Смекни!
smekni.com

Уголовно правовая охрана фауны России (стр. 6 из 12)

Причинная связь между деяниями и последствиями подлежит обязательному установлению, например, должно быть доказано, что массовая гибель рыбы вызвана именно производством лесосплава запрещенным способом, а не естественными факторами, что места нереста были повреждены взрывными работами, а не в результате изменения русла и водного режима реки из-за стихийного явления – землетрясения, наводнения и т.п.

Преступление считается оконченным в момент наступления общественно опасных последствий в виде массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожения кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.

Субъективная сторона и субъект преступления.

Преступления, составы которых описаны ст. 257 УК РФ, совершаются с косвенным умыслом, когда лицо осознает общественную опасность нарушения им правил охраны рыбных запасов и желает их наступления, предвидит наступление общественно опасных последствий, но не желает их или относится к их наступлению безразлично.

Субъектами преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, в частности, должностные лица и работники государственных организаций и предприятий). осуществляющие указанные в диспозиции нормы виды работ, а также руководители и сотрудники коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, получившие по закону, договору, согласно правоприменительному акту право на осуществление лесопользования, водопользования, добычу полезных ископаемых со дна водных объектов, строительство сооружений и т.д., либо осуществляющих такие работы без разрешения.

Не является нарушением правил охраны рыбных запасов осуществление взрывных работ, если оно было совершено с целью незаконной добычи водных биоресурсов. В этом случае ответственность наступает в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 256 УК РФ.

Разграничение с составом административного нарушения правил охраны рыбных запасов производится по признакам объективной стороны, в первую очередь, по наличию последствий и по общественной опасности деяния в целом, интенсивности и продолжительности противоправной деятельности.

§ 2. Преступления, связанные с незаконной добычей и незаконной охотой.

Рассматриваемые составы преступлений отражены в ст. 256, 258 УК РФ. Данные статьи содержат комбинированный формально-материальный состав преступления.

Ответственность за незаконную добычу водных животных и растений предусмотрена ст. 256 УК РФ. Она содержит в себе по меньшей мере три основных состава преступления по объективной стороне и по предмету посягательства. В ч. 1 статьи даны признаки материального состава, когда объективная сторона, когда деяние причиняет крупный ущерб. Здесь же даны признаки формального состава, когда объективная сторона, а именно деяние, конкретизируется указаниями на способ либо на место его совершения. В ч. 2 дан формальный состав незаконной добычи морских млекопитающих, конкретизированный указанием на место добычи. В ч. 3 ст. 256 УК РФ содержатся квалифицированные составы одной степени общественной опасности.

Статья предусматривает совершение преступлений небольшой (ч. 1 и ч. 2) и средней тяжести (ч. 3). По данным преступлениям производится дознание, предварительное следствие обязательным не является. Дела слушаются единолично судьей в районном (городском) суде.

Статья является общей по отношению к незаконной добыче водных животных и растений и специальной по отношению к иным нормам.

Практика многих лет показывает, что данная статья является наиболее применяемой. Так, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в Приморском крае преступления, квалифицированные по ст. 256 УК РФ, составляют более 20%, в Хабаровском крае – 67-75%, в Камчатской области – больше 80%, в Сахалинской области – более 90%, а в Астраханской области – до 99% от общего количества экологических преступлений.[17]

Актуальная проблема разграничения составов может возникнуть при весьма распространенной продаже в открытом море рыбы, выловленной в территориальных водах России, в ее исключительной экономической зоне. Здесь продаваемая рыба становится либо чужим имуществом, либо предметом таможенного и налогового законодательства.

В процессе уголовно-правовой реформы настоящая статья с определенными изменениями включила в себя предписания ст. 163 и 164 УК РСФСР «Незаконное занятие рыбными и другими водными добывающими промыслами», «Незаконный промысел котиков и бобров». Ее целью является охрана природных ресурсов страны средствами уголовного закона и дополнительное обеспечение условий сохранения популяций водных биоресурсов.

Сфера применения статьи – промысловый и любительский лов рыбы, промысловая и любительская добыча иных водных биоресурсов, т.е. любая деятельность, связанная с добычей, а также охраной водных биоресурсов и оказанием на них воздействия во всех водах России.

Предметом состава преступления ч. 1 ст. 256 УК РФ являются находящиеся в состоянии естественной свободы и не являющиеся объектом вещных прав юридического либо физического лица, водные биоресурсы, имеющие и не имеющие промысловое значение. К ним относятся: запасы рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водорослей, других водных растений и животных, которые находятся во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экологической зоне Российской Федерации, в открытом море, конвенционных районах, территориальном море иностранных государств и прилегающих к нему морских районах. Водные биоресурсы – это воспроизводящиеся живые ресурсы, неразрывно связанные с акваторией их нахождения. К водным животным относятся пресноводные и морские рыбы, включая анадромные, т.е. нерестящиеся в пресной воде и мигрирующие на нагул в морские воды, катадромные, т.е. нерестящиеся в морской воде и мигрирующие на нагул в пресные воды, трансграничные и далеко мигрирующие виды рыб, единым ареалом для которых являются воды Мирового океана.

Под морскими зверями понимаются морские млекопитающие – киты, моржи, тюлени, нерпы и др.

Иные водные животные – это беспозвоночные, а также млекопитающие – бобры, выдры, и др., чей жизненный цикл неразрывно связан с водными объектами.

Морские растения должны быть промысловыми в данном месте и в данное время, что устанавливается специальными нормативно-правовыми актами, либо иметь иной правовой статус, например, быть занесенными в Красную книгу, а, значит, подлежать особой охране.

Правовое регулирование охраны водных биоресурсов и рыболовства регламентируется многочисленными законодательными и подзаконными актами: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»[18]; Федеральным законом от 22 марта 1995 г. № 52 ФЗ «О животном мире»[19]; Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства; Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г.[20], «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» от 25 мая 1994 г.[21] и др.

Охрана водных биоресурсов регулируется нормами Федерального закона от 25 октября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»[22], Водного кодекса, законодательства об охране животного и растительного мира, особо охраняемых территориях.

Кроме того, существенные положения для применения ст. 256 УК РФ содержатся в актах субъектов Федерации, органов местного самоуправления, в которых устанавливаются сроки добывания рыбы и других водных животных, определяются места добывания, лова, порядок выдачи лицензий, устанавливаются таксы исчисления размеров взыскания за ущерб, оговариваются различные запреты за ограничения на добывание водных биоресурсов данного региона.

Объективная сторона материального и формального состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 256 УК РФ, включает в себя: а) действия, состоящие в добыче водных биоресурсов и незаконность указанных действий4 б) причинение крупного ущерба; причинную связь между действиями по добыче и ущербом, если а) действия по незаконной добыче; б) способы или места, в пунктах «б» - «г» части первой статьи. Таким образом, п. «а» части первой статьи устанавливает материальный состав преступления, а п.п. «б» - «г» части первой – формальные составы преступления, не требующие наступление вредных последствий.

При уголовно-правовой оценке деяния по признакам этих составов преступления надо устанавливать в первом случае:

а) совершение действий по добыче;

б) незаконность этих действий;

в) направленность добычи на предмет в естественном состоянии;

г) наличие крупного ущерба;

д) причинную связь.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998г. №14 говорится: «При решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, отнесение к специальным категориям, экологическую ценность… при этом учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, нанесенный в целом животному и растительному миру».[23]