Смекни!
smekni.com

Экология человека - путь к спасению жизни на Земле (стр. 2 из 5)

В результате экологического кризиса сегодня (в конце XX — начале XXI в.) все заметнее дают о себе знать не только проблемы загрязнения окружающей среды, но и исчезновение лесов, отдельных видов фауны и флоры, дефицит ресурсов. Человечество создало искусственную индустриальную цивилизацию огромных размеров, что ведет к истощению (оскудению) естественных (природ­ных) ресурсов. Земля только одна и ее ресурсы не без­граничны. Сегодня экологическое положение в мире при­нимает чрезвычайно острый характер.

Одновременно происходят серьезные трансформации в структуре и характере болезней населения, вызванные антропогенными изменениями. Возрастают сердечно-со­судистые, психические болезни, возникают новые, неиз­вестные ранее заболевания (СПИД, рак, лучевая, аллер­гические болезни и др.). Под влиянием индуцированных мутаций происходят генетические изменения человечес­ких популяций.

Словом, на экологических параметрах общественного развития замыкается практически все содержание «оче­ловечивания» нашей действительности — биологической, генетической, физиологической, психической. Колоссаль­ные изменения, связанные с угрозой окружающей среде, становятся глобальной проблемой современного мира. Время работает не на нас, а против нас. По сути ставится под угрозу само существование жизни на Земле. Совер­шенно понятны утверждения о возникновении в наше вре­мя экологического императива «как осознания объектив­ной необходимости считаться не просто с законами при­роды, но и с предъявляемыми нам с ее стороны «техни­ческими условиями», о том, что «в экологическом импе­ративе естественнонаучное и гуманитарное образуют монолитный сплав».

Вот почему ныне в повестку дня остро встал вопрос о равновесии природы, об экологически устойчивом разви­тии производства в обществе, о коэволюции природы и общества, о новых подходах к человеку как к человеку эко­логическому, о спасении жизни на Земле. Вот почему в системе мировых приоритетов экологические проблемы вышли на первый план.

Природа и общество взаимодействуют между собой. Они представляют собой социоприродную систему, в ко­торой предполагается саморазвитие, самоорганизация, саморазмерность функционирующих систем. Равновесие природы невозможно без соответствующего развития об­щества. Нарушая природное равновесие, нанося вред природе, общество лишает себя возможностей гармонич­ного развития. Гармоничное развитие общества, в свою очередь, немыслимо без всестороннего учета природно­го фактора. Взаимодействие природы и общества, их гар­моничное (коэволюционное) развитие обеспечивают ста­бильность окружающей человека среды. Согласованность общественной (человеческой) жизнедеятельности с тре­бованиями окружающей среды — настояние современ­ной эпохи.

Социоприродная система, образуемая в результате взаимодействия природы и общества и полагающая их коэволюцию, включает в себя целеполагание деятельно­сти человека, его творческий потенциал. Тем самым она основывается на динамичных взаимоотношениях, пере­ходах, действиях человека, общества, природы.

Равновесие в природе, коэволюция природы и обще­ства становятся категорическим требованием устойчиво­го развития социальной среды. Устойчивое развитие пос­ледней полагает такую систему общественных отноше­ний, которая в центр внимания ставит человека, его здо­ровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Сама социальная среда, рассматриваемая с точки зре­ния экологического развития, предстает прежде всего как экономический процесс. Экология зависит от экономики и наоборот. Не случайно экономику часто называют глав­ным виновником экологического кризиса. Но экономика вызывает к жизни те или иные кризисные проявления в экологии лишь в том случае, если структуры, аттракты, точки бифуркации в этих двух сферах оказываются нерав­новесными и неустойчивыми. Поэтому решать проблемы экологического и экономического порядка надо сопряжен­но, понимая, что экономическое развитие в отрыве от эко­логии ведет к превращению Земли в пустыню, а защита окружающей среды без экономического развития закреп­ляет нищету и несправедливость в обществе.

Изучение роли и места экологического фактора в эко­номике является предметом экономики природопользо­вания и охраны окружающей среды, которая сегодня в каучных исследованиях заняла прочное место. Данная наука рассматривает обмен между природной и экономической системами, которые сами могут быть эквивалент­ными и неэквивалентными, равновесными и неравновес­ными. «Экономика природопользования и охраны окружа­ющей среды, — пишут Н. В. Пахомова и К. К. Рихтер, — возникнув из практических потребностей решений эколо­гических и природно-ресурсных проблем, сразу стала фор­мироваться как наука, имеющая широкую международ­ную «прописку» и признание».

