Смекни!
smekni.com

Некоторые социально-экологические проблемы развития важнейших промышленных комплексов (стр. 3 из 3)

Другое обстоятельство - возникшее в людях недоверие к атомным энергетическим установкам, широкое внедрение которых, даже на основе использования несравнимо более надежных реакторов, встречает сопротивление населения.

Жители Западной Сибири хорошо знают разрушительные последствия разведки, строительства и эксплуатации нефтегазового комплекса и они должны быть особенно тщательно проанализированы в связи с перспективами его развития в северных регионах Якутии. А что происходит в Западной Сибири лучше всего представить из письма депутатов Надымского городского и сельского Советов и Ямало-Ненецкого Окружного Совета и многих жителей сел Надыма и Нори, опубликованного в журнале Северные просторы(Февраль, 1991, с.7) под заголовком "Спасите нам жизнь", которое воспроизводится с сокращениями.

"Мы, оленеводы совхоза Надынский Надымского района Тюменской области убедительно просим оставить нам земли для дальнейшего существования, хотя бы то, что сохранилось после бурного "освоения" газовых месторождений Медвежье, Ямбургское и Уренгойское. Нам уже негде пасти оленей. Если будут отторгнуты и последние пастбища для доосвоения этих месторождений и дополнительно изъяты земли месторождений Харвутинского, Песцового и другие, то нам, коренному населению, хозяину этих земель не выжить. Не будет оленей, пушнины и рыбы, так как идет беспрецедентное по своей экологической неграмотности промышленное освоение района.

Пора остановиться и оглянуться - есть же предел безоглядному насилию над природой. Газ не сделал процветающим Надымский район для жителей коренной национальности - наоборот, возникли колоссальные социальные проблемы. В поселке Ныда нет бани, клуб и библиотека в ветхом здании, нет и больницы... нет водозабора - пьем воду из реки, куда стекают все химреагенты. Люди не имеют жилья. Из за уменьшения поголовья оленей совхоз не может не только строиться за счет средств хозяйства, но даже содержать человеческое жилье в порядке... Мы просим помочь нам выжить..." И это не фраза, не коньюнктурное заявление. На полуострове Ямал на начало 90-х годов было выведено из строя свыше 6 млн. гектаров оленьих пастбищ. И цитированное письмо надо понимать, может быть, как последний призыв к благоразумию, гуманности, экосоциальным подходам к освоению новых территорий и ресурсов природы. Нет никакого оправдания тому, что энергия, поставляемая в другие регионы страны и за ее пределы, обеспечивавшая само выживание Советского государства и возможности его сохранения столь длительное время вне рыночной экономики, не принесла никаких социальных благ жителям земли, из которой черпалась нефть, да и рядовым гражданам Союза тоже.

Другим не менее значимым экологическим следствием развития нефтегазового комплекса Западной Сибири является загрязнение почв и водных объектов, в первую очередь - реки Оби и ее притоков.

Только на территории Тюменской области загублены 1200 мелких и 250 крупных рек и множество озер. На протяжении многих лет освоения, в факелах были сожжены десятки миллиардов кубических метров попутного газа, в воздух сброшены десятки миллионов тонн вредных веществ. Если иметь ввиду, что при первичной сепарации нефти ее допустимые потери составляют 2% от добычи, природные системы Обь-Иртышского бассейна получили за время освоения нефтяных месторождений, начиная с 1964 года не менее 100 млн.т. Не случайно воде реки Оби содержание нефтепродуктов местами достигает 500 ПДК, а донный ил в Обской губе содержит 10% нефти, сорбированной на частицах грунта: 10 грамм нефти на 100 гр. массы донной пробы.

Протяженность магистральных нефтепроводах в бывшем СССР составляла около 100 тыс.км. Большая часть их находится в России, причем число аварий с розливами нефти доходило до 11 тыс. в год. Чтобы представить себе масштабы подобных аварий, вспомните произошедший в 1995 г. разрыв магистрального нефтеровода в республике Коми. Авария, к которой была привлечена не только российская, но и мировая общественность, а ликвидация заняла много месяцев напряженного труда. Во время одной из таких менее известных аварий в Ханты-Мансийском национальном округе сырая нефть текла по поверхности земли в течение недели слоем, высотой до 8 см.

