Смекни!
smekni.com

Охрана окружающей среды: атмосфера, гидросфера, литосфера Севастополя (стр. 4 из 10)

Оценка воздействия объекта на атмосферный воздух представлена в разделах 3.4: 4.2, 8 ОВОС.

Основные выбросы вредных веществ в атмосферу, возникающие при перегрузке и хранении угля, представляют собой угольную пыль, при перегрузке инертных материалов - пыль неорганическая с содержанием SiO2 свыше 70%.

Наиболее интенсивными источниками пыления являются места перегрузка груза (трюм судна, приемные бункера, пересыпные станции, СПВ).

Для определения ситуации наиболее неблагоприятной с точки зрения загрязнения атмосферного воздуха, рассмотрены семь возможных технологических сценариев работы УПК:

1 сценарий – когда задействованы источники выбросов при перегрузке угля по варианту «судно-склад» с использованием грейферного краны;

2 сценарий – когда задействованы источники выбросов при перегрузке угля по варианту «судно-склад» с использованием грейферного перегружателя;

3 сценарий – когда задействованы источники выбросов при перегрузке угля по варианту «склад-полувагон»;

4 сценарий – когда задействованы источники выбросов при перегрузке песка по варианту «судно-склад» и угля по варианту «склад-полувагон;

5 сценарий – когда задействованы источники выбросов при перегрузке щебня по варианту «судно-склад» угля по варианту «склад-полувагон»;

6 сценарий – когда задействованы источники выбросов при перегрузке песка по варианту «склад-судно» угля по варианту «склад-полувагон»;

7 сценарий – когда задействованы источники выбросов при перегрузке щебня по варианту «склад-судно» угля по варианту «склад-полувагон».

Обоснование потребности в перегрузке угля. В ТЭО (стр. 6-8) представлено обоснование необходимости импорта 4,0 млн.т/год коксующихся углей в Украину с использованием морского пути как способа доставки сырья, признанного наиболее приемлемым, экономически обоснованным и экологически безопасным. Целесообразность строительства УПК в г. Севастополе объясняется наличием глубоководного причала с соответствующей инфраструктурой, что позволит в наиболее короткие сроки построить УПК для приемки грузовых судов высокой тоннажности.

В ТЭО отсутствует обоснование необходимости перевалки инертных грузов (щебня, песка) через УПК в г. Севастополе. При этом объемы инертных материалов превышают объемы импорта угля и составляют 4.5 млн.т./год.

2.2. Характеристика окружающей природной среды на участке размещения объекта (Физико-географическая характеристика; Краткая климатическая характеристика).

В ОВОС указано, что использованы данные гидрометеорологических наблюдений морской гидрометеостанции (МГ) Севастополь (Павловский мыс), однако станция не уполномочена предоставлять сырые или обобщенные данные для коммерческих целей. Т.н. «мониторинг качества морской среды», то есть всего лишь две мелкомасштабные съемки вблизи района УПК, судя по тексту, выполнены в июле 2006 и 2007 гг. сотрудниками ЮгНИРО (г. Керчь), где производился также лабораторный анализ проб воды. В тексте указаны номерами ссылки на опубликованные источники, материалы которых использованы в работе, однако представленный файл не содержит перечня этих ссылок, что не позволяет судить о полноте и качестве анализа.

В представленных материалах ОВОС указывается, что в процессе производственной деятельности УПК выбросы загрязняющих веществ распространяются далеко за пределы порта и района работ, загрязняя атмосферный воздух, а также водную среду акватории порта, Севастопольской бухты и прилегающего к ней района Черного моря. Очевидно, что интенсивность загрязнения и активность процессов самоочищения водной среды и приводной атмосферы во многом зависят от гидрометеорологических условий района. Тем не менее, характеристика важных гидрологических и метеорологических параметров Севастопольской бухты и зоны перегрузочного комплекса представлена поверхностно. В ней не использованы современные опубликованные результаты многолетних исследований Гидрометеослужбы Украины, Морского отделения УкрНИГМИ МЧС Украины и НАН Украины – официального субъекта государственной системы мониторинга морской среды а также Морского гидрофизического института НАН Украины.

В разделе «Климатическая характеристика» не достает ряда важных данных, допущены ошибки, которые могут повлечь вполне предсказуемые негативные последствия.

По большинству параметров не указан период (с какого по какой год) наблюдений, что очень важно в связи с наблюдающимся интенсивным в последние годы глобальным потеплением и связанными с ним изменениями теплового, ветрового режимов, а также подъемом уровня моря. Вероятно поэтому, например, неверно указаны данные по станции Севастополь: средняя температура воздуха +14,6 °С (в действительности +12,1 °С), средняя температура января -2 °С (в действительности +2,9 °С), годовые сумма осадков и максимум 350 и 584 мм (в действительности – 395 и 678 мм). Неточны и небрежно представлены данные по скорости ветра и повторяемости направлений ветра, в особенности повторяемости штормовых градаций ветра и волнения.