Экономика природопользования и охраны окружающей среды охватывает множество проблем эколого-экономи-ческих отношений. Прежде всего ее интересует генезис и история названных отношений, их антологический и гно­сеологический аспекты. Она имеет свои базисные поня­тия. ценности и принципы, свой микро- и макроэкономи­ческий, национальный и региональный уровни анализа, свои инструменты и механизмы управления. Нахождение экономических путей рационального использования при­родных ресурсов и охраны окружающей среды — главная задача экономики природопользования, которая включа­ет в себя исследование международного опыта и сотруд­ничества в решении экологических проблем.

Равновесие в природе, коэволюция природы и обще­ства, устойчивое развитие социальной среды (включая и эколого-экономическое развитие) — составляющие сто­роны единого, неделимого процесса — процесса глобаль­ного, исключительно сложного, по своим масштабам ги­гантского и грандиозного. Эти составляющие стороны представляют собой не простое их сложение, а интегри­рованное целое, в котором одно не существует без дру­гого, порождая гармонию или нарушая ее.

Установление гармонии указанных составляющих в природе и обществе, между природой и обществом спо­собствует росту народонаселения. Напротив, отсутствие такой гармонии дестабилизирует рост и здоровье насе­ления мира.

Многие авторы утверждают, что наша планета имеет предел роста населения, что энергопотребление и миро­вое производство пищи растут, а природные ресурсы ог­раничены. Поэтому необходимо прекратить нанесение ущерба окружающей среде. По их мнению, "вопрос жизни человека на Земле — всего лишь вопрос времени.

Другие авторы полагают, что сама постановка вопро­са о «физических пределах роста» в значительной мере лишена смысла, что все природные ресурсы либо не ог­раничены, либо эти ресурсы можно расширить, исполь­зовать более целесообразно, либо их преобразовать.

Время покажет, которая из этих позиций окажется бо­лее верной. Но совершенно очевидно, что первопричиной гармоничного (или, наоборот, кризисного) развития при­роды и общества является не экономика, как считают многие ученые, а сам человек. Всякие изменения в воз­душном бассейне, климате, водных ареалах, почве все­гда есть следствие разрушения биосферы. Самая страш­ная правда — разрушение атмосферы, а самая разруши­тельная сила атмосферы — человек «Поскольку приро­да сама по себе, — замечает А. С. Мамзин, — есть некая самосовершающаяся гармония, она не содержит в себе коллизий и противоречий. Источник таковых — сам че­ловек».Именно человек, наделенный разумом, нормаль­ной психикой, способностью к творчеству и восприятию знаний, в своих преобразовательных действиях воздей­ствует на биосферу и сам становится мощной геологи­ческой силой. Человек (человечество) может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество. Гло­бальный экологический кризис, который сегодня развер­тывается стремительно, во многом оказался возможным благодаря мощному, не всегда умелому вмешательству человека в биосферу.

В то же время мозг и сознание человека неисчерпае­мы. Неисчерпаемы и его возможности к самопостижению, самосохранению и к осуществлению экологически безо­пасной деятельности, что, в свою очередь, предполагает культурное, духовное и гуманистическое развитие чело­века. Экологически безопасная деятельность человека сегодня — ответ на возникший экологический императив. Общество до настоящего времени во всех своих проявле­ниях зациклилось на экономической доктрине, на доктри­не «человека экономического». Между тем оно должно сменить парадигму своего развития, перейти от тради­ционно экономической парадигмы к экологической, в цен­тре которой становится уже не экономический, а экологи­ческий человек.

И это понятно. Ибо мы живем в эпоху, когда человече­ство охватывает в бытии планеты всю Землю. Теперь биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу. «Человек, — утверждает В. И. Вернадский, — своим трудом — и своим сознательным отношением к жизни — пе­рерабатывает земную оболочку — геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу». Ноосфера есть единство природы и обще­ства, но такое их единство, в котором человек с его Разу­мом и Деятельностью является доминантой; он сам ста­новится геологической силой в эволюционном процессе. Это значит, что теперь человек становится ответствен­ным за все то, что миллионы лет регулировала сама При­рода. Теперь становление ноосферы, сосуществование и соразвитие природы и общества предполагает возрас­тание роли и ответственности каждого отдельного чело­века и во многом зависит от степени его развития, разви­тия человеческого разума. «Без вмешательства Разума без его направляющего начала, — пишет Н. Н. Моисеев, — человечеству уготована деградация». Поэтому процесс перехода от технико-экономической парадигмы к духов­но-экологической ориентации требует переориентации сознания, которая порождает существенные изменения в стереотипе поведения людей, в формах хозяйствования.