Если подняться в воздух над знаменитым озером Самотлор, что означает сердце озер, можно увидеть россыпь мертвых застойных лагун и тысячи гектаров того, что осталось от тайги, со срубленными и брошенными гнить деревьями, тысячи шламовых амбаров - глубоких ям, заполненных нефтью, буровым шламом или буровыми растворами. Таково состояние бассейна реки Оби - только одного из нефтедобывающих регионов России. Отсюда прямым следствием является резкое сокращение рыбного стада, площади охотничьих угодий и соответствующее ухудшение условий жизни жителей приобской тайги - народов ханси и манси.

Предприятия металлургического комплекса Предприятия металлургического комплекса, особенно цветной металлургии являются вторым по значимости загрязнителем природной среды. Объем вредных выбросов комплекса достигает более 5,5 млн. т. в атмосферу и около 1,5 млрд. кубических метров в водные объекты. Только одному Норильскому горно-металлургическому комбинату предъявлялись неоплаченные им иски за гибель лесов, в млн. рублей: в 1973 г - 4; 1975 -9; 1982 - 12; 1986 - 16 1989 - 20, 1993 - более 1 185 млн. рублей. Основная зона поражения лесов расположена в юго-западной части полуострова Таймыр и простирается с севера на юг от острова Пясино до Хантайского водохранилища и ограничена на западе хребтом Лонтокойский и на востоке - западными отрогами хр. Путорана. Эти реликтовые леса, своеобразный оазис, сохранившийся в экстремальных климатических условиях. Суммарная площадь погибших лесов составляет более 350 тыс. га, а площадь ослабленных лесов - более 150 тыс. га.

Аэрозоли Норильскго горнометаллургического комбината разносятся воздушными течениями практически вдоль всего побережья северных морей, подкисляя почвы арктических и субарктических тундр и притундровой тайги на территории Якутии и Чукотки.

Однако, помимо Норильского, не меньшее влияние на природу оказывают комбинаты Североникель, Мончегорский, Братский.

В газете Экоинтер, в статье Тучи над Братском была нарисована такая картина.

Наиболее крупным загрязнителем природной среды является Братский алюминиевый завод, сбрасывающий более 50 кт загрязняющих веществ, лесопромышленный комплекс - 35 кт и предприятия транспорта и энергетики. В списке загрязняющих веществ, поступающих в воздух от этих и других, более мелких предприятий значатся окись углерода, смолы, твердые фториды и другие фтористфые соединения, сероводород, метилмеркаптан, диматилсульфиды, различные хлористые соединения, бенз-а-пирен. Среднемесячные содержания вредных веществ составляют от 2 до 25 ПДК, однако в неблагоприятные для их рассеивания дни, а таких, в условиях континентального климата, в Братске бывает в году более 200, 20-ти минутные концентрации возрастают в величинах ПДК по метилмеркаптану до 122, бенз-а-пирену - 124, двуокиси азота - 21, сероводороду - 15, сероуглероду 5. "Белый дурнопахнущий туман накрывает город, проникает в жилые помещения, люди задыхаются от букета химических ядовитых газов. Прямые следствия такой техногенной нагрузки - усыхание лесов вокруг города в радиусе 30 км и признаки поражения хвойных лесов в радиусе 70 км. Не лучше обстоит дело и с водными объектами, в частности - Братским водохранилищем, в которые сбрасывается в общей сложности более 400 млн.м куб. загрязненных в той или иной степени сточных вод. В результате - пригородные зоны Братска перестали быть местами возможного отдыха горожан, а сбор в этой зоне дико растущих становится крайне опасным. Подобные результаты техногенной сверхнагрузки на природную и городскую среду неизбежно отражаются в социальных последствиях жизни горожан, прежде всего - их здоровье. Сокращается прирост населения, увеличивается смертность, количество онкозаболеваний, особенно у детей, за десятилетие 1980-1990 гг возросло в 5 раз. На 27% выросло число случаев мертворожденных детей, в 2,5 раза - детей с врожденными аномалиями. Активизировались и омолодились миграционные процессы: в западные районы страны выбывает больше людей, чем приезжает, большинство уезжающих не пенсионеры, как бывало раньше, а высококвалифицированные рабочие и специалисты в возрасте менее 30 лет. Социологические исследования, проведенные в Братске Институтом философии и филологии СО РАН показали, что более 70% жителей Братска оценивают экологическую обстановку, как очень тяжелую, около 50% жителей отмечают непосредственное ее воздействие на здоровье, 45% жителей предполагают в ближайшее время сменить место жительства, 80% братчан полагают, что произведенные в пригородной зоне продукты питания сильно загрязнены веществами промышленного происхождения. Таковы социальные последствия изменения экологической обстановки, вызванные природоразрушительными технологиями, используемыми Братским промышленным комплексом.