Следует особо подчеркнуть роль ветра в распространении пылевого загрязнения. Поэтому роза ветра должна быть детализирована, т.е. представлена не только в виде интегральных повторяемостей для каждого направления, но и по градациям скорости ветра, а также по сезонам года. То есть, рассчитанные в ОВОС коэффициенты переноса пыли в атмосфере не могут учесть реального многообразия ситуаций и сценариев пылевого загрязнения от работы УПК.

Принятая роза ветров не согласована с органами Госкомгидромета по месту расположения предприятия, что является нарушением п.8.6.3. ОНД-86

Приведенные данные по уровню моря просто неверны: совершенно очевидно, что данные последних десятилетий не использованы. Отсутствует информация о повторяемости и обеспеченности уровня, поэтому нет данных об обеспеченности и величине уровня нуля порта, который обычно используется в практике для определения рабочих глубин у причалов и отметок портовых сооружений, для определения оптимальной загрузки судов во избежание недогруза или посадки на мель. В разделе вообще не упоминаются такие важные для Севастопольской бухты явления как «тягун» и «сейши». Размах колебаний уровня воды при сейшах с периодом 1 час достигают 30-50 см, которые накладываются на сгонно-нагонные и долгопериодные колебания уровня в бухте.

Известны редкие случаи, когда подъем уровня превышал 1 м (заливалась набережная в г. Инкерман). Игнорирование подобных явлений может привести к катастрофическим ситуациям с большим материальным ущербом и негативными экологическими последствиями.

В разделе «Течения» приведена устаревшая концепция, не учитывающая полную зарегулированность реки Черная Чернореченским водохранилищем. Именно поэтому «постоянно действующего стокового течения» в Севастопольской бухте не существует. Сток распреснённых вод наблюдается только при крайне редких аварийных сбросах водохранилища. В материалах ОВОС верно отмечено, что в бухте преобладают дрейфовые ветровые течения. Однако не показано, что под воздействием ветра в бухте формируются динамические образования (круговороты, вихри), нередко препятствующие свободному водообмену бухты с морем.

В центре таких образований могут локализоваться и удерживаться продолжительное время значительные объемы загрязненных вод. Постоянные сейшевые колебания обусловливают реверсивные течения на выходе из бухты и периодические противотечения в зоне устья р. Черной.

Вышеперечисленные факторы не учтены и при подготовке раздела «Температура и соленость воды», данные которого представляются недостаточно обоснованными, устаревшими и вызывают сомнения. Ведь в последние 5-7 лет Морским гидрофизическим институтом совместно с МО УкНИГМИ производились регулярные гидролого-гидрохимические съемки всей акватории Севастопольской бухты (до 32 станций комплексных измерений в течение съемки), результаты которых опубликованы и могли бы быть свободно использованы в столь ответственном документе как ОВОС.

Что касается качества морской воды по гидрохимическим показателям, то использованные две мелкомасштабные съемки ЮгНИРО не позволяют судить о режиме и состоянии загрязнения вод Севастопольской бухты, ведь влияние УПК распространится далеко за пределы локальной прибрежной зоны терминала, а сложная динамика вод бухты должна быть учтена при анализе загрязнения поверхности и толщи вод всей акватории. Здесь полезно было бы использовать материалы государственного мониторинга вод Севастопольских бухт, выполняемого МО УкрНИГМИ с начала 1980-х годов.

Разработчики ОВОС не учли современные данные метеорологических, гидрологических (речных) и океанографических наблюдений, а также информацию об особенностях водообмена внутри бухты и бухты с морем, о сезонных и короткопериодных изменениях гидрометеорологических и гидрохимических условий. Репрезентативная оценка влияния гидрометеорологических условий на состояние экосистемы бухты при строительстве и эксплуатации УПК может быть получена лишь путем обобщения современных результатов комплексных исследований.

Учитывая перечисленные замечания и недостатки, материалы ОВОС в части характеристики окружающей природной среды на участке размещения объекта УПК должны быть признаны не отвечающими объективным данным и оцениваются неудовлетворительно.

2.3. Общая характеристика объекта и хозяйственной деятельности в зоне его влияния:

2.3.1. Процесс пылеобразования и краткая характеристика угля;

Характеристика мощности источника выброса при разгрузке угля (грамм в секунду) выбрана по аналогии с портом Восточный. Такой подход является нарушением требований министерства охраны окружающей природной среды в части необходимости разработки методики определения мощности выброса загрязняющих веществ для каждого отдельного типа источников неорганизованных выбросов и п.2.14.ДБН А.2.2-1-2003 «Состав и содержание материалов оценки воздействий оценки на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений» в части отсутствия ссылки на использованные методики.