Смекни!
smekni.com

Использование судебной практики в отношении нарушителей законодательства по обращению с отходами (стр. 3 из 5)

Там проблема решается медленно и тяжело. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят в 1998 году. До его принятия действовали временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в 1994 году. Закон разрабатывался несколько лет, и это привело к тому, что некоторые области принимали свои региональные нормативные акты. Именно этот закон четко говорит о том, что «право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались». То есть отвечает за мусор тот, кто его произвел! Причем право собственности может быть передано другому лицу на основании договора купли-продажи. То есть можете свой мусор кому-нибудь продать… Интересно, кто купит мусор дачника? И главное: «В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию...» То есть бросили у тебя на участке соседние дачники мусор, так бери, теперь ты этим мусором можешь распоряжаться по своему усмотрению! Вот счастье-то! Конечно, в законе говорится, что объекты размещения отходов (то есть свалки) можно создавать только с разрешения федеральных органов власти. Но кто ж спрашивать будет? Никто не контролирует, за руку не ловит, значит, будем сваливать мусор там, где нам удобно! Про территории поселений (к которым, по всей видимости, относятся и дачные поселки) написано следующее: «Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации». Существует еще и Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ФЗ-66 от 15 апреля 1988, в котором сказано: «В дачных поселках ответственность за организацию и вывоз бытовых отходов возложена на правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения». Если-таки мусор копится, где попало, не вывозится, идите в правление этого дачного объединения, а также в местную или районную администрацию. Важно и то, что на территории дачных поселков распространяются те же нормативные акты, которые регулируют охрану окружающей среды и на территориях населенных мест (городов).

Так в статье 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указано: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ». И если еще не изобрели способ не мусорить, так давайте мусорить хотя бы по закону!

4.Третья проблема России

К двум исконно русским бедам – дорогам и дуракам – с полным основанием можно присоединить третью: свалки. Объемы производимого в России бытового мусора огромны: только отходы жилищно-коммунального сектора превышают 60 млн. тонн ежегодно. И это без учета свалок, где, по разным оценкам, накоплено от 80 до 120 млрд. тонн мусора.

Строительство завода по сжиганию иловых осадков начато в Санкт-Петербурге на Юго-Западных очистных сооружениях. Это предприятие, оснащенное современным оборудованием, будет перерабатывать 68 тонн осадков в сутки. Полученная в результате переработки зола может служить основой для строительных материалов.

Губернатор В.И. Матвиенко сказала на церемонии закладки первого камня в фундамент: «С вводом в строй завода мы практически полностью решим проблему утилизации иловых осадков. Не нужно будет больше выделять территорию для хранения и обработки отходов, и мы сохраним чистоту и здоровую экологическую атмосферу в городе, особенно в зоне Финского залива и Балтийского моря». Губернатор особо отметила также значимость таких проектов в целом не только для города, но и для всего Балтийского региона. «Сейчас мы готовим еще целый ряд важных экологических проектов, и я уверена, что они заинтересуют наших зарубежных партнеров. Ведь для решения экологических проблем границ не существует».

Чем не идиллия? Массу проблем сразу решит новый завод после ввода в эксплуатацию. Однако, почему так встревожились «зеленые»? Петербургское отделение Гринпис даже со специальным заявлением выступило, в котором предостерегает всех от «впадения» в эйфорию. Оказывается, с дымом, образуемым при сжигании ила, в атмосферу будет выбрасываться столько вредных веществ, что мало никому не покажется. Особенно жителям района, вблизи которого строится новое предприятие.

Можно, конечно, посетовать на «зеленых»: опять, мол, выполняете «заказ третьих стран» или конкурентов «Водоканала». Но беда в том, что дышать отравленным воздухом придется петербуржцам.

Так что, отказаться от вторичной переработки совсем? Нет, так вопрос никто не ставит. Другое дело, что технологии должны использоваться самые передовые, очистка продуктов переработки должна производиться с максимальной эффективностью. Чтобы не получилось так: исправляем одно — за счет ухудшения другого.

А в принципе заводы нужны. Только вот строить их никто не спешит.

Три года тому назад родилась в Краснодарском крае целевая программа «Отходы». Казалось, наконец-то появился свет в конце тоннеля, и вот-вот на Кубань хлынут потоки инвестиций и новейших технологий. Однако прошли годы, а программа так и лежит на чиновничьих столах – без движения.

Между тем, как пишут в краевых газетах, желающих разрабатывать мусорный Эльдорадо немало. Более полутора десятков специализированных предприятий, объединенных в Союз отходопереработчиков Кубани, уже не первый год добиваются от краевых властей внимания к проблемам переработки вторсырья.

— Предприятия нашего объединения постоянно сталкиваются со всякого рода противодействиями со стороны территориальных уполномоченных управлений федеральных органов власти, — говорит президент Союза отходопереработчиков Юрий Горбов. — Простой пример. Северо-Кавказское межрегиональное управление Ростехнадзора предлагает руководителям предприятий заключать договора с ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Краснодарскому краю» для проведения так называемой «экспертизы материалов обоснования для выдачи разрешения на предельно допустимый выброс в атмосферу и разрешений на размещение отходов». При этом сроки этой «экспертизы» могут затягиваться на несколько месяцев, а ее стоимость – десятки тысяч рублей. Однако подготовить необходимые материалы могут и сами предприятия, прибегнув к услугам специализированных организаций, причем за меньшие деньги. Но – «низзя»… Потому и не спешат предприниматели за лицензиями… Парадоксальный факт: лицензию на право обращения с опасными отходами в настоящее время имеют менее одного процента предприятий, в то время как по закону ее наличие необходимо всем хозяйствующим субъектам. Выходит, что остальные более чем 99 процентов организаций осуществляют свою деятельность незаконно, и в любой момент контролирующие органы могут благополучно их «прикрыть». Если процедура лицензирования не будет существенно упрощена, ни о каком развитии отходопереработки не может быть и речи.

Весьма спорное утверждение. Для экологии одинаково опасны как поспешные, непродуманные решения, так и бесконечные откладывания в долгий ящик – не всегда и поймешь: от чего вреда будет больше. Другое дело, что в руках у чиновников и бюрократов, что одно и то же, и самое простое дело превращается в архисложное – если его, естественно, не «смазывать».

До сих пор способом заботы об окружающей среде считается так называемый экологический сбор. Принцип прост: загрязняешь природу – компенсируй платежами. В бюджет. По идее, какая-то часть средств из него должна идти на природоохранные мероприятия. Однако они, как известно, финансируются из рук вон плохо. А ведь можно и по-другому, как делает весь мир. Любой местный товаропроизводитель регулярно перечисляет средства на утилизацию отходов, оставшихся после использования потребителем его продукции, на специальный счет регионального объединения компаний, специализирующихся на переработке отходов (а отнюдь не в бюджет). Свидетельством того, что фирма-производитель аккуратно выполняет обязательства по охране окружающей среды, служит специальная наклейка на упаковке его товара – так называемая зеленая марка. Наличие этого нехитрого значка – куда более действенный, нежели кричащая реклама, аргумент для европейского потребителя выложить за нее свои деньги.

Что же мешает перенести подобный опыт на российскую почву, благо, что для вторичной переработки мусора у нас имеются и производственные мощности, и, главное, квалифицированные специалисты? Простые расчеты показывают, что региональные союзы отходопереработчиков, работая за счет целевых отчислений, способны приносить миллиарды рублей в качестве налогов и прибылей. В Краснодарском крае этот показатель может превысить четыре миллиарда рублей в год. Плюс автоматически решалась бы проблема оздоровления окружающей среды.