных культур. Однако самец метит и периферийную зону, только менее интенсивно, чем центральную.

Участки обитания самок. Жизненное пространство, на котором держатся самки в теплое время года, как правило, бывает меньше участков обитания, занятых самцами. Участки самок слабо обособлены друг от друга. Кроме того, они часто целиком накладываются на участок одного из самцов или перекрываются участками двух самцов. Но в не­которых случаях они могут быть равны им или даже превышать их.

Величина участков самок, так же как и участков самцов, определяется плотностью населения животных в данной местности, кормностью ее угодий и наличием в ней укрытий. Летом размеры участков самок определяются возрастом и подвижностью косулят. В конце июля, когда подросшие телята уже начинают передвигаться за матерью, но не далее чем в пределах 8-15 гектаров, самки расширяют свои участки до 15-35 гектаров. В августе, когда телята уже сопровождают матерей повсюду, участки самок значительно расширяются и перекрываются друг другом.

Индивидуальные участки самок чаще всего меньше территорий самцов и часто целиком накладываются на них.

2) Борьба за корм

Оценивая кормовую базу любого вида животного, необходимо учитывать не только общий запас кормов, их состав и качество, но и доступность, а если речь идет о питании копытных зверей - то и концентрацию их на пастбищах. Последнее особенно важно, так как если насыщенность пастбищ кормовыми растениями слишком мала, то энергетические затраты зверей на их поиск идобывание не будут оправданы. В теплое время года пищу себе косули находят, как правило, в достаточном количестве в большинстве стаций своего участка обитания. Зимой же запас кормов может быть резко ограничен, в ре­зультате чего он быстро истощается в первые же месяцы. Часто, осо­бенно во второй половине зимы, корма становятся недоступными жи­вотным из-за глубокого снега или чрезмерного его уплотнения и образования ледяной корки. Поэтому именно состояние зимней кормовой
базы определяет не только размещение диких животных по территории региона, но и возможность дальнейшего роста их поголовья в данной местности.

Запасы летних кормов, несмотря на кажущееся их обилие, так же как и запасы зимних, при высокой численности растительноядных животных могут оказаться в дефиците. Это серьезным образом влияет на дальнейшую судьбу всего животного населения региона и в первую очередь копытных зверей.

3) Конкуренция

Обосновавшись на определенном участке, самец вступает в противоборство со всеми другими самцами, появляющимися в поле его зрения. В конфронтациях самцов-владельцев соседних территорий, происходящих вблизи общих границ, наиболее ярко проявляются элементы ри­туального поведения. Перед непосредственным нападением на соперника, которое, кстати, совершается далеко не всегда, самец, демонстрирует ему свое превосходство, стараясь запугать с помощью определен­ного набора поз. И этого часто бывает достаточно, чтобы соперник удалился. Но в начале весны, в разгар дележа территории конфронтации могут переходить и в настоящие бои. Поведение самцов в конф­ликтной ситуации выглядит примерно следующим образом.

Заметив друг друга, противники сближаются. Примерно в тридцати -сорока метрах один от другого они останавливаются в напряженной позе с высоко поднятой головой. Если хозяин территории сразу же не набрасывается на пришельца, то оба самца медленно сходятся до расстояния нескольких метров. Затем они снова останавливаются, встают друг к другу боком и возобновляют движение теперь уже параллельным курсом. Через некоторое время они оба внезапно поворачиваются и идут в обратном направлении. Шея у них при этом поднята вертикально, голова направлена чуть в сторону от соперника, но глаза - на него. Самцы как бы демонстрируют друг другу свой рост, рога и силу. Этот элемент поведения исследователи называют демонстрацией уверенности в себе. Параллельное хождение животных сопровождается трением рогами и шеей о деревья и кусты, боданием их и рытьем земли передними ногами.

По мере нарастания возбуждения звери все чаще начинают принимать позу угрозы. При этом они низко опускают голову, прижимая уши и направляя рога в сторону противника. Шерсть на загривке и выгнутой вверх спине встает дыбом. Иногда у рта появляется пена. Поза угрозы временами сменяется стремительными бросками в направлении соперника или одного или сразу обоих самцов. Но сразу, как правило, столкновения все же не происходит. Не добежав друг до друга одного - двух метров, звери внезапно останавливаются и расходятся. Число таких ложных бросков может достигать двух десятков. В промежутках между ними самцы неоднократно нападают на кусты и молодые деревца и с ожесточением обдирают их рогами. Иногда оба зверя начинают бодать один и тот же куст, причем рога их даже почти соприкасаются. Возбужденные самцы временами пыхтят. Наконец, после очередной угрозы противники сталкиваются рогами, стараясь оттеснить друг друга. Если силы соперников равны, то они долго топчутся на одном ме­сте, не упуская случая высвободить свои рога и нанести противнику удар в голову или шею. Устав, животные расходятся, но если сильней­ший среди них не выявлен, то после нового тура описанного выше демонстрационного поведения опять следует столкновение. Побежденный, в конце концов, самец спасается бегством. Победитель же преследует его только на коротком расстоянии.

После боя самец, оказавшийся сильнейшим и прогнавший соперника, еще некоторое время продолжает нападать на деревья и копытить землю. Потерпевший же поражение зверь принимает позу подчинения - ходит с опущенной головой, деревьев не бодает и лишь касается их головой и шеей.

У некоторых самцов в демонстрационное поведение входит не только так называемая переадресованная агрессия, когда животные, как мы только что могли видеть, вместо противника нападают на кусты и деревья. Иногда приходится наблюдать, как один или оба соперника одновременно вдруг начинают срывать листья с деревьев или щипать траву, имитируя пастьбу. При этом они не перестают очень зорко наблюдать друг за другом.

К осени агрессивность самцов повсеместно заметно снижается. В течение снежного периода самцы проявляют наибольшее миролюбие по отношению к своим сородичам, чем в любое другое время года. Большинство исследователей, наблюдавших косуль в природе зимой, при их групповом существовании не отмечали, за малым исключением, каких-либо конфликтов между животными.